Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
статья (чтение) по теме

Ирина Анатольевна Семёнова

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семёнова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Мариинская гимназия»

г.Ульяновска

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности в чтении

   Пояснительная записка

    Предлагаемые упражнения формирования навыка чтения-путь,отличающийся от выполнения учебных заданий или изнурительных тренировок. Ребёнку,испытывающему трудности в чтении,предлагается ряд необычных,весёлых упражнений,выполнение которых создаёт положительный эмоциональный фон и приводит к формированию у него целого ряда важнейших операций,лежащих в основе чтения,овладев которыми,ребёнок впоследствии читает гораздо лучше.

    В основе упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики (см. статью Е.А.Заика «Формирование навыка чтения у младших школьников» в журнале «Вопросы психологии,1995 № 6)

   Мною,как учителем начальных классов, апробированы на практике и рекомендованы для учителей и родителей младших школьников,испытывающих трудности в обучении чтению.

    Занятия проводятся с группой детей по 3-4 человека или индивидуально ежедневно,через день,2 раза в день. Продолжительность занятий  от 5-10 минут до 30 минут. Срок проведения занятий,обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

Упражнения

№1   Чтение строк наоборот по словам.

     Написанное прочитывается таким образом,что последнее слово оказывается первым,предпоследнее вторым и т. д.

№2  Чтение строк наоборот по буквам.

      Написанное прочитывается справа налево так,что каждое слово,начиная с последнего,озвучивается по буквам в обратном порядке.

№3  Поочередное чтение слов нормально и наоборот

      Первое слово читается как обычно (на примере заголовка этого упражнения): «поочередное»,второе слово-справо налево: «еинетч»,третье-как обычно «слов»,четвёртое-справа налево: «оноламрон» и т. д.

№4  Чтение только второй половины слов

      При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя (для данного заголовка будет так: -ние-лько-рой-вины-ов).

Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова,абсолютная точность необязательна.

№5  Чтение «зашумленных слов»

        Ребёнку предлагаются карточки со словами,прочтение которых затруднено из-за различных линий,штрихов и простых рисунков,пересекающих буквы. Степень затруднения,определяемая количеством линий и сложностью рисунков,подбирается индивидуально для каждого ребёнка.

  П    О   Л   К  А   (слово перечёркивется вертикальными,горизонтальными,наклонными,зигзагообразными и т. п. Линиями)

   Можно сказать ребёнку,что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова,но он,вопреки этой помехе,всё-таки должен прочесть их,так как они,будучи прочитанными,лишают злого волшебника его силы.

№6  Чтение пунктирно написанных слов

      Предлагаются карточки со словами,буквы в которых написаны не полностью,а с отсутствием некоторых их частей,однако так,чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

    /\    \  /   (это слог «лу», но надо слова,а не слоги)

  /   \   /

   Ребёнку говорится,что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения,однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились. Необходимо наперекор этому нарушению всё-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым словом постепенно увеличивается.

№7   Чтение наложенных друг на друга слова.

    Слова на карточках написаны так,что одно слово нагромождается на другое,пересекается с ним.

     П  О  Л  Е  ( а по диагонали по этому слову,например,слово «вопрос»)

Сообщается.что сильный ураган перемешал все слова и ребёнку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить всё по местам и для этого назвать все смешанные слова.

Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.

№8  Чтение строчек с прикрытой нижней половиной

       Чистый лист бумаги накладывается на строчку так,чтобы верхние части букв были хорошо видны,т.е.открыты глазу,а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так,чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки,потом третьей и т. д.

  Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки,а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю чсть. Ребёнку предлагается,несмотря на такую деформацию,всё-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки,постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше.

   На начальных этапах это упражнение выполняется не намного знакомом тексте,на последующих же этапах тексты незнакомые.

№9  Чтение строчек с прикрытой верхней половиной

      Аналогично предыдущему упражнению,только в этом случае чистый лист накладывается на текст так,чтоб верхняя часть строчки была прикрыта,а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв.После того как первая строчка прочтена,чистый лист сдвигается вниз,прикрывая верхнюю половину второй строчки и т. д.

  Откроем секрет: это упражнение с хитринкой! Ребёнок заметит,что,когда читается верхняя строчка по половинкам букв,в это время нижняя,следующая,открыта целиком, и сообразит,что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её,пока она открыта,чтобы потом,когда её закроют,легко выдать уже готовый результат!

     Если при этом ребёнок какое-то слово не успевает прочитать или забудет его,то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то,что нужно.

№10   Классификация слов на группы

     Даётся 8-16 карточек,на каждой их которых напечатано одно слово. Указывается,что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится,например,что левая часть стола-это кухня и туда должны быть положены предметы,которым место на кухне (кастрюля,вилка), а правая часть-детский сад и там должны быть размещены малыши (Нина.Петя).Просматривая карточки,ребёнок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребёнка можно предлагать ему раскладку на 2,3или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать,либо нет.

  Могут быть группы: 1) транспорт и ягоды-фрукты: машина-малина

                                      2) мальчики и девочки: Маша-Миша,Тоня-Толя,Витя-Вика.  Слова должны отличаться на письме одной буквой.

№11  Отделение слов от псевдослов

     Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова (дорога,метро), на других-псевдослова,т.е. Бессмысленные буквосочетания (олубет,вунка). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами-в другую.

№12   Поиск в тексте заданных слов

     Задаются 1-3 слова,которые ребёнок должен как можно быстрее найти в тексте.Вначале эти слова предъявляются зрительно,в дальнейшем-на слух.Желательно,чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их,ребёнок может их подчеркнуть или обвести кружком.

   Особая польза: различные слова в одном и том же тексте и в максимально быстром темпе,фиксируя секундомером.

   Следующие 12 упражнений,направленных на формирование навыка чтения у детей,испытывающих трудности в чтении,будут опубликованы в продолжении статьи.Желаю удачи! При выполнении всех условий результат обязательно будет-проверено на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников

Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развити...

Учебное пособие "Сборник упражнений по формированию навыков чтения у младших школьников"

В данном пособии представлены упражнения, направленные на развитие речевого аппарата младших школьников, на развитие скорости чтения, на расширение оперативного поля чтения, на развитие правильности...

Рекомендации родителям младших школьников, испытывающих трудности в обучении и усвоении учебной программы

Данные рекомендации будут полезны родителям тех младших школьников, которые испытывают трудности в обучении и усвоении учебной программы...