Урок литературного чтения на тему "Произведение М.М. Пришвина «Изобретатель»" в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Страколис Вероника Сергеевна

УМК "Школа-2100"

Класс: 4

Тема: Произведение М.М. Пришвина «Изобретатель».

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: с помощью анализа произведения стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

  1. Учить анализировать поступки главного рассказчика и авторскую позицию, делить текст на части и составлять план текста.
  2. Развивать умения обучающихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; развивать творческие способности обучающихся: воображение, мышление.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc87.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc437 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

УМК «Школа-2100»

Тема: Произведение М.М. Пришвина «Изобретатель».

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: с помощью анализа произведения стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

  1. Учить анализировать поступки главного рассказчика и авторскую позицию, делить текст на части и составлять план текста.
  2. Развивать умения обучающихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; развивать творческие способности обучающихся: воображение, мышление.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.

Средства обучения:

  • Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»;
  • таблички слов;
  • толковый словарь.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

- Здравствуйте ребята!

- Проверили готовность к уроку – учебник, карандаш, тетрадь, дневник?

- Все готовы к уроку?

- Молодцы.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

-Организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

-Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация знаний. Словарно – лексическая работа.

(выставка иллюстраций птиц)

- Кто изображен на иллюстрациях?

- Это некоторые представители семейства птиц Урала.

- Назовите их?

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

- Назовите писателей, которые пишут о животных?

(Пришвин Михаил Михайлович, Бианки Виталий Валентинович, Паустовский Константин Григорьевич, Сладков Николай Иванович, Чарушин Валерий Николаевич и т.д.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Михаила Михайловича Пришвина.

- Не много об авторе (биография).

Михаил Михайлович Пришвин – русский писатель. Родился в деревне. Учился в университете на агронома.

- Кто такой агроном? Чем он занимается?

Агроном – специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия.

Агроном – организатор и технолог с.-х. производства; его указания по технологии производства подлежат обязательному исполнению.

До того, как он стал писателем, он работал агрономом, был на фронте военным корреспондентом, преподавателем в сельской школе.

- Чем занимается корреспондент?

Пришвин написал серию удивительно добрых, умных и интересных, совсем коротеньких произведений о природе, охотничьих и детских рассказов.

Много рассказов о животных и птицах, такие как: «Ёж», «Лисичий хлеб», «Утиное купание», «Ястреб и жаворонок» и др.

- Эти произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать.

Остаток своей жизни Пришвин провел в Москве.

Птицы

Клест, синица, воробей, ворона, голубь, сорока

О птицах

Называют писателей.

Ответы детей.

Человек, который собирает информацию о чем-либо и доносит ее до людей.

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:

- осуществление объяснения поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы.

3.Практическая работа.

Словарно – лексическая работа

(открываю табличку с названием произведения на доске)

- Как называется произведение, которое мы будем читать?

- Кого называют изобретателем?

Изобретатель – человек, который создаёт новые изобретения, главным образом, технические устройства или методы.

- От какого слова произошло? (Схема)

Изобретать – изобретение – изобретатель.

- Что значит изобретать? 

Изобретать – творчески работая, создать что-либо новое, оригинальное.

- Что обычно изобретают?

- О ком, как вы думаете, будет это произведение?

- Почему вы так решили?

- Хорошо.

- Открываем учебник на странице 93.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено?

- Какая связь между иллюстрацией и названием?

- А почему один утенок в НЕ корзины?

- А хотите узнать, что случилось с ним?

- Для этого прочитаем произведение М.М. Пришвина «Изобретатель».

- Читаем с первого ряда по цепочке, следим я буду останавливать.

I.

1 пункт.

- Что узнали?

- Как понимаете слово «кряковЫе» утки?

2 пункт.

- Сколько было утят?

- Как звали уточек?

- Что значит подрезать?

Подрезать – 1.Срезать, разрезать снизу.   2.Укоротить обрезая.

- Что еще можно подрезать, кроме крыльев?

- Для чего подрезали крылья?

- С кем они жили?

3 пункт.

- Что узнали о Дусе?

- Что о Мусе?

- Что можем сказать об этих утках?

- Кто высиживал яйца Муси?

4 пункт.

- Как жители дома ухаживали за утятами?

- Куда своих утят повела Дуся?

- Зачем?

- А куда повела Пиковая Дама Мусиных утят?

- Почему в огород?

5 пункт.

- Что произошло?

- Почему они не остались с курицей?

6 пункт.

- Что произошло после плавания?

- Как ведет себя Пиковая Дама?

- Зачитайте это предложение.

- Что испытывает курица?

- Почему?

- Утята поступили правильно, что ушли?

«По-другому они не могли поступить, это их родственники»

7 пункт.

- Куда посадили на ночь утят и Дусю?

- Почему их туда посадили?

- Что можно сказать о людях этого дома?

- Как жильцы дома относятся к уткам?

- Что не давало спать жильцам дома?

- Почему жильцы дома расслышали голос только одного утенка?

- Читаем дальше и узнаем.

8 пункт.

- Что же случилось?

- Автор называет утенка «воином», почему, как вы думаете?

- Как утёнок смог вылезти из корзины?

9 пункт.

- А что предположили жители дома?

- Зачем привязали ленточку к лапке?

- Как понимаете слово «стадо»?

Стадо – много однородных животных вместе. Толпа, куча. Пасущийся вместе дворовый скот одного хозяина. (стадо коз, овец и т.д.)

10 пункт.

- Что случилось утром?

- Как жильцы поняли, что это то же утенок?

- Как люди назвали этого утенка?

Почему его так назвали?

- Ребята, давайте не много отдохнем, а затем продолжим дальше.

Изобретатель.

Изобретать

Ответы детей

Автор пишет о животных.

Читают

3

Дуся и Муся

Волосы, деревья.

Чтобы не улетели.

С гусями и курами.

Ответы детей.

Черная курица – Пиковая Дама

К пруду.

Научить плавать.

В огород.

Не умеют курицы плавать, а едят червей.

Утята Муси побежали и стали плавать с утятами Дуси.

Уткам природой заложено плавать.

Дуся повела всех утят домой.

Грусть, обиду.

Она их высиживала, а они ушли.

Ответы детей.

В корзину и унесли на кухню.

Чтобы было тепло.

Ответы детей.

Громкое кряканье.

Вылез из корзины, бегал рядом.

Прошёл через преграду.

Ответы детей.

Выпал, утка вытащила.

Ответы детей.

Бегает тот же утенок.

По ленте на лапке.

Изобретатель.

Придумал способ вылазить из корзины.

Регулятивные:

- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

- высказывание и обоснование своей точки зрения; принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в тексте; осуществлять поиск нужной информации.

4.Физ. минутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)

Повторяют движения.

5.Практическая работа

11 пункт.

- Что задумал герой?

- Как понимаете словосочетание «спали непробудным сном»?

Непробудным – значит крепки сном, не слышали ни чего вокруг.

12 пункт.

- Как утенок вылазил из корзины?

- Зачитайте этот отрывок.

13 пункт.

- А что происходит дальше?

- Кого Пришвин назвал в произведении изобретателем?

- Почему?

II. Сейчас мы с вами разделим текст на части и составим план рассказа.

1часть – с 1по 2 пункт.

- Что самое главное в этой части?

- Как озаглавим часть? Записываем 1 пункт плана.

2 часть – 3 пункт.

- О чем 2 часть?

- Как можно озаглавить?

- Записываем 2 пункт плана.

3 часть – 4 пункт.

- Что самое главное в этой части?

- Как озаглавим? Записываем.

4 часть – 5-6 пункт.

- Что самое главное?

- Как озаглавим? Записываем.

5 часть – с 7-10 пункт.

- Что самое главное в этой части?

- Как озаглавим? Записываем.

6 часть – с 11-13 пункт.

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим? Записываем.

- Вот мы и составили план рассказа.

- Для чего нужен план?

- Молодцы, хорошо поработали!

Не спать ночь, понаблюдать.

Ответы детей.

Ответы детей.

Утенка.

Придумал способ вылазить из корзины.

ПЛАН.

1.Дикие утки.

2.Дуся и Муся

3.Приемная мама

4.ПД возмущается.

5.Умный утенок

6.Изобретатель

Ответы детей.

Регулятивные:

- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: составление высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи; высказывание и обоснование своей точки зрения; умение слушать и слышать других, попытки принятия иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в тексте; создание собственного высказывания по аналогии; нахождение необходимых слов в тексте; на основе опорных слов составление своего высказывания.

6.Самостоятельная работа в группах

- Ребята, сейчас, я хочу проверить, внимательны вы были на уроке или нет. Проведем самостоятельную работу. На работу даю 5-7 минут.

- Разделимся на 2 группы.

1 группа: Синквейн.

2 группа: Тест.

- Готовы?

- Проверяем. (выходит один представитель от группы и зачитывает работу, противоположная группа их проверяет)

- Оцените работу своей команды в целом.

Дети выполняют работу.

Оценивают работу на листах оценивания.

Регулятивные:

-оценивать свою работу, работу других.

Коммуникативные: высказывание и обоснование своей точки зрения; умение слушать и слышать других, попытки принятия иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; участие в работе группы.

Познавательные: создание собственного высказывания по аналогии; нахождение необходимых слов в тексте; на основе опорных слов составление своего высказывания.

7.Рефлексия

- Ребята, с каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор произведения?

- О ком это произведение?

- Почему автор назвал произведение «Изобретатель»?

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Мы с вами убедились, что птицы, звери изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие».

- Хочу закончить урок словами автора.

Мои молодые друзья!

 Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

 Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину"                      Ваш М.М. Пришвин.

Ответы детей.

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

8.Домашнее задание

- Краткий пересказ по плану.

- Спасибо! Урок окончен!



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Клест.                                                                                                     Синица.

         Картинки по запросу ворона фото с название

Воробей.                          Ворона.

Картинки по запросу голубь фото с название Похожее изображение

Голубь.                                                                  Сорока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Агроно́м

Изобрета́тель

Изобрета́ть

Подре́зать

Ста́до

Непробу́дным

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

тест

 1.Сколько взял к себе на воспитание автор рассказа?

  • 1
  • 2
  • 3

2.Как назвали уточек?

  • Дуся и Муся
  • Дуся и Марфа
  • Муся и Люся

3.Где весной устроили гнёзда уткам?

  • На болоте
  • В подвале
  • Во дворе

4.Сколько яиц отложила в гнездо Дуся?

  • 10
  • 12
  • 16

5.Сколько яиц отложила в гнездо Муся?

  • 14
  • 12
  • 8

6.Какая из уток отказалась высиживать птенцов?

  • Муся
  • Дуся

7.Где встретились и стали одной семьёй утята Муси и Дуси?

  • На прогулке по двору
  • На пруду
  • В огороде

8.Сколько утят первоначально обнаружили автор и дети вне корзины?

  • 1
  • 2
  • 3

9.Как выбирался «на волю» утёнок?

  • Самостоятельно
  • С помощью мамы- утки

10.Какое прозвище дали ребята утёнку, самостоятельно выбиравшемуся из корзинки?

  • «Догадливый»
  • «Изобретатель»
  • «Умничка»

11. Кто автор произведения «Изобретатель»?

  • С. Маршак
  • М. Пришвин
  • А. Толстой

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Синквейн

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Существительное

Прилагательное

Действие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на тему: М. М. Пришвин"Моя Родина.(Из воспоминаний)" в 4-ом классе по УМК "Гармония"

Воспитывать любовь к  Родине, бережное отношение  к природе, которая является составной частью понятия  Родина....

Урок литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"

Представлен план-конспект урока  литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"Особенности  урока:тип урока - инновационный в технологии Обучение Критическому Мышлению, с ...

Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс

Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....

Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....

Урок литературного чтения по теме:М.М. Пришвин "Выскочка"

Конспкет урока по литературному чтению по теме : М.М.Пришвин "Выскочка" в таблице....

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Урок литературного чтения по теме М.М. Пришвин «Времена года»

Урок-презентация для самостоятельного ознакомления учащимися с произведением М.М. Пришвина «Времена года». Матвеева Е.И. Литературное чтение (4 класс) Раздел VII. «Микрогеография&raq...