Рекомендации учителям приёмы скорочтения от "Скоростишки"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Хобоко Елена Владимировна

Рекомендации по увеличению скорости чтения у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины медленного чтения:

  • Слабо развита артикуляция
  • Мало поле зрения
  • Повторы слов, слогов
  • Отсутствие гибкости чтения
  • Отсутствие внимания

Упражнения для развития беглого чтения:

  • Из букв составить слово
  • АРСТА  - астра    АЗУБР – арбуз
  • Зуб.?.оса   /зубр-роса/

  • Превращаем слова, заменяя одну букву:

Соль – роль – моль –боль

Сок – сон – сор- сыр- сыч

  • Для развития поля зрения использовать пирамиду, смотреть на точку, а читать целое слово:

                    со        о      ва

                 ли          о          са

                            ко             о              за

                        ко                 о                 са

                     лу                    о                     жа

  • Чтение по таблице согласных букв.

Читают согласные, подставляя гласные /вста, кста, лка, . всто, ксто, лко/

всдт

дврв

вкд

кртл

клшс

ткр

вдргб

стркп

мпк

мдкр

брв

спр

ктрд

шкл

встр

  • Чтение по команде:

1 минута – чтение про себя

1 минута – чтение по слогам

1 минута – медленное чтение

1 минута – выразительно

1 минута – быстрое чтение

  • Три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

               Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  • Исправь предложения:

Этажерка лежит на журналах.

Лужок выскочил на жабу.

Лыжам нужна Женя.

Дом сторожит Дружка.

  • Прочитать стихотворение с зачёркнутой начальной буквой, нужно догадаться, что написано:

Весна идёт
Агния Барто

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

  • Чтение таблиц Шульте от 20 до 50. Нужно найти числа от 1 до .. беззвучно за 25 секунд. Порядок цифр различный. Чтение в паре. Один ищет, другой наблюдает.

5

17

9

15

2

18

6

4

20

14

13

21

3

10

25

16

8

24

12

23

11

1

19

22

7

  • Для развития внимания полезно наблюдать за секундной стрелкой от 3 до 10 минут.

  • Чтение скороговорок, пословиц, поговорок:


Ехал Грека через реку. 
Видит Грека в реке рак. 
Сунул в реку руку Грека. 
Рак за руку Греку - цап.

Из-под топота копыт

Пыль по полю летит.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Летят три пичужки через три пусты избушки.

 В один, Клим, клин колоти.

 Каково волокно, таково и полотно

  Либретто “Риголетто”.

 Полили ли лилию, видели ли Лидию?

 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Чтение согласных.

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТЛЖЗЦСМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТКЗРМВД

ХНМПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

МКПБРВСВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩММРГКЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧКВМСП

Чтение по кругу  более 300 слов в течении 3 минут. Начиная с 3-х символичных ,увеличивая до 8-ми.

Картинки по запросу книга

Рекомендации учителям

ПРИЁМЫ
СКОРОЧТЕНИЯ

 «Скорочтишка»

сова читает

        Оптимальное чтение – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Как помочь ребёнку научиться бегло читать?

Хобоко Е.В.

учитель начальных классов

МАОУ Большеврудская СОШ

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

Нарушенные или несформированныефункции...

4.1. "Приёмы скорочтения"

ПРИЁМЫ   СКОРОЧТЕНИЯили   "Как помочь ребёнку научиться бегло читать"         Оптимальное чтение – это чтение со   скор...

Методические рекомендации в развитии скорочтения

Методические рекомендации в развитии скорочтения...

приёмы скорочтения

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения....

Мастер-класс " Приёмы скорочтения"

В педагогеке используются специальные методики и приёмы для тенировки технической стороны чтения. Скорочтение - это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного....