Открытый урок по обучению грамоте по ФГОС "Школа России" по теме: "Буква Ф,ф звуки [Ф] и [Ф`]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок построен в игровой форме. Ставит перед собой обучающие задачи - ознакомление С буквами Ф и ф и соответствующими звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote_po_fgos.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте

По УМК Школа России

Лицей №369

учитель: Сторонкина

Елена Ивановна


Литературное чтение 

Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.

Задачи:

Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, коммуникативность,

Формировать умения оперировать образами, развивать внимание, память, логическое мышление через игры.

Воспитывать у детей интерес к урокам русского языка и литературного чтения.

Цели:

Познакомить с новыми звуками и обозначающими их буквами.

Продолжить работу над фонетическим разбором слов.

Научить определять место новых звуков в словах.

Научить читать слова с новыми буквами.

Провести работу по определению частей речи.

Провести работу по распознаванию безударных гласных в словах и способам их проверки.

Оборудование урока:

Картинки:

фонтан

астра       филин

рак         индюк

тыква       индюк                                                      

утка        астра

кот

фрукты      футбол     поросёнок Хрюша

конфеты     снег

фарфор      зима

Схемы слов на 6,6,7звуков

Куклы:

мальчик     девочка

мама        тётя

"Азбука" автор Н.В.Нечаева

тетради

цветные карандаши

Магнитофон.

Ход урока:

I. Организационная часть урока:

Игра на развитие внимания "Сделай так. Cделай так, пожалуйста."

Учитель:

Подними руку тот, кто самый внимательный.

Сейчас мы это проверим. Я буду показывать вам движения, а вы будете выполнять их только тогда, когда я скажу "пожалуйста"

 

II. Повторение изученного.

 Распознавание безударных гласных в словах и способы  их проверки.

Внимание! Внимание!

Сегодня у вас в гостях...

Можно я сам представлюсь? Вы узнали меня, ребята?

Дети: Хрюша!

Хрюша: Я привёз вам много интересных заданий. Вы готовы их разгадать?

Дети: Готовы!

На доске картинка с изображением зимы.

Загадка:

С неба падают цветы

Небывалой красоты.

Маленькие льдинки,

Белые (снежинки).

Хрюша: С каким временем года связано это слово?

Дети: Зима!

Игра на развитие мышления "Путаница."

На доске буквы АМИЗ.

Хрюша: Это слово не узнать. Может это не зима?

Дети: Нет это слово зима. В нём перепутались буквы. Нужно их переставить.

Хрюша: Докажите.

Дети переставляют буквы.

Хрюша: Какие вы молодцы! А что вы можете сказать об этом слове?

Дети:

Слово «зима» - это имя существительное. Обозначает предмет. Отвечает на вопрос: Что?

Слово «зима» женского рода, стоит в единственном числе. Оно неодушевлённое.

В этом слове два слога Зи-ма.

В этом слове безударная гласная «И». Её нужно проверить.

Хрюша: А как зто сделать?

(Дети говорят правило и называют проверочные слова: Зимы, зимушка, зимний. Доказывают, где ставят ударение в словах).

Придумайте предложение со словом «зима» или с родственными словами.

(Дети составляют предложения).

III.Знакомство с новыми звуками и обозначающей их буквой.

1.Хрюша: Вы замечательно справились с первым заданием.

А сможете ли вы угадать слова, которые спрятались за картинками?

Игра на развитие интеллекта, коммуникативности "Угадай словечко."

Работа в парах.

Первый звук в слове подскажет тебе звуки в словах, которые у вас получатся.

(На доске картинки:

фонтан     филин

астра      индюк

рак        машина

тыква      астра

утка

кот                      )      

Хрюша: Какие слова вы получили?

Дети: Мы получили слова фартук и Фима.

Хрюша: Расскажите о первых звуках в этих словах.

(Дети дают характеристику звуков [ф] и [ф']).

Хрюша: Звуки [ф] и [ф'] обозначаются буквами Ф, ф.

(На доске выставляются буквы).

Хрюша: А зачем нам нужны две одинаковые буквы?

(Дети объясняют применение заглавной буквы).

Напечатайте в тетрадях букву Ф.

(Дети печатают букву в тетрадях).

Каким цветом вы напечатали букву? Почему?

Дети: Мы напечатали эту букву синим и зелёным карандашами, так как она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.

2.Определение места звуков в словах.

Хрюша: Я теперь буду знать, когда применять заглавную букву.

В новом задании вам нужно соотнести схемы со словами и определить место звуков [ф] или [ф'] в словах.

Игра на развитие внимания "Найди звуку место."

(На доске картинки :

фрукты, конфеты, фарфор и схемы на 5, 6, 7 звуков).

Составьте схемы слов в тетрадях и обозначьте звуки.

Дети: К слову фрукты мы выбрали схему на пять звуков, так как в слове фрукты пять звуков. Звук [ф] стоит в начале слова. Этот звук согласный, твёрдый, глухой.

(Аналогично дети объясняют, где находятся нужные звуки в остальных словах. В схемах на доске указываются звуки).

Хрюша: Как вы думаете, какое слово лишнее?

Игра на развитие логического мышления "Какое слово лишнее?"

 

Дети:

Я думаю, что слово конфеты. В нём три слога, а в остальных по два.

Я думаю, что слово фрукты. В нём ударный первый слог, а в  остальных ударный слог второй.

Я думаю, что слово фарфор. В нём все согласные твёрдые.

Я думаю, что слово фарфор. Оно в форме единственного числа.

Я думаю, что слово конфеты. В нём согласный звук [ф'] мягкий, а в остальных словах звук [ф] твёрдый.

Хрюша: Молодцы, ребята. Вы умеете дружно работать, значит и умеете дружно отдыхать.

Объявляю музыкальную паузу.

3.Физкультминутка под музыкальное сопровождение. "Танец утят."

 

4. Хрюша: Какие вкусные угощения как на празднике. А вы любите праздники?

Дети: Очень любим!

Хрюша: Какие праздники вы знаете?

Дети: Государственные, семейные, профессиональные, спортивные.

IV. Чтение.

1.Хрюша: Сегодня я вас приглашаю на Спортивный праздник.

Он проходит на стадионе. Что такое стадион?

(Дети объясняют значение слова).

Стадион-это спортивная площадка, где проходят спортивные соревнования. На стадионах есть места для зрителей.

Хрюша: Пропуском на стадион нам послужат слова, которые нужно хорошо и правильно прочитать.

(На доске слова: стадион

                             спортивный

                             праздник

                             флажки

                             прыгуны

                             гимнасты

                             команда

                             внимание

                            трибуны

                            финиш

                            футбол).    

2.Чтение текста на странице 66.

Вопросы по тексту:

Что проходило на стадионе?

Как был украшен стадион?

Как говорится об этом в тексте?Прочитайте.

Кто соревновался? Прочитайте.

Кто пришёл болеть за ребят?

Кто пришёл первым?Вторым?

Прочитайте.

А кто потом?

Хрюша: А вы любите заниматься физкультурой?

Дети: Очень любим.

Хрюша: Для чего нам нужна физкультура?

Дети: Нам нужна физкультура, чтобы быть сильными, не болеть.

У тех, кто занимается физкультурой стройная фигура.

Хрюша: Я тоже люблю бегать, прыгать, танцевать

Объявляю танцевальную паузу!

3.Физкультминутка под музыкальное сопровождение. "По секрету всему свету..."

4.Работа по развитию речи.

Хрюша: Праздник на стадионе продолжили старшие ребята.

В какую спортивную игру они играют?

(На доске картинка с изображением футболистов).

А вы любите играть в футбол?

Дети: Мы играем в футбол на школьном стадионе. Девочки тоже играют.

Хрюша: Валентин Берестов написал про футболистов стихотворение. Мне очень хочется его вам прочитать.

(Чтение стр.69)

Случалось ли вам забивать гол в свои ворота? Какие смешные случаи с вами происходили во время игры? Расскажите.

5.Игра на  развитие коммуникативности "Театр."

Хрюша: Спортсмены закончили игру и перед зрителями выступят артисты.

Сегодня артистами будете вы. Познакомьтесь с ролями.

(Задание на карточках.)

Прочитайте слова мамы. С какой интонацией она говорит о футболе? Почему?

Прочитайте слова мамы с нужной интонацией.

(Аналогично разбираются роли тёти, сестры и мальчика. Затем детям выдаются куклы и разыгрывается сценка).

Хрюша: Вы замечательные артисты. Мне очень понравилось!

Но праздник закончился. Зрители покидают стадион. Пора и нам возвращаться в класс.

V. Подведение итогов.

Хрюша: Вам понравился праздник и подготовка к нему? Что особенно понравилось и почему?

Дети:

Мне понравилось определять слова, когда мы знакомились сновыми звуками и буквой.Я люблю быть исследоватилем.

Мне понравилось сочинять предложения о зиме.Я люблю сочинять.

Мне понравилось читать и отвечать на вопросы. Когда читаешь, то узнаёшь что-то новое.

Мне всё понравилось, но больше всего разыгрывать сценку. Артистом быть очень интересно.   

Хрюша:

А какая буква помогла вам прочитать новые слова? Какие звуки она обозначает?

(Дети называют букву и дают характеристику звуков).

Вы молодцы, ребята! Я обязательно расскажу о вас своим друзьям. Желаю вам удачи!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный интегрированный урок на открытом воздухе в 1 классе (обучение грамоте + окружающий мир) на тему: «Буквы Аа, звук [а] в предметах окружающего мира».

Данный урок проходит в необычной форме, а точнее на свежем воздухе. В непринужденной форме ребята повторяют материал уроков "Письма", а также уча...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс, по теме "Буква Ч, ч. Закрепление."

План-конспект урока по обучению грамоте по учебнику "Азбука", часть 1, автор Горецкий. В.Г. Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»

Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...