Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Суворова Анастасия Михайловна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»

Класс: 4

Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка»

Задачи  урока:

Дидактические: пополнение словарного запаса учащихся, осознанное восприятие содержание текста авторской сказки.

 Развивающие: совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развивать умение аргументировать своё мнение; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, книги для выставки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_aprelya.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

Урока по литературному чтению

Выполнила:

Студентка группы ПНК - 3.1

Суворова Анастасия Михайловна

Проверили

Методист-преподаватель: Крючко О.В.

_______________

(подпись)

Учитель: Жоржина В.В.

_______________

(подпись)

Отметка:

________________

Волгодонск,  2023

Суворова Анастасия Михайловна

Дата проведения: 03.04.23г.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4Б

Учитель: Жоржина В. В.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»

Класс: 4

Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка»

Задачи  урока:

Дидактические: пополнение словарного запаса учащихся, осознанное восприятие содержание текста авторской сказки.

 Развивающие: совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развивать умение аргументировать своё мнение; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, книги для выставки.

Этап

урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные)

Личностные

1.

Организационный

-

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Желаю вам продуктивной работы на уроке. Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная форма

-

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-

2.

Подг.уч-ся к работе на осн.эт. урока

Словесный метод (беседа)

Метод стимулирования мотивов интереса к учению

Словесный метод (рассказ)

Словесный метод (опрос)

Словесный метод (беседа)

Метод стимулирования мотивов интереса к учению

Ребята, напомните мне, изучением какого раздела мы начали заниматься на литературном чтении?

Я подготовила для вас выставку книг одного талантливого зарубежного писателя. Как вы думаете, кому она посвящена?

Ознакомиться с книгами вы сможете после урока.

- Знакомо ли вам имя Г.Х.Андерсена? Какие произведения этого автора вы читали?

Ребята, чтобы узнать, с каким произведением Г.Х. Андерсена мы сегодня познакомимся, послушайте стихотворение.

Какое странное созданье?

Она прекрасна сложена

И в море или в океане

С волной и пеною дружна

И дно морское ей знакомо

В подводном царстве рождена,

Она , мечтой своей влекома,

Частенько плавала одна.

В морской , неведомой пучине,

В раздумьях детских о душе.

Не ведала людской кручины ,

Девица взрослая уже.

И не совсем , чтобы девица,

И рыбкой тоже не назвать.

Как все ждала земного принца,

Чтоб с милым счастье испытать.

Вы уже догадались, кто будет героем произведения?

А какова тема нашего урока?

Какую цель мы перед собой поставим?

Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с самым любимым произведением Г.Х.Андерсена - "Русалочка". Оно трогало его до глубины души.

Но прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, давайте поговорим об авторе этого замечательного произведения. Слушайте внимательно, потому что я буду задавать вопросы.

Ганс Христиан Андерсен
родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшой семье башмачника и прачки. Отец Г. Х. Андерсена прожил недолго, но его любовь к литературе оставила большой отпечаток на жизни писателя. Именно отец научил будущего прозаика и сказочника чтению и письму.
С детства Ганс Христиан Андерсен увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей.
Однажды будущий писатель узнал, что в город приезжает театр. Писатель пробует себя в одной из ролей, где не надо было произносить ни слова. Этого хватило, чтобы Андерсен на всю жизнь полюбил театральную деятельность. Он посвящает время написанию текстов, сценариев и пьес.
В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет писателя, и он решает связать свою жизнь с литературой. Он писал всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принесших автору мировую известность.
Интересные факты о писателе:
1. В детстве у Андерсена не было друзей. Мальчик нигде не находил понимания, но однажды девочка по имени Сара подарила ему белую розу. Г.Х. Андерсен запомнил этот случай на всю жизнь. С тех пор белая роза для писателя – символ чуда. Он писал о волшебной розе в своих сказках.
2. Свое первое произведение «Сальная свеча», написанное Г.Х. Андерсеном ещё в школе, было найдено лишь в 2012 году датским историком.
3. Г.Х. Андерсен писал свои сказки очень быстро. Самый длительный срок написания произведения – двое суток.

- Ребята, из какой страны был этот замечательный сказочник?

- Чем с детства увлекался Г.Х. Андерсен?

- Когда Г.Х. Андерсен понял, что хочет связать свою жизнь с литературой?

Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? (на слайде)

- Да, это памятник русалочке, героине сказки, которую мы сегодня будем читать.

- А что вы знаете о русалках?

- Русалка в народных поверьях и сказках - существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.

- Когда вы прочитаете сказку, вы узнаете, как Г.Х. Андерсен решает судьбу своей героини.

- Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы и выполнять добросовестно  все задания.

- Зарубежная литература.

- Г.Х.Андерсен.

- "Принцесса на горошине" (2 класс), "Гадкий утенок" (3 класс), "Дюймовочка"...

Слушают стихотворение.

-Русалочка.

-Сказка Г.Х.Андерсена "Русалочка".

- вспомнить биографию Г.Х.Андерсена, познакомиться со сказкой "Русалочка", совершенствовать навык выразительного чтения, отвечать на вопросы.

-Слушают биографию Г.Х. Андерсена.

-Из Дании.

- он увлекался кукольным театром.

- когда получил от короля премию за свой первый рассказ.

- памятник русалке.

Ответы детей.

Фронтальный опрос

Устный контроль

Устный контроль

Устный контроль

КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

ПУУД: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

3.

Речевая разминка

Ребята, читать нам придётся много, поэтому давайте разогреем наш речевой аппарат. Перед вами на слайде текст нашей речевой разминки. Давайте сначала прочитаем его с громкой интонацией.

Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить - нельзя.

Теперь шёпотом, с печальной интонацией, веселой.

3.

Словарная работа

Практический метод (словарная работа)

Ребята, так как у нас русалочка живёт в море, конечно будут встречаться слова, относящиеся к морской тематике. Поэтому некоторые слова я думаю для вас будут не очень понятны. А может, наоборот, вы мне подскажите. И так, я из словаря взяла значения слов. А вы должны угадать, что это за слово (на слайде).

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Высокий сан - высокое положение, должность.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Угадывают слова.

Устный контроль

Фронтальная форма работы

Пополнение словарного запаса учащихся

РУУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

ПУУД: структурирование знаний.

-

4.

Открытие нового знания

Словесный метод (чтение учебника)

Словесный метод (опрос)

Словесный метод (чтение учебника)

Словесный метод (опрос)

Словесный метод (чтение учебника)

Словесный метод (опрос)

Приступаем к чтению. Откройте учебники на стр. 167. Сначала буду читать я. А вы внимательно следите по тексту, потом вы продолжите читать самостоятельно.

(Читаю до "Когда вам исполнится 15 лет..." на стр. 168)

- Где разворачивается действие сказки?

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка?

Кто управлял хозяйством у морского царя? Как она выглядела? Зачитайте.

- Как вы думаете, кем была младшая внучка? (найдите в тексте её описание)

- Чтобы узнать, что было дальше, теперь будете читать вы. (по очереди спрашиваю учеников) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171)

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет.

-Какие чувства она испытывала при этом?

- Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

- Какой праздник отмечали на корабле?

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

Давайте продолжим чтение, чтобы узнать, как будут развиваться события на самом деле. (с. 171-173 до абзаца "Тут в высоком белом здании...")

- Что случилось с кораблём в результате бури? Прочитайте этот отрывок из текста.
-Что произошло с принцем?

-Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца?

Верно, это говорит о силе и глубине чувств русалочки к принцу.

-Опишите местность, куда приплыла русалочка с принцем.

Ребята, а сейчас давайте закроем глаза. (включаю шум моря) Представьте, что вы в море. И вы видите корабль. Кого вы можете представить  в море рядом с кораблём?

А кто отдыхал на море? Каких вы там видели рыб, дельфинов? А как человек должен к ним относиться?

Ребята, когда вы будете продолжать читать сказку, вспоминайте шум моря, который звучит прямо сейчас. И каким же будет интересным продолжение этой сказки!

-----------------------------

Если останется время:

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. (раздаю черно-белый рисунок русалочки). Раскрасьте русалочку цветами, которые создают ваше сегодняшнее настроение.

Слушают учителя.

- в море.

-о морском царе, который овдовел, о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки.

-Бабушка.

- русалочка, героиня сказки.

- бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность

-Радость, восторг, она всегда об этом мечтала.

-читают отрывок(до слов "Русалочка подплыла..."

- день рождения принца

- да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц

-высказывают свои предположения.

-корабль развалился на части и лёг на бок.

- он упал в воду и почти выбился из сил.

- он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.

Читают отрывок из учебника

-рыб, русалочку, дельфинов

- бережно.

Раскрашивают русалочку.

Фронтальная форма работы

Устный контроль

Индивидуальная форма работы

Устный контроль

Устный контроль

Развитие навыка правильного, выразительного чтения

Развитие навыка правильного, выразительного чтения

Уметь прогнозировать содержание произведения

Развитие навыка правильного, выразительного чтения

ПУУД: Самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию

КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

ПУУД: Самостоятельно выбирает вид чтения в зависимости от целей чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов разных видов и определяет основную и второстепенную информацию

Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию

5.

Информирование о домашнем задании

Словесный метод (Инструктаж)

Ребята, наш урок подходит к концу. Вашим домашним заданием будет перечитать прочитанный в классе отрывок.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная форма

-

-

-

Подведение итогов урока

Словесный метод (опрос)

Произведение какого автора мы начали читать?

Что нового вы узнали о его жизни?

С какой сказкой мы сегодня начали знакомство?

На следующем уроке мы продолжим знакомиться со сказкой и узнаем, как события развивались дальше.

- Г.Х.Андерсен

Ответы детей.

- "Русалочка".

Фронтальный опрос

Устный контроль

ПУУД: Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний

КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию

6.

Рефлексия

Словесный метод (опрос)

Оцените свою работу на уроке, используя начало предложения:

- сегодня на уроке я узнал...

- на этом уроке я похвалил бы себя за...

-после урока мне захотелось...

-сегодня я сумел...

Урок окончен, спасибо за активную работу.

Оценивают свою работу на уроке.

Устный контроль

Фронтальный опрос

-

КУУД: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Демонстрирует сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....