Литературное чтение. К. Паустовский. Кот-ворюга.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРКМ

Именно приёмы РКМ способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

 Цель технологий – развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok.doc210.5 КБ
Файл pechat.docx13.55 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx842.22 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс:  3

Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и          

    выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,  

    особенностями характера  кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим

    удивительно разным по своему  характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,      

    высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;                                              

    воспитывать  чувства ответственности за всё живое на земле.

Ход урока.

Этапы урока

Программный материал

Идеи модулей курса

«Кувшин счастья»

Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас  вылейте  его на себя.  

Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

Атмосфера сотрудничества, мотивация.

Слайд Портрет К. Паустовского . 

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Константин Георгиевич  Паустовский – русский советский писатель. Работал    водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Страсть Паустовского   к путешествиям привела к созданию книг. Многие его   произведения переведены на немецкий, французский  и английский  языки .    

 Рассмотрите выставку книг. Что вы об этих книгах можете сказать?

 Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях?    Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные.

   

      Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского

-Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя). 

                                                                                                                                                                                                                       

Критическое мышление

«Мозговая атака ».

Паустовский

ИКТ

-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа.

-Как  автор называет героя?  (ворюга)

-Что означает слово ворюга?  (тот, кто ворует что-либо)

-Подберите однокоренные слова. (воровать, ворворишка, ворище, ворюга)   -Какой  оттенок у слова «ворюга»?  (грубый, чувствуется отрицательное отношение  автора к герою

Почему автор назвал так свое произведение?

Паустовский выражает своё отношение к герою.

 Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

- Каким вы представляете себе кота-ворюгу.

«Корзина мыслей»

Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

-Подумайте, соответствуют ли наши предположения содержанию рассказа.

(Комбинированное чтение: читает учитель и  ученики)

Чтение рассказа с остановкам


– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Почему он воровал?                                                                                                                                                                           - Как вы думаете, поймают ли кота?
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?

 Как вы думаете, что сделают с котом?
– Оправдались ли ваши предположения?

– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?  (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.)                                                                                                                                                                                                                   – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?

Что показалось удивительным? необычным? смешным?

Оправдались ли наши читательские предположения?

«Чтение с остановками»

«Корзина мыслей»

Словарная работа

- Перед тем, как познакомимся с  произведение, проведём словарную работу

В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.

Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

ИКТ

Ромашка

 

Простые вопросы.

 Какие изменения произошли в  поведении кота и  как его назвали ребята? Милиционер.

Уточняющие вопросы.

 Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый,  мирный, кот- хозяин, кот – защитник).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

 Почему именно за котом шла охота?

Творческие вопросы.

Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?

Оценочные вопросы.  

Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?

Практические вопросы. 

Как бы ты поступил на месте кота?

Критическое мышление приём

«Ромашка»

- Кто увидел и рассказал эту историю?

(рассказчик и автор - одно лицо)

Автор участник всех событий и рассказывает,  что наблюдал. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке. У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька  .И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга.

Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»)

- Какой момент является завязкой?  

(Кот украл со стола кусок ливерной колбасы.  Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.) 

- Кульминационный момент в рассказе.

У героев встала цель, во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

- В чём заключается развязка в этом произведении?

Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера.

Пирамида Фрайтага

Завязка —событие Кульминация — высшая точка развития конфликта, Развязка — разрешение конфликта,  радости

Работаем  по    исследованию текста.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки - основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Проведем  работу по исследованию текста и дадим характеристику  кота по данному описанию.

Кот Варюга

Портрет кота в начале рассказа

Отрублен кусок грязного хвоста

Грязный, тощий

Глаза дикие, нахальные

Разорвано ухо

Бандит и  бродяга

 Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Он описан как хулиган, боец  

-Как автор называет кота? ( бродяга и бандит, ворюга)

 -Чье мнение выражает автор? ( Своё)

Портрет кота в конце рассказа

кот- хозяин , ласковый

довольный, весёлый

уверенный, мирный

важный, благородный

кот – защитник.

Как он повёл себя после того, как его накормили чего же не хватало коту? (Внимания, заботы)

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

 

не хватало Ворюге- заботы и внимания.

Обворовывал

Ловко прятал

Босяцкие выходки

Ругался под домом

Совесть потерял

воровал все

разрыл жестяную банку с червями

протащил кукан с окунями

 уронил колбасу

украл кусок ливерной колбасы

 грозно выл

Мирно храпел

Дрожал от негодования

Фыркал

Ходил, как хозяин

Требовал благодарности

-Какие изменения произошли с котом?

Какой поступок совершил кот?

 - Какие качества кота проявились в этом поступке?  

Автор показывает действия кота направились на благородные дела

Что использует автор, для описания поступков?    

(глаголы действия.)

-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой.

-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? желание выжить, будучи никому ненужным Паустовский создаёт образ , который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок

Исследование текста в группах

«Фишбоун»

ИКТ

 

Социальный ролик

https://www.youtube.com/watch?v=HFEWJsUi4uM

https://www.youtube.com/watch?v=9CHD7e5Enco

ИКТ

Составление «Синквейна»

1 строка – одно имя существительное;

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение

5 строка – синоним к 1строке.

мальчики: Кот – в начале рассказа (до переломного момента).
девочки: Кот – в конце рассказа (после переломного момента).

Критическое мышление приём «Синквейн»

Рефлексия. (Осознание)

«Корзина мыслей»

- Какая проблема поставлена в рассказе?

- В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла.

- Зло можно остановить только добром. 

- Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана  действенная сила добра. 

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

главная идея творчества писателя — человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет.

Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Критическое мышление «Корзина мыслей»

Домашнее задание

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа,  

3 группа – автору,    

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

Критическое мышление «Свободное письмо

.

.



Предварительный просмотр:

Внешний вид кота в начале рассказа

Действия и поступки кота в начале рассказа

Внешний вид кота в конце рассказа

Действия и поступки кота в конце рассказа

Кот  Ворюга

Какие изменения произошли в  поведении кота и  

как его назвали ребята?

Почему именно милиционером назвали кота?

Почему именно за котом шла охота?

Что было бы, если бы кота не поймали?        

                                                                                                                                                                                                                                                   

Продолжал воровать?

Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота?                                                                                                                                                                                                                                                                                  А что могло бы произойти, если его наказали?                                                                                                                                                                                                                                                               Изменился бы кот?

Как бы ты поступил на месте кота?

Простые вопросы

Уточняющие вопросы

Объясняющие вопросы

Творческие вопросы

Оценочные вопросы

Практические вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 4

Ворюга Вор Воришка Что общего у всех слов? Вор Вор

Слайд 6

Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Экзюпери Выбери главную мысль

Слайд 7

Составление « Синквейна » 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке . Паустовский. Благородный, добрый. Оживляет ,сравнивает, описывает. Великолепный знаток русской речи. Писатель.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие. Литературное чтение. 3 класс. Система развивающего обучения Занкова.

Тема урока. К. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока. Объяснение нового материала.

Использовала технологию: РКМ (американские педагоги).

Именно приёмы РКМ способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

 Цель технологий – развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.

Цели и задачи :
 Познакомить с понятиями «рассказ», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий; учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать,  проанализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Самостоятельно находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД        

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе личного опыта.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Формированием навыка сознательного, правильного, беглого и   выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,   особенностями характера  кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим  удивительно разным по своему  характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,       высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;                                                 воспитывать  чувства ответственности за всё живое на земле.

Этап и приёмы

Самоанализ урока

Стадия вызова

Задача стояла в том, чтобы активизировать, заинтересовать детей. Мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знания.

Применила приёмы «Мозговая атак», «Корзина мыслей».

Стадия осмысления

На фазе осмысления дети работали с информацией – читали тексты, смотрели видео, слайды презентации.

Применила приём «Чтение с остановками», «Ромашка»

Рефлексия

Приём» Фишбоун», «Синквейн» - позволил описать кота, способствовал развитию творческих способностей. Провела самоанализ – «Козина идей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "К.Паустовский "Кот-ворюга"

                                                      ...

Урок литературного чтения К. Паустовский Кот- ворюга

Урок с применением технологии проблемного обучения...

конспект урока литературного чтения К. Паустовского Кот-ворюга

Конспект урока литературного чтения  К. Паустовского " Кот-Ворюга" для 3 класса по программе Занкова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ по теме «Кот-ворюга»

Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...