Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Оськина Елена Евгеньевна

Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе

ТЕМА:

«Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»

                                                                                      Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Лопатинская ООШ Ртищевского района Саратовской области»

Оськина Елена Евгеньевна


Урок  обучение грамоте.

Тема : Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

 Цели урока – познакомить обучающихся с новыми буквами «С», «с»,  и звуками [с], [с’].

Задачи урока:

1. Предметные:

формировать представление о звуках [с], [с'] как о согласных звуках;

учить отличать звук [с], [с'] и букву «С,с» от других звуков и букв;

учить читать и писать слоги, слова с новой буквой;

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой С, с и звуками, которые она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательныевладение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные:  проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; изображение Светофора с названиями улиц пути следования; карточки с буквами, изображения автобусов; картинки с изображением птиц, сигнальные карточки, карточки для рефлексии «Смайлики» и цвета светофора, знаки ДД, презентация к уроку, проектор, ноутбук.

                                                                                                Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Самоопределе

ние к учебной деятельности.

Организацион

ный момент

                Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Злость, капризы, ссоры с ленью

Пусть останутся за дверью.

С улыбкой и старанием

Получим много знаний мы.   (С. Чижова)

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Прежде, чем получить новые знания,  давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

Дети готовятся к уроку

Личностные:

способность откликаться на добрые чувства;

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:

У него глаза цветные –

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.   (Светофор)

- А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим. 

- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета. 

- Кто поможет?

- Почему так думаешь?

- Какие пассажиры остались на остановке?

- Автобус какого цвета для них потребуется?

Почему?

 Отгадывают слово

Отвечают

А,о,у,ы,и - они гласные

Н и С.

Для Н – синего

Согласный

Коммуникативные:

проявляют интерес к общению на уроке и предмету

Регулятивные:

понимают цель и смысл выполняемых заданий

3

Постановка учебной задачи

 Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили?

- Вы знаете, как она называется?  

Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:

На чужой спине едет,

А на своей груз везёт.   (Седло)

Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк, 

А зовут его …   (Сурок)

- С какого звука начинаются слова?

- Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук?

-На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.

- А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение:

Буква … и звуки, которые она обозначает …

Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.

Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.)

Учиться отличать … звуки [ с ], [ с’] от других звуков;

Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.)

Мы с ней ещё не знакомились близко.

Формулируют тему урока

Ставят задачи урока

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

4

Построение проекта выхода из затруднения

Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу.

Улица Рассуждай-ка.

Чтобы звуком управлять,                                                                                                                                                                О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звуки [с], [с'].

– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.)

–  Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука  слышится только шум, значит он (глухой.)

Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов  на доске «лес», «лось» (картинки)

– Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?

-А во втором?

– Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с'].

 (После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику). Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы?

-Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы.

- Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило?

-Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?

Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус?

Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими.

– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Сс, которая на письме обозначается как звуки [с], [с']  .

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква С?

Да, вы правильно решили:
С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «с» повис над домом.   (В. Степанов)


«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

 - Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву?

Из истории буквы «с».

- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.

   Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».

  

- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков) 

- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.

- Вспомните, какое правило было нарушено.

Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»

Твёрдо ты произноси!

Согласный с «и»

Мягко ты произноси!

А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16  прописи № 2.

 Давайте сравним печатную и письменную букву С.

-Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи»

Пальчиковая гимнастика.

 согласный  

глухой

твёрдо

 мягко

Отвечают

Смотрят

Несколько детей поднимают один из цветов Светофора

Отвечают

(В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)

Пишут в прописи букву Сс

Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка.

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные:

учатся уважать мнение собеседника.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания

5

Первичное закрепление

3 Остановка. Читай-ка

 Чтение слогов с новой буквой. 

– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ)

Настало время поработать со схемами в группах.

На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками.

-Какую работу вы выполняли?

-Ты делал сам или тебе помогали?

- Ты доволен своей работой?

Игра «Доскажи словечко»

«…в лесу бегает лиса.»

«…прилетела к нам оса.»

«…кошка любит колбасу.»

«…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки)

Физминутка

Ребята, а у нас физкультминутка,

Поднимитесь, наклонитесь,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Читают

Вспоминают и обговаривают правила работы в группах.

Соотносят схемы и картинки

Отвечают на вопросы для самооценки.

Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз)

«Су-су-су…»

«Со-со-со…»

Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов

Регулятивные: умение определять успешность

Коммуникативные:

адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах.

6

Включение в систему знаний

Улица Всезнайка.

   Работа по учебнику стр.46.

- Какие слова спрятались в схемах?

Игра «Кто больше составит слов из слогов»

Работа со словом Ось по словарю.

   

Работа по учебнику стр.44.

Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы).

   Работа в прописи № 2 (стр. 17).

Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений.

Гимнастика для глаз с использованием тренажёра

Упражнение «Волшебное окошко».

- А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).  

Упражнение «Твёрдый – мягкий».

Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:

Солнце село за селом, 

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс …

Сон в страну свою унёс 

Всех.                                   (В. Лунин)

- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»?   (Сойки, синицы)

- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»?   (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)

  Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).

Отвечают

Составляют рассказ по иллюстрации»Девочки заблудились»

Пишут

Определяют количества слов в предложении.

Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах:

Помни: пишутся всегда

С большой буквы города, 

Клички, имена, моря …

И фамилия твоя. 

Коммуникативные:

умение слушать других.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания

Познавательные:

смысловое восприятие познавательного текста

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения.

 – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Дома я расскажу….

А сейчас отметьте своё настроение по лесенке.

У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и

поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С.

Машут до свидания Светофору

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Строчная и заглавная буква Й, й"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по обучению грамоте: чтению и письму к УМК "Перспектива"...