4.1. "Приёмы скорочтения"
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)

Усольцева Галина Ивановна

ПРИЁМЫ   СКОРОЧТЕНИЯ

или

  "Как помочь ребёнку научиться бегло читать"     

    Оптимальное чтение – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буклет "Приёмы скорочтения"58 КБ

Предварительный просмотр:

Причины медленного чтения:

  • Слабо развита артикуляция
  • Мало поле зрения
  • Повторы слов, слогов
  • Отсутствие гибкости чтения
  • Отсутствие внимания

Упражнения для развития беглого чтения:

  • Из букв составить слово
  • АРСТА  - астра    АЗУБР – арбуз
  • Зуб.?.оса   /зубр-роса/

  • Превращаем слова, заменяя одну букву:

Соль – роль – моль –боль

Сок – сон – сор- сыр- сыч

  • Для развития поля зрения использовать пирамиду, смотреть на точку, а читать целое слово:

                    со        о      ва

                 ли          о          са

                            ко             о              за

                        ко                 о                 са

                     лу                    о                     жа

  • Чтение по таблице согласных букв.

Читают согласные, подставляя гласные /вста, кста, лка, . всто, ксто, лко/

вст

дрв

вкд

кртл

клшс

ткр

вдрг

стрк

мпк

мдкр

брв

спр

ктрд

шкл

встр

  • Чтение по команде:

1 минута – чтение про себя

1 минута – чтение по слогам

1 минута – медленное чтение

1 минута – выразительно

1 минута – быстрое чтение

  • Три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

               Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на  незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  • Исправь предложения:

Этажерка лежит на журналах.

Лужок выскочил на жабу.

Лыжам нужна Женя.

Дом сторожит Дружка.

  • Прочитать стихотворение с зачёркнутой начальной буквой, нужно догадаться, что написано:

Весна идёт
Агния Барто

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

  • Чтение 8 таблиц Шульте (15 х  15). Нужно найти числа от 1 до 25 беззвучно за 25 секунд. Порядок цифр различный. Чтение в паре. Один ищет, другой наблюдает.

5

17

9

15

2

18

6

4

20

14

13

21

3

10

25

16

8

24

12

23

11

1

19

22

7

  • Для развития внимания полезно наблюдать за секундной стрелкой от 3 до 10 минут.

  • Чтение скороговорок, пословиц, поговорок:

Водовоз вез воду из-под  водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

 На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

Наш дуда и туда и сюда.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Летят три пичужки через три пусты избушки.

 В один, Клим, клин колоти.

 Каково волокно, таково и полотно

  Либретто “Риголетто”.

 Полили ли лилию, видели ли Лидию?

 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Чтение согласных.

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

BOOK1

ПРИЁМЫ
СКОРОЧТЕНИЯ

или

«Как помочь ребёнку

научиться бегло читать»

сова читает

        Оптимальное чтение – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Г.И. Усольцева

учитель начальных классов

МАОУ Абатская СОШ №1

2019г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

SpeedReader - программа развивающая навыки скорочтения

Skorost_chtenija_442x332.jpgSpeedReader - программа, которая поможет Вам быстро и комфортно развивать навыки скорочтения. Читая тексты с высокой скоростью, Вы сможете избавиться от проговаривания сло...

Памятка "В помощь родителям" о скорочтении

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился?Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшает...

Методы и приёмы формирования скорочтения у обучающихся младшего школьного возраста

Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.  В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к ч...

Рекомендации учителям приёмы скорочтения от "Скоростишки"

Рекомендации по увеличению скорости чтения у учащихся начальных классов....

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»город Пыть-Ях...

приёмы скорочтения

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения....

Мастер-класс " Приёмы скорочтения"

В педагогеке используются специальные методики и приёмы для тенировки технической стороны чтения. Скорочтение - это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного....