Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
статья по чтению по теме

Ирина Анатольевна Семёнова

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального общего образования и одна из главных проблем в работе учителя начальных классов. Эта статья поможет учителям начальных классов,родителям младших школьников при решении столь важной задачи обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы,упражнения, методики по формированию

 навыка чтения у младших школьников

 ( выступление на научно-практической конференции по теме «Проблемы чтения в начальной школе»)

     Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является  фундаментом всего последующего образования.

      Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:

     - осознанное чтение

     - правильное ( безошибочное ) чтение

     - выразительное чтение

     - темп (скорость) чтения.

   Задача данной статьи:

Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.

      Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.

Используются следующие приёмы:

                  1)ответы на вопросы;

                2)составление вопросов к тексту;

                3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)

4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)

   Сначала: пересказ по вопросам ---- по плану---- с опорными словами ---- по самостоятельно составленному плану.

    Далее связь с русским языком: - свободные диктанты

                                                          - изложения

                                                          - сочинения

Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)

5.Выразительность чтения.

1) Образец чтения учителя;

2) Работа с партитурой текста:  - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);

                                                      - учить ставить паузы логические, ритмические  : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.

                                                      - интонация голоса: повышение голоса / ,

  понижение        , монотон ---

                                                      - темп отмечать сбоку справа

                                                      ( 1,2 строка- строго, умеренный темп

                                                         3,4 строка- радостно, средний темп)

    Сначала расставить партитуру, потом читать.

    Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

6.Темп чтения.

С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.

Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и технологиях по выработке темпа чтения.

     Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева( показ брошюры)

 а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)

  б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)

  в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)

  г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )

  д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но  не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).

 Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.

  е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).

  ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )

   з ) домашнее чтение 3 порциями по  10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).

Оптимальное чтение- это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком.

 Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту.

 Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.

Методика Эдегей.

На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А.,учителя гимназии ( показ книги)

 В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа  ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.

Методика Е.В.Заика.

Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».

Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.

Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.

Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.

Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.

         - чтение строчек наоборот по словам;

         - чтение строчек наоборот по буквам;

         - поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

         - чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)

          - чтение строчек с прикрытой нижней половиной

          - чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.

 Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка

  1. тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
  2. самозамеры
  3. колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
  4. должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).

Последнее, и главное.

Современные дети не хотят и не любят читать.  Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей

Интерес к чтению.

  1. литературные праздники, викторины;
  2. инсценирование, драматизация;
  3. просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
  4. посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
  5. тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
  6. создание рукописного журнала «Звонок»;
  7. создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
  8. работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Формироване навыка чтения у младших школьников

Информация для родителей начальной школы....

Формирование навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методика формирования навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Доклад на тему Формирование навыков чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Условием овладения читательской деятельностью является ...