План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи

Класс: 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи

Класс: 2 «Б»

Цель: познакомить обучающихся с живописными произведениями В.Поленова, А.Куинджи

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с репродукциями картин В.Поленова, А.Куинджи

- познакомить обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

- учить анализировать картины природы, возникающие во время чтения

- учить сравнивать произведения живописи и литературы

- формировать представление о средствах выразительности

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Развивающие:

- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному,

- развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация, репродукции картин В ,Поленова и А.Куинджи

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Актуализация знаний (2 минуты)
  4. Сообщение темы урока
  5. Подготовка к восприятию (5 минут)
  6. Установка на восприятие
  7. Первичное восприятие (3 минута)
  8. Проверка первичного восприятия (3 минуты)
  9. Анализ произведения (8 минут)
  10. Обобщение (5 минут)
  11. Домашнее задание (1 минута)
  12.  Итог урока(2 минута)
  13. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

- Ребята, кто напомнит, какое домашнее задание у вас было на сегодня?

- Кто хочет прочитать наизусть литературное произведение об осени?

- Ребята, кто еще не уверен, что он сегодня сможет выразительно прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Осень» или Отрывок из рассказа С.Т.Аксакова «Осень», может это сделать завтра, либо на перемене.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Осень» или отрывка из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»

Актуализация знаний

- А сейчас, давайте мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке?

- Какое время года описывается в произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова?

- Какое настроение вы уловили в каждом из этих произведений?

- С помощью каких средств авторы описывают осенний пейзаж?

- Мы познакомились с литературными произведениями об осени

- радости, восторженности…

- слов

Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы познакомимся с произведениями художников, понаблюдаем, как они изображают осень, познакомимся с новыми литературными произведениями и новыми авторами.

Внимательно слушают учителя и определяют задачи урока.

Подготовка к восприятию

-  Рассмотрим репродукции картин художников Василия Дмитриевича Поленова и Архипа Ивановича Куинджи.

- Пока вы рассматриваете картины, я вам немножечко расскажу про этих художников.

Василий Дмитриевич Поленов – мастер исторической и пейзажной живописи. С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. Вместе с семьей Василий Поленов часто ездили в Ольшанку Тамбовской губернии. Именно впечатления, воспоминая о природе этих мест нашли отражение в творчестве художника.

- Архип Иванович Куинджи – мастер пейзажной живописи. С самого детства Архип постоянно рисовал, даже когда уже работал, он тоже в любую свободную минутку времени рисовал и все, кто видел его рисунки, восхищались его работами.

- Ребята, а сейчас минутку подумайте и попробуйте составить рассказ по одной из картин. Опишите то, что видите.

- Находят ли отражение данные картины в литературных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова?

- Найдите в произведениях строки, которые подтвердят ваше предположение.

Рассматривают репродукции картин и слушают сообщение учителя о художниках

Составляют рассказ по картине, описывая то, что увидели.

Установка на восприятие

- А сейчас ребята мы с вами познакомимся с литературным произведением, в котором происходят события в это же время года.

Дети готовятся слушанию произведения

Первичное восприятие

Выразительное чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

Внимательно слушают и представляют картины осени

Проверка первичного восприятия

- Какие картины природы вам представились наиболее ярко?

- Какое настроение вы уловили?

- А знаете ли вы это произведение? Как оно называется? Кто автор?

- Ребята, это отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Делятся своими чувствами, эмоциями.

Анализ произведения

- А сейчас прочитаем этот отрывок еще раз. Слушайте внимательно и следите  по тексту.

- Как осень описывается в этом литературном произведении?

- О чем нам хотел сказать автор?

- А как вы считаете, как автор относится к осени?

Подтвердите свой ответ словами из текста.

- А как вы считаете, какая пора осени описывается в произведении?

Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Встретились ли при чтении этого отрывка слова, значение которых вам непонятно?

Верста – мера длины.

- Ребята, а видели ли вы птичек, о которых говорится в тексте?

- Давайте посмотрим, как же они выглядят.

- Обратите внимание на иллюстрацию к этому произведению. Что на ней изображено?

- Подходит ли данная иллюстрация к этому произведению? Почему?

Один ученик читает, остальные следят по тексту.

Ответы детей

- сначала говорится о ранней осени, а потом – о поздней.

- нет

Анализируют иллюстрацию

Обобщение

- Ребята, мы с вами сказали, что художник передает свои мысли, чувства с помощью кисти и красок. А для того, чтобы передать свои чувства, авторы литературных произведений используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения.

Олицетворение – представление в образе живого существа неживого предмета.

«холод привел»

Метафора – употребление слов в переносном значении на основе сходства, сравнения.

Эпитет – образное, художественное определение.

Эпитеты придают картине возвышенность, торжественность, величавость.

- Давайте попробуем найти в стихотворении А.С.Пушкина «Осень» эпитеты.

Сравнение – сопоставление с другим явлением или понятием.

- Давайте попробуем найти в тексте сравнения.

- Запишите названные эпитеты и сравнения в творческой тетради на странице 16 внизу страницы.

- Нашли это задание у себя в тетрадях?

Внимательно слушают учителя и работают с текстами из учебника.

- «багрец», «золото»

- «…с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху».

Работа в творческой тетради.

Домашнее задание

- Дома вам нужно будет прочитать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» полностью и ответить на вопросы, используя слова из текста на странице 16.

- Кто мне скажет, где можно найти полностью все литературное произведение?

Записывают домашнее задание

- в библиотеке.

Итог урока

- С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто автор литературного произведения?

- Как называется сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Дмитриевич Поленов

Слайд 2

Архип Иванович Куинджи

Слайд 3

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Слайд 4

Серая шейка

Слайд 5

Кулик-песочник

Слайд 6

Кулик-плавунчик

Слайд 7

Чернозобик

Слайд 8

Черныш

Слайд 9

Зуйка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...