Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Петрова Евгения Алексеевна

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.13 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.54 КБ
Файл prilozhenie_2.docx144.9 КБ
Файл prilozhenie_3.docx12.58 КБ
Файл prilozhenie_4.docx186.43 КБ
Файл prilozhenie_5.docx2.7 МБ
Файл prilozhenie_6.docx11.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя

Петрова Евгения Алексеевна, учитель начальных классов

Класс:

3 класс

УМК

«Школа России»

Предмет

Литературное чтение

Тема урока:

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Тип урока

Получение нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме

5 урок в разделе «Зарубежная литература», 1 урок изучения данного произведения

Цель урока:

учащиеся дают объяснение авторскому и собственному отношению к персонажам, прочитанного произведения, через описание характера героев сказки

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Умеют:

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

находят необходимую информацию в тексте произведения.

развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

Решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учеников

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Фронтальная

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Выражают положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

Положительный настрой на урок

Наблюдение

2

Этап мотивации

(самоопределение)  к учебной деятельности.

Мотивировать к изучению темы

Работа в паре

-Чтобы отгадать сказку нужно выполнить задание.

- На листах  задание: распределить героев на две группы. Можно добавить свои варианты.

И дать объяснение. (Приложение 1)

Распределяют слова по группам (1 группа - герои Мифов Древней Греции; 2 группа – герои сказки «Гадкий утёнок»)

Регулятивные:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Герои распределены по группам, группам даны названия по прочитанным произведениям.

Взаимоконтроль

3

Этап актуализации   и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Поставить проблему.

Фронтальная

-Кто из вас читал эту сказку или смотрел мультфильм?

-Познакомимся с автором сказки «Гадкий утёнок» Гансом Христианом Андерсеном. (Приложение 2). Какие книги автора вы читали? История создания сказки (Приложение 3).

-Как вы думаете, есть ли сейчас люди похожие на Г.-Х. Андерсена? Может ли сегодня с человеком произойти похожая история?

-Познакомимся с главным героем сказки (Приложение 4). Как вы к нему относитесь? Назовите его положительные или отрицательные качества.

Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения о Г.-Х. Андерсене; слушают историю создания сказки; делают предположение о характере героя по иллюстрации из сказки

Регулятивные:

умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Поставлен проблемный вопрос урока

Наблюдение

4

Этап реализации построено-

го проекта

Составить план решения проблемы.

Фронтальная

-Почему вы не можете ответить на эти вопросы?

-Что нам может помочь ответить на вопрос урока? (чтение текста, поиск подтверждения в тексте)

-Составим план работы на уроке.

Чтение хорошо читающими детьми.

-Что испытали?  (ответы детей)

-Какие чувства вызывает у вас утенок?

-А может ли такое произойти с человеком?

-Как вы думаете, а как автор относится к герою своей сказки?

Учащиеся составляют план работы на уроке; читают (слушают) сказку «Гадкий утёнок»; делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Предметные: объясняют авторское и собственное отношение к персонажам

определяют тему и главную мысль произведения

Регулятивные:

планируют учебные действия;

Личностные:

осмысливают поступки героев

Составлен план:

1.Рассмотреть рисунки;

2.Сделать предположение;

3.Найти подтверждение в тексте.

Наблюдение

5

Этап самостоятельной работы

Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию Перенос полученных знаний в практическую деятельность

Групповая работа

-Рассмотрим иллюстрации (Приложение 2). Расположим их  в соответствии с сюжетом сказки.

-Теперь каждая группа получает задание: по иллюстрации предположить, как к Гадкому утенку относятся окружающие, найти в отрывке из текста подтверждение. Можно воспользоваться подсказкой учителя.

Учащиеся  распределяют картинки в правильной последовательности.

Читают текст и находят отрывок к иллюстрации, определяют отношение к Гадкому утёнку, находят подтверждение в тексте

Предметные:

объясняют авторское и собственное отношение к персонажам; работают с иллюстрациями.

Регулятивные:

контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

В группах найдены подтверждения характера героя, отношения к герою окружающих, найдено описание отношения автора к героям сказки

Наблюдение

Физминутка

Снять напряжение

Фронтальная

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Выполняют движения под музыку

Наблюдение

6

Этап включения в систему знаний

Выявить качества знаний учащими, определить пробелы, установить их причины

Фронтальная

-Выступления групп.

- Как выдумаете, какие положительные и отрицательные  качества могут воспитываться в характере, если попадать в такие же истории, как и Гадкий утенок?

 -Какие качества Гадкого утёнка помогают ему справиться с бедами?

Группы представляют свою работу классу по плану. Учащиеся высказывают свое мнение о выступлении групп, задают вопросы

Предметные:

объясняют авторское и собственное отношение к персонажам.

Коммуникативные:

развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Личностные:

умеют сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Объяснены авторское и собственное отношение к персонажу сказки через  примеры из текста

7

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности

Фронтальная

-Оценим свою работу. На листах для самооценки обведите те слова, которые подходят именно вам. (Приложение 6)

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

-Спасибо вам за урок!

На листе самооценки дают оценку своей работе на уроке. Делятся впечатлениями об уроке

Регулятивные:

Адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Коммуникативные:  

формулируют собственное мнение и позицию

Заполнены листы самооценки

Самооценка  



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Герои

Утёнок

Зевс

Афина

Утка

Гусыня

Лебеди

Медуза Горгона

 Персей

__________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Он родился в 1805 году на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать - прачкой. У будущего писателя уже тогда возникли проблемы с получением образования: он боялся телесных наказаний, и потому мать отдала его в еврейскую школу, где они были запрещены. Тем не менее, он обучился грамоте только к десяти годам и до конца жизни писал с ошибками.

Большое влияние на него оказали отец и дедушка. Он сам писал в своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом устраивал импровизированные домашние спектакли. Кроме того, дедушка запомнился мальчику тем, что вырезал забавные игрушки из дерева, а будущий сказочник сам мастерил одежду и костюмы, устраивая настоящие сцены у себя дома. Большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы, где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет быть писателем и артистом. Краткая биография Андерсена интересна еще и тем, что он сам еще в очень молодом возрасте принял решение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в Копенгаген.

В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По ходатайству влиятельных знакомых он обучался в двух городах страны, выучил несколько языков и сдал экзамены на степень кандидата. Видя в юноше большое желание стать актером, директор театров давал ему небольшие роли, однако очень скоро ему сказали, что он никогда не сможет профессионально играть на сцене. Однако к тому времени уже проявился его талант как литератора, драматурга и писателя.

Первым литературным опытом Ганса Христиана Андерсена были не сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар. Окрыленный успехом, он продолжил писать в жанрах крупной прозы, миниатюрных новелл, пьес, путевых очерков и заметок.

Несмотря на стесненность в средствах, писатель все-таки имел возможность путешествовать по Европе. Получив небольшие денежные вознаграждения за свои литературные труды, он побывал в самых разных странах Европы, где завел множество интересных знакомств. Так, он познакомился с известными французскими писателями В. Гюго и А. Дюма. В Германии он был представлен немецкому поэту Гейне. К интересным фактам его жизни можно отнести и то, что у него был автограф Пушкина. Эти путешествия имели большое значение и для дальнейшего развития его творчества, поскольку благодаря им он освоил новый для себя жанр путевых заметок.

C:\Users\Евгения\Desktop\Аттестация Е.А. Петрова\Новая папка\de8719d63095a3936fb20e0e80e77398.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными  выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.

Именно  поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена. 

Я всегда с недоверием отношусь к поискам  в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена  признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты  и слова автора:

«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)

Современники  о внешности Андерсена:

«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».

По  самим местам действия сказки также  можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо — это  Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили  гадкого утенка — столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом — одна знакомая Андерсену семья, в которой  хотя и благожелательно принимали  молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

C:\Users\Евгения\Desktop\Аттестация Е.А. Петрова\Новая папка\636710_gadkii-utenok-kartinki.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 6

Тема урока: «Гадкий утёнок» Г.-Х. Андерсен

Вопрос

Обведи те слова, которые подходят именно тебе

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

Урок показался мне

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Моё настроение

стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

понятен

не понятен

интересен

скучен

полезен

бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона....

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»

Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"

Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "

Тип урока: урок открытия нового знания.Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»Класс: 4Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсе...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...