Различные необычные и весёлые упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_chteniyu.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.

В данный раздел включены игры, которые помогут решению следующих образовательных задач:

- формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;

- упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;

- формирование умения определять и называть ударный слог.

Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т. е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи — слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

Соединяя аналитико-синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов. По слогам с опорой на схему-модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им «вживаться» процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящий принципом чтения: «Читай по слогам!»        
Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса шестилеток требуется много игрового материала, часть которого и представляют дидактические игры данного раздела.  

 

Последний слог в слове — за тобой

Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назватьтакой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко... (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра, -чан).   Побеждает тот, кто последним называет слог.Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово наслоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран,ран-ка, ка-пус-та, та-рел-ки, ки-но, но-ги и т. д

Закончи предложение

Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например:Мама пошла в мага... (зин) Таня учит уро ... (ки).Птицы вьют гнез... (да)Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.

ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ

Одно из принципиальных положений многих современных методик обучения грамоте заключается в том, что исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. В связи с этим среди важных задач, требующих решения в период обучения грамоте, на первый план выступает оказание помощи детям в овладении звуками родного языка. Особое внимание нужно уделить на то, чтобы ребенок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую.

Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у учащихся фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых уроков обучения грамоте, еще на безбуквенной ступени. Продолжается она и в букварный период. Однако следует учитывать, что аналитическая работа на уроках данного периода осложняется для учащихся необходимостью распределять усилия между одновременным решением нескольких задач. Ребенку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение

слов.

Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

Предлагаемые игры направлены на решение следующих дидактических задач:

- выделение первого и последнего звука в словах;

- определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- последовательное перечисление всех звуков в слове;

- распознавание гласных и согласных звуков;

- распознавание твердых и мягких согласных звуков;

- подбор слов с заданным звуком;

- распознавание таких фонетических единиц, как звук и прямой открытый слог.

Для обучения решению обозначенных дидактических задач можно использовать игровые ситуации, представленные в предыдущем разделе:

«Почтальон» («прочитать» письмо — это значит назвать первый звук в названии картинки, полученной в конверте, или последовательно перечислить все звуки этого слова);

«Отгадай слово» (учитель произносит первый звук названия предмета на картинке);

«Собери букет» (составить букет необходимо из цветов, имеющих в названии определенный звук);

«Необычные цветы» (цветок составляется таким образом, чтобы на его лепестках находились предметы, в названиях которых присутствует определенный звук);

«Птичий рынок» (купить животное можно в том случае, если придуманная кличка будет начинаться с названного учителем звука);

«Кубики с картинками» (дети произносят название предмета и определяют первый звук в слове);

«Поймай рыбку» (вытащив картинку, дети называют первый звук слова-названия или последовательно перечисляют все звуки в нем);

«Чудесный мешочек» (дети произносят первый звук названия предмета, который учитель достает из мешочка).

В период первоначального знакомства с такой элементарной единицей речи, как звук, учителю помогут игровые ситуации, в которых используется звукоподражание. Например, игровая ситуация «Мухи в паутине» предоставляет учителю возможность выделить отдельный звук  [ж] и упражнять детей в его произношении. Звуковые упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж-ж-ж». По сигналу учителя дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался «в паутине», пытаются из нее вырваться и жужжат сильнее.

Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными
звуками можно подобрать много:        

«А-а-а!» — плачет ребенок; мама укачивает дитя;

«У-у-у!» - воет волк; гудит паровоз;

«Ш-ш-ш!» — осенние листья шелестят под ногами; лес шумит;

«Ж-ж-ж!» — жук жужжит; пчелы летят;

      «С-с-с!» — вода свистит, вытекая из крана; пар выходит из носика чайника с кипящей водой;

«З-з-з!» — звенит комар;        

«Р-р-р!» — рычит собака; работает мотор;

«Х-х-х!» — ребенок греет замерзшие руки;

«В-в-в!» — завывает застрявшая машина;

«М-м-м!» — мычит корова;        

«Ф-ф-ф!» — фыркает ежик.

Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления, облегчают последующую работу по выделению звука из речевого потока    

ЗАПОМИНАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА БУКВ. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ С БУКВАМИ

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим каждый учитель старается как можно более качественно провести работу, обеспечивающую запоминание букв учащимися. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них — обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурацию буквы помогают следующие приемы:

— поэлементный анализ графического облика буквы (Из каких частей состоит буква: из палочек или из кружочков?);

— сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);

— сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая?);

— поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква);

— конструирование буквы: выкладывание ее из счетных палочек, кубиков, крупы, семечек; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву);

— печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву);

— распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай, сколько раз новая буква встречается в строке);

— использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного справочника, который помогает ребенку быстрее соотнести букву со звуком, вспомнить звуковые эквиваленты букв.

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, — регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учеником букв? Психолог Т. Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создается ассоциативная цепь: фонема — артикуляция — буква. Эта цепь, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребенок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедвигательными процессами и точно представляет себе зрительный образ -букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев ее, ребенок тут же соотнесет графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма необходимо отводить специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному, интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры.

В данном разделе подобраны игры, которые настараивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать ее конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует соединению слуховых, речедвигательных и зрительных анализаторов и помогает установлению прочной связи между звуковым образом и графическим изображением буквы, которые начинают восприниматься учащимися как тесно связанные, неразделимые явления.

Кроме игр, предлагаемых в данном разделе, для повторения изученных звуков и букв можно провести игры, описанные ранее:

«Почтальон» (для того чтобы получить письмо, необходимо найти в индивидуальной кассе букву, соответствующую первому звуку названия предмета, нарисованного на конверте);

«Поезд» (в вагон нужно посадить тех животных, в названий, которых есть звук, соответствующий букве, установленной на вагоне);

«Птичий рынок» (животное можно купить, если придумать ему кличку со звуком, соответствующим названной учителем букве);

«Рассели животных» (животные поселяются в домиках с укрепленными на них буквами в зависимости от того, какой букве отвечает первый звук в названии животного);

«Кубики с картинками» (ученики показывают букву, которая соответствует первому звуку названия предмета на картинке) и т. д.

Игры, описанные в этом разделе, рекомендуются для повторения и закрепления графического облика не только печатных, но и рукописных букв при соответствующей замене буквенных карточек.

ЧТЕНИЕ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В методике обучения грамоте существуют две точки зрения по поводу многократного чтения как фактора совершенствования навыка чтения. Сущность первой заключается в том, что техника чтения улучшается за счет многоразового чтения одного и того хсе текста. Вторая точка зрения прямо противоположна: техника чтения совершенствуется, если дети читают много текстов по одному разу. Сторонником последней точки зрения является, например, известный ученый и педагог Ш. А. Амонашвили, который утверждает следующее: «Навык чтения, по моему убеждению, не может с успехом формироваться, если постоянно не меняется материал для чтения. Чтение необходимо человеку, чтобы черпать разную информацию из разных источников, а не для того, чтобы перечитывать один и тот же ненужный текст»1.

Однако если внимательно посмотреть на методику работы, которую он предлагает в качестве примера, то можно заметить, что избежать повторного и неоднократного перечитывания материала не удается. Например, чтобы дети могли найти, в какой строке столбика слов и слогов, написанных на доске, находится слово корабль (в действительности этого слова в столбике нет), они должны прочитать все слова и слоги. Чтобы определить место следующего слова, которое называет учитель, даже опытному читателю необходимо бросить беглый взгляд на слова. А начинающему читателю приходится читать все, что идет в столбике до обозначенного слова или слога. В результате материал для чтения все равно перечитывается много раз, хотя напрямую такая задача (читай 5 раз!) перед ними не ставилась. В этом случае многоразовое чтение осуществляется учащимися непроизвольно, за счет

выполнения разнообразных заданий, которые заставляют их не по памяти, а сознательно и с интересом прочитывать материал.

Без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. Оно необходимо для того, чтобы глаз ребенка привыкал к графическому облику слов и учился охватывать их сразу, за одно восприятие.

Вспомним, какие слова раньше других дети начинают прочитывать целиком. Конечно, трехбуквенные односложные и четырехбуквенные двусложные из прямых открытых слогов. Происходит это не потому, что в таких словах дети быстрее сливают согласный с гласным, а потому, что глаз быстрее опознает графический облик слов, менее объемных и менее сложных по слоговому составу.

Поэтому кажется, что Ш. А. Амонашвили прав не тогда, когда отрицает пользу многократного чтения как одного из приемов совершенствования техники чтения, а тогда, когда говорит о необходимости включить процесс формирования у детей навыка чтения в более широкую, содержательную и интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач. При таком подходе многократное чтение материала урока перестает быть мучением. Оно превращается из бесконечного и бессмысленного чтения «цепочкой» в занимательный поиск ответов на разнообразные и интересные вопросы учителя. Учебника для реализации такого подхода явно недостаточно. Главное — подать новый материал (слоги, слова, предложения) в разных композиционных решениях и в разном словарном окружении. Чтобы решить эту задачу, учителя используют разнообразные приемы, например: анализ, составление и чтение слов из разрезной азбуки; печатание слов в тетрадях; чтение материала, написанного на доске печатными буквами; чтение по слоговым таблицам и, конечно, чтение в процессе дидактических игр.

В данном разделе помещены игры, которые дают возможность организовать дополнительное чтение слов из учебника, а также включить в материал урока большое количество слов, не предусмотренных словарем «Азбуки». Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях с помощью игровых и познавательных задач.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Обогащению содержания урока дополнительным материалом для чтения, расширению круга игровых заданий, формированию у детей умения читать слоги и слова служит использование слоговых таблиц. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали— прямые открытые слоги.

А

У

О

ы

и

Е

Я

Е

Ю

н

на

ну

но

ны

ни

не

ня

не

ню

М

ма

му_

МО

мы

ми

ме

мя

мё

мю

т

та

ту

то

ты

ти

те

тя

те

тю

к

ка

ку

ко

ки

ке

X

ха

ху

хо

хи

хе

Б

ба

бу

бо

бы

би

бе

бя

бё

бю

В

ва

ву

во

вы

ви

ве

вя

вё

вю

Г

га

гу

го

ги

ге

д

да

ДУ

до

ды

ДИ

де

ДЯ

дё

дю

ж

жа

жу

жо

жи

же

же

3

за

зу

зо

зы

зи

зе

зя

зё

зю

л

ла

лу

ло

лы

ли

ле

ля

лё

лю

п

па

пу

по

пы

пи

пе

пя

пё

пю

р

ра

РУ

РО

ры

ри

ре

ря

рё

рю

с

са

су

со

сы

СИ

се

ся

сё

сю

Ф

фа

фу

фо

фы

фи

фе

фя

фё

фю

ц

ца

цу

ЦО

цы

ни

це

ч

ча

чу

чо

чи

че

чё

ш

ша

шу

шо

ши

ше

шё

щ

ща

щу

що

щи

ще

щё

Одни учителя заполняют слоговые таблицы сразу, так как, на
взгляд, целиком заполненная таблица служит своего рода
редством обучения с опережением и помогает детям привык-
яугь к графическому облику букв и прямых открытых слогов,
быстрее их запомнить. Другие заполняют таблицу по мере зна
комства с новыми буквами и слогами.

Таблицы полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. «Ценность слоговых таблиц за-(слючается и в том, что ученики осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога СГ и в конечном итоге воспринимают и воспроизводят его как единое целое»'.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т. е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным, т. е. используется прием чтения по аналогии (Читаем на «А»!),

Слоговые таблицы являются не только средством достижения автоматизма в чтении прямых открытых слогов-слияний. С их помощью вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.

В данном разделе помещены игры, которые содействуют решению следующих дидактических задач:

— повторение графического облика изученных букв;

— отработка умения соотносить звук и букву;

— формирование правильного произношения;

— автоматизация навыка чтения прямых открытых слогов;

— сравнение звучания твердых и мягких согласных, упражнение в чтении слогов с ними;

— упражнения в чтении слов.

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Как показывают исследования, положение глаз человека при чтении характеризуется двумя моментами: движения и остановки (фиксации). Как происходит движение глаз? В чем сущность фиксации? Когда, в какой момент человек воспринимает текст или читает его?

Ответы на эти вопросы ученые дают следующим образом: «Большинство людей ошибается, считая, что их взгляд равномерно и плавно движется вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза делают скачкообразные, так называемые сак-кадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке». Причем, как отмечают авторы книги «Техника быстрого чтения», восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Поэтому, считают специалисты, разница между человеком, который читает быстро, и человеком, который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.

Таким образом, одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.

Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве, поскольку в это время ему требуются значительные усилия для ее распознания, соотнесения с соответствующими звуками. По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, восприятие букв автоматизируется, взгляд ученика начинает схватывать две-три

буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако  ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа содержанием которой являются специальные упражнения п0' развитию зрительного восприятия с тем, чтобы дети мгновенно распознавали графический облик слогов и слов и тем самым приближались к чтению, характерному для опытного читателя.

В данном разделе помещены дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания букв, слогов и слов. В их основе лежит непродолжительное, на протяжении 2—3 секунд, восприятие материала для чтения и последующее его воспроизведение. Упражнения такого рода начинаются с показа двух-трех букв, а потом постепенно усложняются: увеличивается количество букв, предлагаемых для восприятия и воспроизведения, показываются слоги, слова. Проводятся упражнения в быстром темпе,   что  позволяет достигнуть  автоматизма  зрительно-слухо-артикуляционных связей.

Глаз-«фотограф»

Оборудование: наборное полотно и карточки букв. Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому учащемуся предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

На наборном полотне могут устанавливаться слоги.

Не зевай!

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написаны 3—4 буквы (позднее это будут слоги). До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает буквы. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и рассматривает буквы, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет буквы, которые успел запомнить. Следующему ученику предъявляется новая группа букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Формироване навыка чтения у младших школьников

Информация для родителей начальной школы....

Формирование навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методика формирования навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Учебное пособие "Сборник упражнений по формированию навыков чтения у младших школьников"

В данном пособии представлены упражнения, направленные на развитие речевого аппарата младших школьников, на развитие скорости чтения, на расширение оперативного поля чтения, на развитие правильности...