Конспект урока по литературному чтению . Равнодушие людей. Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цыбина Марина Борисовна

Конспект урока с элементами проблемного обучения проведён в 3 классе по ОС "Школа 2100".Использованы современные образовательные технологии: технология развития критического мышления, продуктивного чтения, кейс -технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3»

                                                                                                                                                                                           

Конспект урока

по литературному чтению в 3 классе

Равнодушие людей. Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

                                                                                                           Подготовила: учитель начальных классов

           МБОУ «Ромодановская средняя

 общеобразовательная школа № 3»

Цыбина Марина Борисовна

2016 год

Тема: Равнодушие людей. Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование: учебник, кейс – пакет, мультимедийный  проектор, карточки для работы в паре, аппликация «Яблоко»

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

I. Актуализация знаний.

-Сегодня мы проведём урок литературно чтения . Мне очень нравится с вами проводить эти уроки.

А чего вы ждёте от сегодняшнего урока ?

Начните свой ответ со слов                                                    

« Сегодня на уроке мне хотелось бы …(ответы детей)

- Чтобы всё у нас получилось на уроке, что нам необходимо?

(ответы детей:  верить в себя, не волноваться, слушать друг друга)

- Мы себя настроились на деловой лад, пусть всё у нас с вами получится.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Постановка проблемы

-У вас на партах лежат конверты, откройте их и познакомьтесь с информацией, которая там есть. Вы должны определить проблему, которая  объединяет ситуации,  сюжеты рисунков, отрывки из произведений.

(дети работают, ответы детей)

 – Хочется послушать вас.

- Ребята, вы, верно, определили, что речь идёт о равнодушии людей по отношению друг к другу, животным и самое страшное к близким людям.

На одном из занятий с Дилярой, я задала ей вопрос. Послушайте, пожалуйста, её ответ. (Видео с Дилярой)

Почему мы затронули эту тему ? (ответы детей)

Мы вернёмся к этому разговору немного попозже.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

III. Открытие нового (узнаём…).

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Работа с текстом после чтения.

Обобщение по произведению.

Физкульт минутка.

6. Работа по рядам

-Сегодня у нас встреча ….       ( Слайд №3 портрет Иосифа Дика)

-Вы узнали кто это?

А что вы, знаете о творчестве И.И.Дика? (ответы детей)

- Давайте ближе познакомимся с автором произведения. О писателе расскажет Данил

(Ученик рассказывает о писателе.)

Иосиф Иванович Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей, долгое время был бездомным, а позднее  - определён в детский дом. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт .
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него было  более 60.

- И сегодня мы познакомимся  с его произведением.

– И. Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки».                    

 - Попробуйте предположить, о чём он будет?

(ответы детей)

- Рассмотрите иллюстрацию  со страницы учебника .           

- Предположите о ком это произведение?- Где находятся мальчики?  В каком они настроении?

(Можно предположить, что речь в рассказе будет идти о мальчиках, которые находились дома и встречали женщину с сумками).

- Главными героями его произведений - мальчики и неслучайно. 

 (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора .В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)

– Чтобы проверить все ваши предположения, что  нам нужно сделать? (прочитать рассказ.) (учитель показывает учебник «Литературное чтение)

-Я вынесла это произведение на листочки, а почему я это сделала, вы, узнаете позже. Мы с вами будем читать произведение, вести диалог с автором, задавать автору вопросы, сами искать ответ и проверять свои предположения по ходу чтения.

Чтение вслух (диалог с автором, комментированное чтение).

4. Чтение рассказа вслух по частям

Чтение 1 части учителем. (до слов  «... снова сбил её с ног»).

 Иосиф Дик

КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ

1

Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. (В. Сразу возникает вопрос: что их так рассмешило?) Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. (П.В. Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?)

По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (П. То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вы чувствуете, какая боль при падении на обледенелый асфальт отдаётся .

 Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (П. А вот ребятам на всё это смотреть смешно, интересно и весело).

А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок).

К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног. (чтение детей по цепочке)

– А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.)

– Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется?

– Брякнется, – усмехнулся Валерка.

– А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка.

И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. («Злополучное место» – значит несчастное место, где происходят бедствия.)

Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.

Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. (В. Значит, наледь образовалась ещё вчера. Можно было что-то сделать?… – Кто должен был сделать?  (Коммунальная служба)
Что они были должны сделать? (посыпать песком, солью)
Можно ли сказать, что они безответственно и равнодушны относятся к людям?)

Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.

– Э-э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. 
(Вы представили этот эпизод? Сочувствовали ли мальчики старушке ?

-А теперь во-он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? – Упадёт лицом вниз.)

– А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка.

Но «выиграл» Валерка.

Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут, же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.

– Молодец! Вот это физкультурник! Один-один, ничья! – сказал Валерка.

(Заметьте: Валерка предложил игру, он довольно остроумно комментирует происходящее.) – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке?

Упадёт или не упадёт?

– Хо, а это не твоя ли мамаша?

– Моя мама?! – встрепенулся Валерка. (Почему встрепенулся Валерка? (ощутил чувство страха) . О ком забеспокоился  Валерка?

– Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше! (Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.) 


Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос. 

Чтение одного абзаца
                                                                    2

(Читает учитель)

И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа.

Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное (т.е. в подъезд). – Можно открыть глаза. 

Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо (В. Почему? Что можно предположить?), но он так и не смог – загораживали прохожие.

Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли. (Видимо, случилось что-то серьёзное: травма, раз вызвали «скорую».)

Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. (П. Вот ответ в тексте: Валерке так хотелось увидеть лицо женщины, потому что он не до конца был уверен, что это не его мама.)

У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет!

– Ну, давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало, сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…» То есть Севку вся эта история… совсем не тронула, не вызвала сочувствия, он готов продолжать игру).

– А у тебя голова, честное слово, трухой набита! – вдруг сердито сказал Валерка. (Так говорят: «голова трухой набита», – когда хотят сказать, что человек плохо соображает, не думает, что говорит.)

– А ты чего это разъярился? (В. А вы можете ответить Севке?)

– Ничего! Думай, что говоришь!

– Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл.

 «Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. – Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?)

И вдруг в коридоре раздался звонок. (Вы догадались, кто это звонит…) Валерка подбежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал! Почему Валерка стал помогать маме? Понял, как дорога мама  и как глупа и жестока была их игра).

У: Вам понравились главные герои рассказа?  (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)

- А какой эпизод взволновал вас больше всего, заставил застучать ваше сердце чаще? (Эпизод, где говорится, как упала женщина. Её даже забрала скорая помощь).

- Как вы думаете, затронула ли данная ситуация сердце Севки? Почему?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- О чём заставляет задуматься рассказ Иосифа Дика? (нельзя проходить мимо чужой беды, быть бессердечным, равнодушными , надо уметь сопереживать  чужому горю)

-Вернёмся к нашему главному вопросу:

– Почему нельзя быть равнодушным, смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)

- А вот теперь, ребята, вы можете ответить, почему же автор дал такое название  рассказу «Красные яблоки»?

Красные яблоки на белом снегу – это цвет тревоги,  вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь! Не будь равнодушным к чужой беде!»       

- Предлагаю вам поработать по рядам , в паре.

Исследовательская работа «Как менялось настроение  главного героя Валерки на протяжении всего рассказа».

1 ряд – 1пара

 

                - Ваша цель:  проследить, как меняется настроение Валерки в 1 части

            рассказа

               

           1) Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)

              2) Какими словами автор передаёт настроение Севки и Валерки? «Закатывались от сь             от смеха». Найдите в тексте цитату и подчеркните..

3) Над чем они « закатывались от смеха»? Подтвердите словами из текста.(подчеркнуть)

4) Как

4) Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, о  женщине,  которая упала на льду?

что

 ( Очень похожа на Валеркину маму?

5) Каким стало его настроение? ( беспокойное).

6) )- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины?

(       ( Она была похожа на его мать).

1пара  - 2 ряда

7-         Ваша цель:  проследить, как меняется настроение Валерки во 2 части

            рассказа

7)Почему Валерка прекратил эту глупую игру?

8)- С     8) С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру?

( се           (сердито). Подчеркни  эти строчки в тексте.

 9)- Как Севка еще называет настроение Валерки? ( Разъяренное).  

Док         Подчеркните  эти строчки в тексте.

  10)       10)  Почему Валерка ощутил чувства страха?

 

11         Какое в этот момент у него настроение? (тревожное).

     

(              (Он волнуется от этого настроение у него тревожное).

  12)-     12) Чем же сменяется страх? (радостью). Почему? (страх Валерки сменился радос     радостью от   того, что там, на улице была не  его мама)

 

  1. Группа

1 ряд – 2пара

1)- Прочитайте афоризм и пословицы. Какие из них более точно подходят к нашему произведению? 

А ) Век живи, век учись.

Б) «Нет милее дружка, как родная матушка»

2ряд – 2 пара

1)- Прочитайте афоризм и пословицы. Какие из них более точно подходят к нашему произведению? 

В) ». Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

Д) «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов) 

3 группа

1 ряд – 3 пара

3. Составить предложение из разрезанных слов. 

Равнодушным , и, будь, безжалостным, не, к , людям.

2 ряд – 3 пара

 2. Как вы  считаете, о чём хотел сказать автор читателям?                                  

1.        Нужно уметь дружить.

2.        Не во все игры можно играть.

3.        Нужно быть чутким и отзывчивым ко всем людям.                                    

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Проверка выполненной работы

 (

4группа

1 ряд- 4 пара и 2ряд – 4 пара

Составить портрет добрых, отзывчивых людей.

 

- Время истекло. Какую работу вам нужно было сделать?  (Обращение к первым парам)

Итог:  Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.                                      

- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось через что  пройти ?

Настроение: - веселое; беспокойное; сердитое; разъяренное; страх; тревога; облегчение, радость.

 ( Мальчику пришлось пройти через беспокойство, тревогу)        

Проверка 2-го задания

    «Нет милее дружка, как родная матушка

     «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов)                 

   Проверка 3-го задания 

Не будь равнодушным и безжалостным к людям!                                

      Проверка 4-го задания

Каким должен быть добрый, отзывчивый Человек? Давайте посмотрим на работу наших ребят. (дети прикрепляют на доску портреты )

Учитель: Ребята, И. Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Как бы вы, назвали этот рассказ?

(Нельзя быть равнодушными к людям, животным. Нельзя играть в такие игры.) Нельзя быть равнодушным к людям, животным.              

- Ребята, вы назвали не только своё заглавие к рассказу, но и тему нашего урока.

- Ребята, а только ли с мальчиками, героями этого рассказа  случилась такая история? (Примеры из жизни, в конвертах)                        

- Какой урок даёт нам всем И.Дик своим произведением?     

Рефлексия

Продолжите фразу:                                      

-Я сегодня понял

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

V.   Итог урока

 - Наш урок подходит к концу. Я заметила, что рассказ взволновал  ваши души, а значит вы добрые, думающие читатели.

2.- Обсудите в паре и напишите каждый на яблочке одно слово. Оно должно обозначать то качество, которое очень важно в жизни, то, к чему призывает нас, читателей, Иосиф Дик своим рассказом и прикрепите его к портрету нашего героя. (Дети пишут на сердечках и яблоках и прикрепляют)

Учитель:

Чтобы в жизни себя не корить                      
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.    

   

Песня «Твори добро»

Домашнее задание                                            

-Предлагаю домашнее задание на выбор:

1.Составьте письмо – обращение к Севке.

2.Проиллюстрируйте рассказ, составив диафильм.

- Спасибо за активное участие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. И. Дик Красные яблоки.

Данный урок является уроком из нового материала в разделе " Мы с мамой и папой" 2 части книги для чтения " В одном счастливом детстве"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».

Конспект урока по литературному чтениюна тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах»....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")

В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооце...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты», Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты»,  Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду»   (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. программа "Гармония". Тема:И. Дик «Красные яблоки».

Формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе "Человеческие взаимоотношения в рассказе И.Дика "Красные яблоки"

Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как по...

Конспект урока по литературному чтению "Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Литературное чтение. Образовательная система «Школа 2100». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. 3 класс ...