Литературное чтение. С. Есенин С добрым утром.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ахатова Аниса Гафуановна

Урок был проведён в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_urok.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

Тема урока: С. Есенин С добрым утром.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

1. Какие интересные факты из жизни поэта, вы открыли для себя?

2.Выразительное чтение стихотворения

Каким настроением наполнено стихотворение поэта? (Стихи наполнены внутренней тревогой, раздумьями, поисками покоя).

Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения?

   Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».

   Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».

   Инверсия: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».

  1. Актуализация знаний.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Как вы думаете о творчестве, какого поэта сегодня пойдет речь?

- Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

В этом имени – слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Н.Браун

1)        Верите ли вы, что Сергей Есенин прожил всего 27 лет?

2)        Верите ли вы, что Сергей Есенин воспитывался у бабушки и дедушки?

3)        Верите ли вы, что Сергей Есенин первые стихи написал в 9 лет?

4)        Верите ли вы, что первые стихи его были напечатаны в 1914г.?

5)        Верите ли вы, что Сергей Есенин работал в мясной давке?

6)        Верите ли вы, что поэтом работал учителем в школе?

-Возьмите листочек, на котором записаны вопросы и найдите ответы

Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный русской песне . Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

21 сентября (3 октября н. ст.) 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал только наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным: «Стихи начал слагать рано до 8 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище.

В 1912 году Есенин окончил учительскую школу и получил диплом «учителя школы грамоты». В тот же год он переехал в Москву. Здесь сначала служил в мясной лавке, затем — в конторе книготоргового товарищества «Культура» и в типографии И.Д. Сытина. В типографии он работал корректором, много читал.

Первой публикацией С.А. Есенина считается стихотворение «Берёза», напечатанное в детском журнале «Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. В переводе с греческого «аристон» означает «самый лучший». Так поэт заявил о своём приходе в литературу.

В 30 лет жизнь поэта трагически оборвалась.

4. Подготовка к восприятию текста.

У. Звучит музыка Эдварда Грига «Утро».

У.  Какие картины возникают перед вами?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

                                             

5. Первичное восприятие текста.

Слушают аудиозапись

  Сергей Есенин «С добрым утром!»

6. Проверка первичного восприятия текста.

У. Понравилось стихотворение?

   - Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

   - Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.

7. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Дети читают стихотворение.

Итак, перед нами лирическое стихотворение – пейзаж.

8. Словарная работа.

Какие слова вам были не понятны?

- Зеркало затона – что это? (Затон – вдавшийся в берег речной залив. Это место, где раньше затапливали старые лодки, поэтому вода в этом месте тёмная от гнилой древесины.)

- «Заводи речные» - что это? (Заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением.)

- «Брезжит свет…» Как это?         (Брезжить – рассветать, чуть светиться.)

- «Румянит сетку небосклона», как понимаете эти строки? (Румянить – покрывать розовым цветом.)

- А что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.)

У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

Д.  в 1-ом четверостишии – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

      П четверостишие – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.

      Ш четверостишие – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами;

У. Какую картину он изображает?  

Д.  Картину просыпающейся природы.

У. Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?

Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.

У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.

      Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права. 

У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.

У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?

Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит».

У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первом четверостишии?

Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.

У Какой литературный  приём применил поэт? Как вы думаете, почему?

Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.

У. Прочитайте следующие два четверостишия и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких художественных средств?

Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы.

У. На кого похожи берёзки? Крапива?

Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.

У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?

Д. С помощью эпитетов и олицетворения.

Олицетворение

Задремали звёзды.

Улыбнулись берёзки.

Крапива обрядилась.

Крапива шепчет 

Эпитеты

Звёзды золотые.

Берёзы сонные.

Росы серебряные.

У.  Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.

У Этот приём называется- аллитерация (звуковые повторы согласных звуков), Он помогает создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка. Какие звуки помогают услышать шёпот и шелест? (Ш-С-З-Ч.)

- прочитайте последние строфы, подчёркивая эти звуки, чтобы передать еле слышимое трепетание, которое заставляет берёзок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

9.Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

10. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.

Аплодисменты.

                                             

11. Обобщение.

- В чём же секрет стихов Сергея Есенина?

- Секрет стихов Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы иногда не замечаем, не умеем видеть. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим людям, открывать такой незнакомый знакомый мир.

У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с  С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...