Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Харитонова Наталья Петровна
Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализована через УМК «Школа 2100» и способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Все вышесказанное позволяет успешно использовать данную технологию в рамках других учебно – методических комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haritonova_n.p._konspekt_uroka.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Харитонова Наталья Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «ЛГ №27», г. Северодвинск

Разработка урока литературного чтения по теме

«М.М.Пришвин «Выскочка»

(3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Пояснительная записка:

       Данный урок разработан  с применением технологии продуктивного чтения

(автор Н. Н. Светловская ), с целью    формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализована через УМК «Школа 2100»   и   способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.  Все вышесказанное позволяет успешно использовать данную технологию в рамках других учебно – методических комплексов.

ЦЕЛЬ:   исследовать идейно – художественное содержание произведения М.М.Пришвин «Выскочка»

ЗАДАЧИ:

Обучающие: 

  • познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»;
  • пробудить познавательную активность, работать над осознанностью чтения, ( формировать умение анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, способствовать пониманию идеи произведения);
  • развивать внимание к авторскому слову;
  • расширить знания о творчестве М Пришвина;
  • отрабатывать навык беглого выразительного чтения.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
  • развивать коммуникативные навыки, умение высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;
  • развивать критическое мышление.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся личное отношение к прочитанному, способности оценивать окружающий мир,  свои поступки и поступки героев;
  • воспитывать любовь к природе, Родине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа. Проявлять социокультурный опыт в изучаемой теме: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Предметные: читать с соблюдением норм литературного произношения и правильным интонированием; использовать различные виды чтения

(ознакомительное, поисковое, выборочное); выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл; использовать простейшие приёмы анализа художественного текста; узнавать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в тексте.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания; овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей.

регулятивные: определять цель предстоящей работы и работать по предложенному плану; оценивать свою работу по заданному образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, высказывая свою точку зрения,  сотрудничать в совместном решении учебных задач.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • презентация к уроку в ПО SMART Notebook,
  • мультимедийное обеспечение,
  • портрет М.М. Пришвина;
  • выставка книг М.М.Пришвина;
  • справочная литература (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов русского языка» под ред. Л.Г.Бабенко);
  • раздаточный материал (карточки для работы в группах),
  • учебник Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова: «Литературное чтение», 3 класс,  часть 2

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

Учитель читает девиз урока:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать”

  1. ПОДГОТОВКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Сегодня  мы узнаем новое, будем много беседовать, а главное читать, поэтому подготовим наши глаза к напряженной работе, выполним  зарядку для глаз. ( упражнения «Ходики», «Циферблат», «Диагональ», «Вверх – вниз», «Фокусировка»)

-Теперь подготовим наш речевой аппарат и выполним артикуляционную зарядку ( упражнения дыхательной гимнастики « Свеча», артикуляционные упражнения  «Улыбка - трубочка»,  «Часики», «Чашечка».)

-Прочитайте глазами чистоговорку с интерактивной доски:

С одной сорокой одна морока,

А сорок сорок – сорок морок

- Что значит слово «морока»? ( один ученик находит лексическое значение в «Толковом  словаре  русского языка» С.И.Ожегова и читает вслух : «Нечто путаное, непонятное, в чем трудно разобраться»)

- Прочтем в чистоговорку три раза,  увеличивая темп, следим за тем, чтобы громкость чтения не возрастала.

- Первая колонка прочтите так, чтобы это был ответ на вопрос, сколько морок с одной сорокой.

- Вторая колонка почтет ответив на вопрос сколько морок с 40 сороками  

- Третья колонка прочтет, пытаясь выразить возмущение происходящим.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

На доске  портрет   писателя.

- Определите, произведение какого автора мы будем продолжать читать.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством М.М.Пришвина.

Название произведения определите  при работе в парах, расшифруйте его с помощью таблицы на слайде.

1

2

3

4

A

К

В

Ч

А

B

С

О

Ы

Название:   А2    B3    В1   А1   В2   А3   А1                                                А4

При готовности класса один ученик выходит к доске и пишет название рассказа.

- Сегодня  мы будем читать рассказ Пришвина «Выскочка». Кого в жизни мы можем назвать  выскочкой? (ответы детей)

-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова  в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и читает: «Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам»)

- Обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации учебника.  Что вас удивляет в заглавии?

- Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в данном произведении?

- Определим задачи на урок.

(Ребенок открывает  записи на доске)

  • Прочитать произведение М.М.Пришвина «Выскочка»
  • Выяснить, кто же был назван Выскочкой и почему?
  • Определить художественные приемы, используемые автором
  • Составить план рассказа

( Экран  интерактивной доски затеняется инструментом «шторка»)

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ПЕРВИЧНОГО ЧТЕНИЯ.

А) Комментированное чтение текста вслух по смысловым частям.

( хорошо читающие дети)

Вопросы учителя после чтения 1 абзаца:  

- Кто такая Вьюшка?  Почему её так называют?

-Как относились хозяева к Вьюшке? Зачитайте.

- Какие у вас вопросы появились?

- Предположите, что может произойти дальше?

Вопросы учителя после чтения 2 абзаца:

- Оправдались ваши предположения?

- Какие у вас вопросы к автору или товарищам появились?        

- Какая была Вьюшка?

- Что получила в подарок?

- Что значит бдительность? Подберем синонимы. ( один  ученик зачитывает , пользуясь словарем синонимов под редакцией  Л.Г.Бабенко)

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Вопросы учителя после чтения 3, 4 абзацев:

- Предположения подтвердились?

- Ваши вопросы, которые возникли при чтении?

- Удалось ли сорокам отнять у собаки лакомство?

- Кто их научил воровать?

-  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

5, 6  абзац дети читают по ролям. Вопросы после чтения :

- Оправдался ли ваш прогноз? Какие вопросы возникают?

- Найдите поговорку, объясните, что она значит?

- Что значит «с заскоком»? «С пыльцой в голове»?

- «Поскакала дуром», поясните, как вы понимаете это выражение.

-Понравилось ли другим сорокам поведение одной из них? Что думала по этому поводу сорока? На что надеялась?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

Чтение по цепочке 7,8,9  абзацев. Вопросы после чтения:  

- Подтвердились ваши предположения?

-Какие ещё у вас вопросы возникают?

-На что рассчитывала сорока, приближаясь к собаке?

-Что значит улучила?

- Что случилось с сорокой?

-  Предположите, чем закончится эта история.

Жужжащее чтение 10, 11 абзацев. Вопросы после чтения:

-Какое чувство испытала сорока в конце рассказа? Почему?

Учитель зачитывает: «Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у неё легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у неё зоркий – никого не пропустит. Издали кажется, что крылья у сороки чёрные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы чёрный, но он тёмно-зелёный, с красноватым металлическим отливом.» (2) А писатель, М.М.Пришвин его назвал радужным, хвост сороки - это  особая гордость птицы.

- Вы нашли ответ на вопрос? Что вас поразило (удивило)?

- Так вот кто оказывается ВЫСКОЧКА.                        

- Можно ли назвать сороку выскочкой?

- Прочитайте последний абзац. Что заметили? (слово Выскочка написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что сорока себя вела как выскочка  и это стало её именем)

ВЫВОД:(Слово в названии рассказа употреблено в переносном значении, а позднее ВЫСКОЧКА стало именем, кличкой птицы).

-Решили ли мы с вами первые две задачи урока?  ( ставим галочки  возле  1 и 2 задачи)

  1. ФИЗМИНУТКА

  1. РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

- На слайде вы видите пункты плана, но они даны не в точном порядке. Ваша задача -  перечитать текст, в паре восстановить верную последовательность всех частей рассказа и найти границы.

ПЛАН ( с доски):

Хитрость Вьюшки.

Выскочка.

Сорока без хвоста

Украденная косточка.

Наша Вьюшка

Коллективная проверка, ученики по очереди зачитывают первое и последнее предложения каждой части, затем выходят к интерактивной доске, инструментом «захват» перемещают на доске части рассказа в верном порядке.

- Решили ли мы еще одну задачу урока? Ставим галочку возле решенной задачи.

– Улыбались ли вы, когда читали рассказ? Зачитайте этот отрывок.

 - Кто заставил вас улыбаться?

– Как вы думаете, как  сам М.М. Пришвин как относится к Выскочке? ( дети отвечают, что чувствуется ирония, улыбка автора. Он наслаждается описанием птицы)

- Что помогает автору создать такие яркие образы животных? Чтобы это выяснить, поработаем в группах.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:

Найти литературные приемы, используемые автором в данном тексте.

  1. Найти сравнения (  1 группа – во 2 абзаце,  2 группа – с. 147)
  2. Найти метафору (3 группа с.146 , 4 группа с. 147)
  3. Найти  эпитеты ( 5 группа)
  4. Найти противопоставление ( 6 группа - с. 146)

По окончанию работы в группах проходит «защита». Дети каждой группы зачитывают найденные приемы, остальные внимательно слушают, при допущенных ошибках исправляют товарищей. Учитель на интерактивной доске с помощью функции «Анимация объекта. Появление» выводит на доску указанные средства художественной выразительности.

(Экран интерактивной доски затеняется инструментом «шторка»)

- Чем необычны животные в изображении Пришвина? ( дети отвечают, что у них есть прозвища, они совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер)

- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание животного или создание характера? Докажите. ( ученики высказывают разные мнения и пытаются раскрыть свою точку зрения)

-Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? А в жизни встречается такое  поведение у людей? ( дети делятся примерами из жизни)

- Ребята, ваш товарищ нашел ещё одну выскочку. Послушаем его.

(Выступает один ученик, с заранее подготовленным сообщением о цветке – выскочке.)

-Прочтем слова М.М.Пришвина.  О чем хотел рассказать автор?  ( слайд):

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю»

М. М.Пришвин. ( дети высказывают мнения о том, что Пришвин очеловечивал животных, смотрел на них глазами доброго человека, понимающего и любящего природу)

-О Михаиле Пришвине говорят: писатель- географ, писатель- охотник, писатель- путешественник. Кто же он в первую очередь: охотник, путешественник или писатель?

- Современники иногда называли Пришвина "птичником”. Как вы думаете почему?

- Мы с вами убедились, что птицы, животные очень похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению, докажите, что именно она подходит. (слайд)

Поспешишь – людей насмешишь

Смелость  города берет

Один якал, якал, да и заплакал

Голова без ума, что фонарь без огня.

Решили  ли мы последнюю задачу урока? Ставим галочку .

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Предлагаю дома поработать над следующими заданиями, выберите по желанию (слайд):

  • творческий пересказ от лица одного из героев.
  • подготовить рассказ о Выскочке
  • создать Д/Ф по плану

    8. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, наш урок подходит к концу.

Оцените свою работу по алгоритму:

1.Какие были задачи на уроке?

2.Удалось получить результат?

3. Справились полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой?  В чем?)

4.Справились полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал, в чем?)

Материал для сообщения

«Я этот цветок помню еще с детства, когда-то у нас рос такой же. Уж не помню, куда он потом делся, но воспоминания остались. Ведь это было одно из немногих именно цветущих комнатных растений, а ведь нам всем так нравятся цветы! Все лето стоял он у меня такой весь спокойный, даже немного обиженный, видимо, не понравилось, что в самый ответственный момент я его перенесла в связи с ремонтом на другое окно (с северо-западной стороны). А тут в августе на тебе — красота! Вот и захотелось поделиться с Вами идейкой украсить свой дом таким же великолепием, как выскочка или цветок зефирантес (называйте, как кому нравится). А знаете, откуда у него такое название? Наше русское Выскочка (мне, если честно, не очень нравится, что такой красивый цветок называют выскочкой) данное растение получило благодаря своему свойству неожиданно выпускать стрелку с цветком. Из земли сначала появляется лишь маленькая часть острия бутона, а за день  он вытягивается в длинный стебель с вот-вот раскроющимся цветком. А еще через несколько часов бутон распускается и если принюхаться, то можно уловить его тонкий нежный аромат. Все это происходит так быстро, что нам кажется, словно цветок выскочил из неоткуда. Но мне больше нравится слово Зефирантес (что-то такое зефирное и нежное). На самом деле это название происходит от двух древнегреческих слов Zephir  и Anthos, что по-русски обозначает соответственно Западный ветер и Цветок. Все дело в том, что на родине цветка – Центральной и Южной Америке — зефирантес начинает цвести в тот момент, когда ветер меняется на западный и приносит с собой дожди и долгожданную прохладу» (1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мой позитив на подоконнике: зефирантес или цветок-выскочка

[ Электронный ресурс]: Домовенок – Арт . Идеи для дома/ Е.Голоштенко. - Электрон. текстовые дан.- Тирасполь, 2012. – Режим доступа: http://domovenok-art.ru/2012/09/zefirantes-ili-cvetok-vyskochka/

  1. Сороки [ Электронный ресурс]: Детская энциклопедия от А до Я/ Мурзим.- Электрон. текстовые дан.- Murzim.Ru,  2010.- Режим доступа: https://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7521-soroki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...

Урок литературного чтения по теме.Н.А. Тэффи "Преступник", 3кл. УМК "Перспективная начальная школа"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  прописаны цели к каждому этапу урока....

Урок литературного чтения по теме:М.М. Пришвин "Выскочка"

Конспкет урока по литературному чтению по теме : М.М.Пришвин "Выскочка" в таблице....

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс УМК Начальная школа 21 века

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс  ...