Урок по обучению грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ариф Татьяна Михайловна

Урок по обучению грамоте. УМК "Школа 21 века". Тема "Звуки [ф][ф'] буква Фф.Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. На протяжении всего урока дети, выполняя задания наряжают новогоднюю ёлку огоньками. На уроке проводятся разнообразные виды работы: парная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  обучения грамоте в 1 классе

        

Тема: «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф.

Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи: 

Образовательные: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов с изученной буквой, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.

Воспитательные:

-  эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные -проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

- осознают  свою успешность на уроке,

- проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

- внутренняя позиция школьника;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные -  Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке;

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

- умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД: 

-  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги  и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

                                             Ход урока.

    1.Организационный момент.

- Повернитесь друг к другу лицом, и подарите  своему соседу улыбку. Своей улыбкой мы  пожелаем друг другу успеха на уроке и хорошего дня.

2. Мотивация к учебной деятельности

И так начинаем урок, да не простой, волшебный  праздничный! Отгадав загадку, вы узнаете о каком празднике пойдет речь.

Если лес укрыт снегами,
    Если пахнет пирогами
    Если ёлка в дом идёт,
     Что за праздник?... ( Новый год).

Главный атрибут праздника это - ёлка. Сегодня  я вам принесла  её. Чего на ней не хватает? Правильно огоньков. Украшать огоньками мы будем её в течение урока вашими правильными ответами. Согласны? Каждый правильный ответ это – огонек.

3. Актуализация знаний

Повторение изученного о буквах и звуках.

- Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах чему мы учились на прошлых уроках.

-На какие две группы делятся звуки?(гласные и согласные).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

-Как называется знак, с помощью, которого мы обозначаем звуки в письменной речи.

Молодцы, справились с заданием! Вешаем огонёк на ёлку.

4.Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

Речевая разминка

Фу-фу-фу –вот купили мы софу.

Аф-аф-аф- а ещё купили шкаф.

Вешаем огонек на елку.

5. Целеполагание.

- Ребята, рассмотрите картинки.

Дети говорят: «Фен, фартук, фотоаппарат, фонарик, фломастеры»).

-Как вы считаете мы сегодня, будем повторять то, что знаем, или получать новые знания.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

- Кто из вас попробует сформулировать цели нашего урока? Дополните предложения.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Молодцы! Вешаем огонёк на ёлку.

- Составим план наших действий.  

                       Узнать

    гласный                    согласный

    твердый                    мягкий

    звонкий                     глухой

Хорошо. Вешаем огонёк на ёлку.

6.Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф],  их характеристика.

- Откройте учебники на стр. 119 и приготовьте папки с фишками. Что изображено на рисунках? (Фартук и филин.) Рассмотрите схемы под рисунками. Выполним звуковой анализ слов.

Двое учащихся выполняют у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.

- С какого звука начинается это слово? ([ф] ).

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

 - Какой второй звук в слове ?( [ф а-а-а] ).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку).

- Произнесите третий звук. ([фа р-р-р].

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий звук. ([фар т-т-т]).

- Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий  звук. ([фарт у-у-у]).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку.)

- Произнесите последний звук. (фарту к-к-к).

-Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку.)

- Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин».

- Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? ([ф'] и [ф]). Сравните эти звуки. (Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий).

На доске появляется карточка с буквой Ф.

Вешаем огонёк.

7.Знакомство с буквой. Посмотрите на букву Ф, на что она похожа. 

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

8.Физминутка  изобразим букву Ф слайд №2

                                      Дружно щеки надуваем,

                                      Воздух , чур не выпускаем.

                                      Руки в боки мы поставим,

                                      Букву Эф себе представим.

                                             И все вместе покачаем.                    

9. Чтение

- Чтение слогов стр.119

Дети, у которых на парте карточка подготовьте текст для чтения.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

Назовите слова в которых встречаются новые звуки. (фокусник, фрак, факел, фея, фокус)- карточки слов на доске. Есть ли среди названных слов незнакомые слова?

Вешаем огонёк.

-Чтение слов

Составьте слова, следя за направлением стрелок. (Фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика.)слайд

-Кто такие фантазёры?

– Прочитайте слова парами первых двух столбиков

– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)

10. Лексическая работа.

– Прочитайте слова и назовите те, значения которых вам не понятны.

Фабрика, флаг, ферма, фрак, фазан, флот.

Вешаем огонёк.

11.Чтение  стихотворения Г. Сапгира «Футбол». Чтение по ролям.

        Чтение вслух

– Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Футбол».

– Сколько раз в стихотворении встречается буква ф?

– Какие ещё виды спорта начинаются на ф?

Если хочешь видеть гол,

Отправляйся на футбол.

Интересно фехтование

И фигурное катание.

Вешаем огонёк.

12.Работа в парах. Игра «Собери слова» 

фабрика, фанты, филин, физик. фартук, факел, фишка, фантазия, фирма, фигура.

.

Вешаем огонёк.

  • А у нас тоже соревнование – «Самая лучшая память!».

Запомните как можно больше слов на букву ф:

Буква Ф – очки на палке,

Прибежали из считалки:

Фокус, финик, Фантомас,

Фантик, фунтик и фугас,

Фёдор, филин, фас,

Фёкла фукает на вас.

  • Самостоятельная работа.

Схема, проверка друг у друга или собери слова фажир   киреф

  • Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.

-  Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.

- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным  прибором: Раздался звонок.)

  •  Чтение рассказа Якова Тайца «Волк». 
  • Чтение рассказа учителем.
  • Работа после чтения:

- О ком прочитали рассказ?

- Кого узнала Маша в зоопарке?

- Как повел себя волк и почему?

13. Итог урока.

- Что новое вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

Папа сына похвалил,

Он про букву Ф спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву ф сын?

10. Рефлексия деятельности.

Возьмите в руки желтый огонёк, если вы с хорошим настроение уходите на перемену,

и красный, если вам на уроке было трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по обучению грамоте (чтение) УМК Школа России буква В,в

урок по обучению грамоте с учетом ФГОС...

Открытый урок по обучению грамоте по ФГОС "Школа России" по теме: "Буква Ф,ф звуки [Ф] и [Ф`]

Урок построен в игровой форме. Ставит перед собой обучающие задачи - ознакомление С буквами Ф и ф и соответствующими звуками....

Проект урока по обучению грамоте в начальной школе по ФГОС

Проект урока по теме: "Согласные звуки: твердые и мягкие". УМК"Гармония", 1 классЗачетная работа на курсах повышения квалификации (НИРО)...

Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс "Школа России"

Очень подробные конспекты уроков по ФГОС "Школа России"...

Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс "Школа России"

Подробные конспекты уроков по обучению грамоте с требованиями ФГОС...

Открытый урок по обучению грамоте 1 класс Школа России

Открытый урок по обучению грамоте 1 класс...