Главные вкладки

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Ипатова Татьяна Викторовна

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте.   1 класс.

    Программа «Школа  ХХI века».

    Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   (Технологическая карта урока)

    Составитель: учитель начальных классов высшей категории Т.В. Ипатова.

    Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

    Тип: открытие новых знаий.

    Задачи:

    • Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить  новый звук  с буквой.
    • характеризовать  звук [ц], находить  места соответствующих букв на ленте букв.
    • находить звук [ц] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить  слова со слого-звуковыми схемами.
    • учить  правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
    • Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;
    • Учить составлять предложения с заменой отдельных слов картинками, читать предложения с нужной интонацией;
    • совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
    • воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. 

     Формировать:

    умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи. Рассуждать о роли труда и важности профессий, приводить примеры.

    – универсальные учебные действия.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Выделять звук [ц] в процессе слого-звукового анализа;
    • Определять звук [ц] на слух, находить его местоположение в слове;
    • Соотносить звук и обозначающую его букву;
    • Находить буквы Ц,ц  в текстах;
    • Владеть навыком слогового чтения

    Метапредметные:

    • Планировать деятельность на уроке.
    • Слушать и слышать учителя.
    • Выполнять задание под руководством учителя.
    • Работать в паре, группе.
    • Оценивать свою деятельность на уроке.

    Личностные:

    • Проявлять желание научиться читать самостоятельно;
    • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
    • Проявлять уважительное отношение к труженикам села.

    Термины и понятия

    Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные,  предложения,  слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова.

    Информационно образовательная среда

    Ресурсы:

    • Букварь (1 часть). Авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2012.
    • Букварь. Методическое пособие. 1 класс. Авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2012.
    • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» Изд.центр «Вентана - Граф». Москва.2012.
    • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
    • физкультминутка  http://videouroki.net/

    Межпредметные связи:

    Математика.  Владение понятиями "слева", "справа", "столбики", "строчки".

    Окружающий мир.

    Темы: Птицы.

    Зачем люди трудятся?

    Профессии людей.

    Технология.

    Темы: Рукотворный мир.

    Материалы и сырье.

    Ход урока:

    Содержание деятельности учителя:

    Содержание деятельности обучающихся:

    Мотивация познавательной деятельности:

    1.Звучит песня «Чему учат в школе» (песню можно включить в конце переменки).

    Учитель в ходе беседы вырабатывает с детьми формулировку учебной задачи урока «Обучения грамоте»:

    - Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

    2.Предлагает  отгадать загадку: 

    Был белый дом,

    Чудесный дом, 

    И что-то застучало в нем. 

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо.

    - Кто это?   (цыпленок) Слайд 1. Пустой.

    3.Предлагает ответить на вопросы:

    - Цыпленок, где ты?  Не отзывается!

    - А как подзывают к себе цыплят?   (цып-цып-цып). Звуковое сопровождение: писк цыплят. Слайд 2.

    Бегут, бегут, но мы их почему-то не видим.

    - Какой звук повторялся чаще всего, когда мы звали цыпленка? ([ц]).

    Выскажите ваши предположения о теме нашего урока.

    Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

    - Какой буквой обозначается этот звук?  (Буквой ц).

     - Не появляется!?

    Может быть выполнение задания нам поможет?  Работа  в парах: раскрасьте все элементы картинки, где есть буква ц.

    - Молодцы! Прибежал цыпленок.

    Слайд 2. 

    4. Откройте стр. 138-139 в букваре, сфотографируйте эти странички, закройте учебник. Чем же вы будем сегодня заниматься на уроке, что нового хотите узнать, сделать? Слайд 3.

    5. На что похожа буква ц? Слайд 4,5. 

     

    6. Попробуйте создать свою букву.

    1.Обсуждают, высказывают свои предложения.

    2.Отгадывают загадку, обсуждают ответ, высказывают свое мнение:

    (Мы думаем, что …..)

    3.Обсуждают, дополняют ответы друг друга и делают вывод: любое дело надо делать тщательно и аккуратно, потому что по результату труда судят о человеке.

    4. Высказывают свое мнение, называют тему урока.

    5.Работа  в парах: раскрашивают картинку, называют отгадку.

    6. Выведение цели урока, самостоятельно, с опорой на учебник.

    7. Работа в группах. Создание буквы из разных материалов(пластилин, бумага, счетные палочки, пуговки и др.) Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

    Подготовка материалов к работе.

    Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов.

    Физкультминутка   http://videouroki.net/

    Актуализация необходимых знаний:

    7.Звуко-буквенный анализ слов: цапля и синица.

    Отгадайте звуковую загадку. Звучат звуки цапли.  Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях.  

    Вторая звуковая загадка: звуки синицы. проводится аналогичная работа.

    - Проведем исследования: какие особенности имеет звук [ц].

    Схемы дублируются на доске парой учеников.

    8.Игра "Живые звуки":

    Проводится игра со схемами слов цапля и синица.

    Убираем буквы в следующем порядке;

    - убрать буквы, которыми записаны ударные гласные;

    - убрать буквы, которыми записаны безударные гласные;

    - буквы, которые обозначают мягкие согласные;

    - букву, у  которой есть парная согласная.

    -Что осталось?

    - Что вы о ней можете рассказать?

     8. Рассказ учащихся с дальнейшим сравнением с картинкой.

     (Примерный текс: окраска цапли - бурая, желтая, серая или белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. гнезда строят самцы, самки высиживают яйца.)

    (Примерный  текст: синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живёт она в парках и садах. Самки строят гнёзда. Вскоре в гнезде появляется 8-10 птенцов. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам).

    9. Работа  в парах. Выполнят звуковой анализ слов (сравнивают слова по звучанию, выделяют первые звуки в словах, характеризуют звук по алгоритму)  и делают вывод: звук [ц] - твердый согласный, у него нет мягкой пары, глухой.

    10. Оценивают работу тех учащихся, которые работали у доски, оценивают свою работу и работу одноклассников.

    11. Убирают самостоятельно схему звука, характеристику которого слышат.

    12. Повторение и закрепление знаний о б изученной букве.

    Организация познавательной деятельности:

    9. Чтение слогов. Слайд 7. 

    Подбор слов, которые начинаются на этот слог. Составление предложений.

    10.  Установить соответствие между словами и предметами. Определение профессии людей, которые могут с этими предметами работать.

    Определение принадлежности одного и того же предмета людям разных профессий.

    13.Читают самостоятельно, соотносят его с иллюстрацией, отвечают на вопросы, обсуждают лексическое значение слова.

    14.Читают по слогам, определяют и называют количество слогов в словах, сравнивают лексическое значение слов.

    15. Знать профессии людей которые делают разные вещи. Уметь классифицировать предметы по заданному признаку. Знать правило как нужно относится к вещам и предметам.

    Физкультминутка  Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте  в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы. (последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).

    Подведение итогов:

    11. Прочитайте слова левого столбика, слова правого столбика. Прочитайте по строчкам.

    - Объясните почему получилась чепуха.

    Подберите к каждому слову левого столбика слова правого столбика подходящие по смыслу.

    12. Подводит итоги урока:

    - Какую тему мы сегодня обсуждали?

    - С какими целями справились, что не успели сделать, что бы еще хотели сделать?

    -- Какой звук мы изучили?

    - Охарактеризуйте звук [ц].

    - Как называется буква, обозначающая этот звук?

    Определяет вместе с учащимися место буквы – к в ленте букв.

    216.Продолжают работу в парах, обсуждают составленные пары слов.

    17.Слушают одноклассников, составленные словосочетания, объяснение значений получившихся словосочетаний.

    18. Подводят итоги, отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников, определяют место буквы в ленте букв.

    Рефлексия

    Спрашивает:

    -  Что нового узнали?

    -  Чему научились?

    -  Что важное для себя поняли?

    Анализируют свою работу, начинают ответ со слов:

    «Я узнал, что….»

    «Я понял, что….»

    «Я запомнил, что…..»

    Приложение


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    ц внизу крючок, точно с краником бачок! БУКВА Ц -

    Слайд 5

    Мастер стул перевернул - стал на Ц похожим стул!

    Слайд 6

    ЦАПЛЯ СИНИЦА

    Слайд 7

    О У Ы И А Е Ц ЦА ЦИ ЦО ЦЫ ЦЕ ЦУ цапля цирк кольцо цыпленок полотенце

    Слайд 8

    ПРОДАВЕЦ ПОРТНИХА ПОВАР МАТЕМАТИК ОГУРЦЫ ПОЛОТЕНЦЕ ЦВЕТЫ ЦИФРЫ НОЖНИЦЫ

    Слайд 9

    Зелёная Радостное Весёлый Широкая Голосистый лицо лягушка цирк скворец улица

    Слайд 10

    Я доволен собой, я… Я работал хорошо, но надо… Не все получилось, как хотелось … Я не все понял, потому что …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по обучению грамоте 1 класс.Тема Звуки [л] [л]

    Тема Звуки [л] [л]Цели.Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в...

    Урок обучения грамоте в 1 классе "Звук [ц], буквы Ц, ц"

    Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.Цель: познакомить со звуком  [ц], буквами Ц, ц.Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц] как всегда твердого со...

    Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

    Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

    Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...