Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Цели программы:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- восприятие эстетического отношения к искусству слова;
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_4klass_literaturnoe_chtenie._shemarova_e.a.docx | 76.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и программы УМК «Школа России» под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение .1-4». Программа ориентирована на учебник базового уровня общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 4 класс.– М.: Просвещение, 2015., входящий в Федеральный перечень допущенных и разрешенных учебников Минобразования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение. 1-4 классы»
Цели программы:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- восприятие эстетического отношения к искусству слова;
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
II.Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;
– формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, особенно ассоциативное мышление;
– развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
– формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
– формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
– обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
– расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
– работать с различными типами текстов;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; формировать «читательскую самостоятельность».
III. Описание места учебного предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, всего –102 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): о добре, справедливости, правде и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе урока.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в групповой и парной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой (летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение), называя общее и различное в них. Сравнивать литературное произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9–10 предложений.
Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание, рассуждение), автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка(сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре. Формулировать задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.).
Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).
Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.
Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.
Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта, используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.
Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.
Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературные гостиные, литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники и пр.).
Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.
Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и фотографии.
Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.
Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2 названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.
Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.
Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.
Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения в школе в целом.
Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.
Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.
Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.
Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре.
Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов, метафор (олицетворения как вида метафоры).
Понимать иносказания в басне, некоторых сказках, приводить примеры.
Понимать назначение и роль стилистических фигур, гипербол и литот в сказках, былинах, приключенческих и фантастических произведениях и т. д., приводить примеры, испытывать чувство удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.
Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Проявлять этические чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.
Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.
Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм.
Проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей, сочувствовать литературным героям и одноклассникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагать варианты решения трудной нравственной проблемы.
Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и других в необходимости выполнения моральных норм и законов.
Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от нее, убеждать других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.
Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить причины конфликтов, объяснять их другим.
Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы художественной обработке (сочинять басни, стихи, сказки), включать примеры их использования в классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.
Знать примеры заботы о своем здоровье выдающихся писателей (например, Л. Н. Толстой).
Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.
Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.
Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.
Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.
VI.Содержание учебного предмета. (102ч.)
Вводный урок (1 ч)
Летописи. Былины. Жития (5 ч.)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (14 ч.)
П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (10ч.)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (6 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства (7 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (4 ч.)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (10 ч.)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч.)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».
Родина (6 ч.)
И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия» (8 ч.)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (17 ч.)
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
VII.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения программы | Скорректи рованные сроки прохождения программы | |||
Вводный урок (1 ч) | |||||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. | Знать и уметь называть элементы учебной книги, отвечать на вопросы. | 01.09.-08.09. | ||||
Летописи. Былины. Жития (5ч.) | |||||||
2. | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. | 01.09.-08.09. | ||||
3. | Былина и ее герои. Былина «Ильины три поездочки». | Знать жанр устного народного творчества «былина». Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. | 01.09.-08.09. | ||||
4. | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | 11.09.-15.09. | ||||
5. | Проект «Создание календаря исторических событий». Тест «Летописи. Былины. Жития». | Самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности. | 11.09.-15.09. | ||||
6. | Обобщение по разделу Проверочная работа «Летописи. Былины. Жития». | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения. | 11.09.-15.09. | ||||
Чудесный мир классики (14 ч.) | |||||||
7. | П. П. Ершов «Конек-горбунок». Биография Ершова. Сравнение литературной и народной сказок. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | 18.09.-22.09. | ||||
8. | П. П. Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев. | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. | 18.09.-22.09. | ||||
9. | Биография А. С. Пушкина. Стихотворения: «Унылая пора! », «Няне», «Туча». | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. | 18.09.-22.09. | ||||
10. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | 25.09.-29.09. | ||||
11. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы. | 25.09.-29.09. | ||||
12. | Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина. | Знать сказки А. С. Пушкина. Уметь различать сказки народные и литературные. | 25.09.-29.09. | ||||
13. | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Биография. Стихотворение «Дары Терека». | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. | 02.10--06.10 | ||||
14. | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения | 02.10--06.10 | ||||
15. | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Р. Р. Написание отзыва на произведение | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе. | 02.10--06.10 | ||||
16. | Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство». | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | 9.10-13.10 | ||||
17. | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | 9.10-13.10 | ||||
18. | Биография А. П. Чехова. Рассказ «Мальчики». | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | 9.10-13.10 | ||||
19. | А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характеристика главных героев. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | 16.10-20.10 | ||||
20. | Обобщение по разделу Проверочная работа «Чудесный мир классики». | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | 16.10-20.10 | ||||
Поэтическая тетрадь (8 ч.) | |||||||
21. | Биография Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. | 16.10-20.10 | ||||
22. | Биография А. А. Фета. Стихотворения «Весенний дождь», «Бабочка». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Самостоятельно составлять рассказ о жизни поэта. | 23.10-27.10 | ||||
23. | Биография Е. А. Баратынского. Стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» | Знать лирические произведения о весне. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Самостоятельно составлять рассказ о жизни поэта. | 23.10-27.10 | ||||
24. | Биография А. Н. Плещеева. Стихотворение «Дети и птичка». | Самостоятельно составлять рассказ о жизни поэта. Составлять анализ стихотворения. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 23.10-27.10 | ||||
25. | Биография И. С. Никитина. Стихотворение «В синем небе плывут над полями…» | 06.11-10.11 | |||||
26. | Биография Н. А. Некрасова. Стихотворения «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | 06.11-10.11 | |||||
27. | Биография И. А. Бунина. Стихотворение «Листопад». | Самостоятельно составлять рассказ о жизни поэта. Составлять анализ стихотворения. | 06.11-10.11 | ||||
28. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Чтение стихотворений наизусть. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | 13.11-17.11 | ||||
Литературные сказки (10 ч.) | |||||||
29. | Биография В. Ф. Одоевского. «Городок в табакерке». | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту. | 13.11-17.11 | ||||
30. | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Пересказ. Отзыв о прочитанном произведении. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Составлять отзыв о прочитанном произведении, характеристику героя. | 13.11-17.11 | ||||
31. | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Характеристика главного героя. | 20.11-24.11 | |||||
32. | Биография В. М. Гаршина. «Сказка о жабе и розе». | Знать творчество В. М. Гаршина. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. | 20.11-24.11 | ||||
33. | В. М. Гаршина. «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев. | Знать творчество Уметь анализировать мотивы поведения героев. | 20.11-24.11 | ||||
34. | Биография П. П. Бажова. «Серебряное копытце». Чтение по ролям. | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. | 27.11-01.12 | ||||
35. | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Характеристика героев художественного произведения. | Знать творчество П. П. Бажова. Уметь анализировать характер и поступки героев. | 27.11-01.12 | ||||
36. | Внеклассное чтение: произведения П. П. Бажова. Путешествие по Уральским сказкам. | Знать творчество Бажова П. П. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам. | 27.11-01.12 | ||||
37. | Биография С. Т. Аксакова. «Аленький цветочек». Деление текста на части. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 04.12-08.12 | ||||
38. | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения и их характеристика. | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | 04.12-08.12 | ||||
Делу время – потехе час (6 ч.) | |||||||
39. | Биография Е. Л. Шварца. «Сказка о потерянном времени». Чтение по ролям. | Уметь различать Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 04.12-08.12 | ||||
40. | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Характеристика главных героев. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 11.12-15.12 | ||||
41. | Биография В. Ю. Драгунского. « Пересказ от лица героя. Чтение по ролям. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 11.12-15.12 | ||||
42. | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. | 11.12-15.12 | ||||
43. | Внеклассное чтение: рассказы В. Ю. Драгунского. Театрализованные выступления. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | 18.12-22.12 | ||||
44. | Биография В. В. Голявкина. «Никакой горчицы я не ел» Тест «Делу время – потехе час». | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения. | 18.12-22.12 | ||||
Страна детства (7 ч.) | |||||||
45. | Биография Б. С. Житкова. «Как я ловил человечков». Отзыв на произведение. | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа . Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). | 18.12-22.12 | ||||
46. | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения и его характеристика. | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | 25.12-29.12 | ||||
47. | Биография К. Г. Паустовского. «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа . Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту. | 25.12-29.12 | ||||
48. | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Озаглавливание частей, составление плана, пересказ. Отзыв на произведение. | Уметь разбивать рассказ на части, их озаглавливать, составлять план рассказа и пересказывать произведение. | 25.12-29.12 | ||||
49. | Биография М. М. Зощенко. «Елка». Чтение по ролям. | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа . Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | 15.01-19.01 | ||||
50. | М. М. Зощенко «Елка». Герои произведения Тест «Страна детства». | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать характер и поступки героев. | 15.01-19.01 | ||||
51. | Отзыв на произведение М.М.Зощенко «Ёлка». Обобщение по разделу Проверочная работа «Страна детства». | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 15.01-19.01 | ||||
Поэтическая тетрадь (4 ч.) | |||||||
52. | Биография В. Я. Брюсова. Стихотворения «Опять сон», «Детская». Анализ стихотворения «Детская». | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 22.01-26.01 | ||||
53. | Биография С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 22.01-26.01 | ||||
54. | Биография М. И. Цветаевой. Стихотворения «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | Уметь определять Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 22.01-26.01 | ||||
55. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Чтение стихотворений наизусть. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | 29.01-02.02 | ||||
Природа и мы (10 ч.) | |||||||
56. | Биография Д. Н. Мамина-Сибиряка. «Приемыш». Составление плана для пересказа. | Знать творчество Уметь определять | 29.01-02.02 | ||||
57. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. Отзыв на произведение. | 29.01-02.02 | |||||
58. | Биография А. И. Куприна. «Барбос и Жулька». Отзыв на произведение. | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | 05.02-09.02 | ||||
59. | Биография М. М. Пришвина. «Выскочка». | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения. | 05.02-09.02 | ||||
60. | Биография Е. И. Чарушина. «Кабан». Составление научно-познавательного текста. | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст. | 05.02-09.02 | ||||
61. | Биография В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. Уметь делить текст на части, озаглавливать и пересказывать от лица главного героя | 12.02-16.02 | ||||
62. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя. | 12.02-16.02 | |||||
63. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Отзыв на произведение. | 12.02-16.02 | |||||
64. | Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире Тест «Природа и мы». | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | 19.02-23.02 | ||||
65. | Обобщение по разделу Проверочная работа «Природа и мы». | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. | 19.02-23.02 | ||||
Поэтическая тетрадь (6 ч.) | |||||||
66. | Биография Б. Л. Пастернака. Стихотворение «Золотая осень». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. | 19.02-23.02 | ||||
67. | Биография С. А. Клычкова. Стихотворение «Весна в лесу». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | 26.02-02.03 | ||||
68. | Биография Д. Б. Кедрина. Стихотворение «Бабье лето». Анализ стихотворения. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы. | 26.02-02.03 | ||||
69. | Биография Н. М. Рубцова. Стихотворение «Сентябрь». Анализ стихотворения. | Уметь определять | 26.02-02.03 | ||||
70. | С. А. Есенин «Лебёдушка». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. | 05.03-09.03 | ||||
71. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Чтение стихотворений наизусть. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 05.03-09.03 | ||||
Родина (6 ч.) | |||||||
72. | Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя». | Уметь самостоятельно работать с дополнительными литературными источниками, развивать творческие способности. | 05.03-09.03 | ||||
73. | Биография И. С. Никитина. Стихотворение «Русь». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. | 12.03-16.03 | ||||
74. | Биография С. Д. Дрожжина. Стихотворение «Родине». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений. | 12.03-16.03 | ||||
75. | Биография А. В. Жигулина. Стихотворение «О, Родина». Анализ стихотворения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы. | 12.03-16.03 | ||||
76. | Внеклассное чтение: стихи наизусть о Родине. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | 19.03-23.03 | ||||
77. | Обобщение по разделу. Проверочная работа «Родина». | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать. | 19.03-23.03 | ||||
Страна «Фантазия» (8 ч.) | |||||||
78. | Биография Е. С. Велтистова. «Приключения Электроника». | Уметь определять | 19.03-23.03 | ||||
79. | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа, их характеристика. | Уметь определять | 02.04-06.04 | ||||
80 | Внеклассное чтение: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Театрализованное выступление. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки. | 02.04-06.04 | ||||
81. | Биография Кир Булычёв а. «Путешествие Алисы». Чтение по ролям. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 02.04-06.04 | ||||
82. | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Пересказ от лица главного героя. Характеристика главного героя. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 09.04-13.04 | ||||
83. | Внеклассное чтение: «Путешествие Алисы». Театрализованное выступление. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, анализировать героев и их поступки. | 09.04-13.04 | ||||
84. | Внеклассное чтение. Отзыв на произведения. Приключения электроника» и «Путешествие Алисы». | 09.04-13.04 | |||||
85. | Обобщение по разделу. Проверочная работа «Страна Фантазия». | Знать произведения раздела. Уметь характеризовать героев произведений, сравнивать сюжеты, героев. | 16.04-20.04 | ||||
Зарубежная литература (17 ч.) | 16.04-20.04 | ||||||
86. | Биография Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 16.04-20.04 | ||||
87. | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» Пересказ от лица главного героя. | 16.04-20.04 | |||||
88. | Биография Г.-Х. Андерсена. «Русалочка». План сказки. | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | 23.04-27.04 | ||||
89. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». План сказки. | 23.04-27.04 | |||||
90. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 23.04-27.04 | ||||
91. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Отзыв. | Уметь оценивать события, героев произведения. | 30.04-04.05 | ||||
92. | Внеклассное чтение: сказки Г.-Х. Андерсена. Театрализованное выступление. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. | 30.04-04.05 | ||||
93. | Биография Марка Твена. «Приключения Тома Сойера». Составление плана. | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы. | 30.04-04.05 | ||||
94. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Уметь составлять | 07.05-11.05 | ||||
95. | Викторина по рассказу «Приключения Тома Сойера». | 07.05-11.05 | |||||
96. | Биография Сельма Лагерлёф. «Святая ночь». | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | 07.05-11.05 | ||||
97. | Сельма Лагерлёф «Святая ночь». Отзыв. | 14.05-18.05 | |||||
98. | Сельма Лагерлёф «В Назарете». | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | 14.05-18.05 | ||||
99. | Сельма Лагерлёф «В Назарете». Отзыв. | 14.05-18.05 | |||||
100. | Обобщение по разделу. Проверочная работа «Зарубежная литература». | Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать. | 21.05-25.05 | ||||
101. | Урок-игра «Литературные тайны». | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 21.05-25.05 | ||||
10. | Итоговый урок «Что читать летом». | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 21.05-25.05 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение».
1. Программа, по которой ведется обучение: «Школа России»
Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Программы «Школа России». - М.: Просвещение , 2007.
Школа России. Концепции и программы для нач. кл. В 2 ч. 1 /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Волкова и др.].- 2 – е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2007.
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2007.
3. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./[сост.Л.Ф.Климанова и др.]. -6-е изд. –М.: Просвещение, 2010.
4.Климанова Л.Ф. Поурочные разработки.3 кл.:пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
Пособия для учителя:
1 . Журналы «Начальная школа» 1999-2011г.
2. Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О.А.Лутошкина.- М.: ВАКО,2008.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. СПб.:Издательский Дом «Литера», 2010.
Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm) Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника.
Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3 Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm
4. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Принтер.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
от «____» августа 2017 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Быковская Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению программа "Школа России"
Программа "Школа России" литературное чтение...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику деятельности учащихся....
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс.
КТП по литературному чтению 4 класс.УМК "Школа России"...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс...