Программа педагогической поддержке младших школьников испытывающих трудности в обучении.
рабочая программа на тему

Башарова Наталья Алексеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении. 

Выполнил: 

учитель начальных классов МОУ СОШ

№14 «Зеленый шум» г. Волжского

Башарова Наталья Алексеевна

Волжский – 2016 год

Содержание.

  1.  Пояснительная записка……………………………………………. 2- 3
  2.  Общая характеристика детей………………………………………4
  3.  Основные направления педагогической поддержки.    

 Диагностическое направление……………………………………. 5

 Формы и методы педагогической поддержки……………………5-6

  1. Результаты реализации программы ……………………………….7
  2. Формы контроля эффективности программы ……………………7
  3. Тематический план работы………………………………………...8

     Список используемой литературы …………………………………..10        

      Приложения……………………………………………………………11-14                                                                                                                          

1.Пояснительная записка.

          В последние годы отмечается значительный рост количества детей с      различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Очень часто учителям приходится сталкиваться с различными нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией у детей младшего школьного возраста. Из-за неумения правильно видеть, а иногда правильно слышать тот или иной звук, ребенок не может овладеть в полной мере правилами русского языка, грамматикой и орфографией. Это затрудняет обучение ребенка, приводит к нежеланию работать на уроках, к плохой адаптации среди сверстников.

Проблемой коррекции письменной речи детей с дисграфией занимались многие ученые: Иншакова О.Б, Лалаева Р.И, Левина Р.Е, Букчина Б.З, Калагудская Л.П, Спирова Л.Ф, Садовникова И.Н, Ефименкова Л.Н, Лукашенко М.Л и др.

Все исследователи единогласно указывали на то, что причинами неправильного письма могут быть как биологические (родовые травмы, внутриутробные инфекции, болезни первого года жизни), так и социальные (двуязычие, педагогическая запущенность, левшество, нарушения эмоционально-волевой сферы).

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы является  несформированность орфографической зоркости, т.е. неумение видеть орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:

- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);

- во- вторых, из-за не разработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Цель и задачи программы.

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- разработать систему заданий по развитию орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.

2.Общая характеристика детей с трудностями в обучении.

Проблемой коррекции письменной речи детей с дисграфией занимались многие ученые: Иншакова О.Б, Лалаева Р.И, Левина Р.Е, Букчина Б.З, Калагудская Л.П, Спирова Л.Ф, Садовникова И.Н, Ефименкова Л.Н, Лукашенко М.Л и др.

Все исследователи единогласно указывали на то, что причинами неправильного письма могут быть как биологические (родовые травмы, внутриутробные инфекции, болезни первого года жизни), так и социальные (двуязычие, педагогическая запущенность, левшество, нарушения эмоционально-волевой сферы). Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируется учебные процессы. Слабо развивается произвольная сфера (умение сосредоточится, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание). Работать по образцу не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

 Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонением в поведении. Из-за функциональной незрелости  нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической  дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.

3.Основные направления педагогической поддержки

Диагностическое направление – выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся ( педагогическая диагностика, анализ контрольных работ, тестов.)

Формы и методы педагогической поддержки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой  последовательности:

   Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

   Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

          Алгоритм списывания.

Прочитай слово или предложение.

Повтори его, не  заглядывая  в текст.

Подчеркни в слове или предложении все орфограммы

Прочитай предложение орфографически.

Повтори предложение,  орфографически проговаривая все звуки.

Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам  (орфографически) и подчеркни орфограммы.

Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

     Комментированное письмо.  Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

    Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

     Письмо под диктовку.  Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

     Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

     Творческие работы.  Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Результаты реализации программы

Ожидаемыми результатами коррекционно-развивающего обучения ,  по данной программе является устранение трудностей в обучении и перенос сформированных умений и навыков в учебную деятельность.

Формы контроля эффективности программы

Результативность работы по программе работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного и итогового диагностического обследования каждого ребенка.

Отчисление детей производится в конце учебного года по результатам итогового диагностического обследования. Дети с устойчивой положительной динамикой по результатам развития и коррекции учебно-познавательной деятельности в продолжении коррекционно-развивающей работы по этому направлению не нуждаются. Дети с неустойчивой положительной динамикой и без наличия положительной динамики нуждаются в продолжении коррекционно-развивающего обучения.

Тематический план работы с группой обучающихся 3 класса.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Комментированное письмо.

2

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Письмо по памяти.

1

6

Развитие логического мышления. Развитие умения правильно подбирать и записывать нужные слова.

2

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно образного мышления. Сочинение.

2

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

2

9

Развитие концентрации внимания. Развитие орфографической зоркости. Исправление ошибок в тексте.

3

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

3

11

Развитие логического мышления. Написание изложения.

2

12

Развитие орфографической зоркости. Письмо с проговариванием.

2

13

Развитие орфографической зоркости. Списывание текста.

2

14

Развитие орфографической зоркости. Комментированное письмо.

2

15

Развитие орфографической зоркости. Письмо под диктовку

2

16

Творческая работа учащихся. Составление карточек.

2

17

Итоговое занятие. Тест.

1

Итого :

34

                 

                         Содержание программы

Предлагаемые в рамках данной программы задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к активизации мыслительной деятельности.

4. Список используемой литературы.

1.Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» изд. Сфера 2008г

2. Волкова Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей»- СПБ,РГПУ 1993г

3.Диагностика Речевых нарушений Т.А.Фотекова Т.В. Ахутина 2002

4.Садовникова И.Н. « Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» -М 1995

5 Ястребова А.В. БессоноваТ.П. «Как помочь детям с недостатками речевого развития» 1999г

6.Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. - М.,1982.

7.Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю. – М., 1991.

8.Белоус Е.Н. « Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка» 2010

9.Бельдина Е.В. «Развитие орфографической зоркости». 2004г

10.ПеровскихН.П. «Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы» 1987г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Под педагогической поддержкой понимается деятельность  педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психически...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления педагогической коррекции младших школьников с трудностями в обучении

Раздел  ООП НОО- коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные модули (направления).  Модули отражают ее основное содержание:- диагностическая работа- коррекционно-развивающая работа-...

Рекомендации по работе со школьниками, испытывающими трудности в обучении

В презентации представлены рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников....

Рекомендации родителям младших школьников, испытывающих трудности в обучении и усвоении учебной программы

Данные рекомендации будут полезны родителям тех младших школьников, которые испытывают трудности в обучении и усвоении учебной программы...

Система работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.

Описание опыта «поддерживающей» работы, помогающей детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное сопровождение  от учителя....