Система работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.
статья

Марченко Ирина Юрьевна

Описание опыта «поддерживающей» работы, помогающей детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное сопровождение  от учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с младшими

школьниками, испытывающими трудности в обучении.

 

Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Основные причины возникающих трудностей в обучении:

  • Пропуск занятий по болезни
  • Слабое общее физическое развитие, наличие заболеваний
  • Задержка психического развития
  • Педагогическая запущенность

В силу вышеперечисленных причин  учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадают в ряды слабоуспевающих или хронически неуспевающих.

Поэтому необходима система  «поддерживающей» работы, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное сопровождение  от учителя.

Дидактическая цель такой работы - ликвидация пробелов у учащихся в обучении   базовым предметам.

Задачи развития и воспитания:

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся  к слабому ученику.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  1. Индивидуализация учебного процесса;
  2. Создание ситуации успеха.
  3. Технология «полного усвоения»
  4. Обучение в сотрудничестве
  5. Игровые формы;
  6. Памятки, карточки, творческие задания
  7. Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

- Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

- Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

-  Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.

- Указание алгоритма решения или выполнения задания.

-  Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

-  Объяснение хода выполнения подобного задания.

-  Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

-  Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

- Выдача ответа или результата выполнения задания.

-  Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

-  Постановка наводящих вопросов.

-  Указание правил, на основании которых выполняется задание.

- Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Я использую  следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

  1. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

          В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

           Этому способствует правильно организованная  поурочная система работы и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.            

Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний– низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

     Я провожу уроки математики, которые мы с детьми называем “Блиц уроки”. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 2-4 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: подбираются  задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи остается  за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например, по теме “Кратное сравнение”)

 На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

          Решить эту проблему призвана технология «полного усвоения». Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс  требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития. 

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

 Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

     В моем классе есть  дети, которые,  в силу особенностей своего развития, нуждаются в особом внимании со стороны учителя и  без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. Для работы с такими детьми я использую индивидуальные занятия, для которых составляю план индивидуальной работы по русскому языку и математике.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

2 «В» класса на III четверть.

ФИО учителя:

Фамилии учеников:  ___________________________________

Предмет:  русский язык

Пробелы в знаниях уч-ся:   работа над правописанием изученных орфограмм.

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

  1. Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

Вторник, четверг

2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью.

Методические пособия.

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточки по русскому языку: 2 класс./Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова

  1. Задания с выбором ответа.

Русский язык: тесты: 2 класс/Л. А. Фролова

  1. Задания – тренажёры.

Нефёдова Е. А., Узорова О. В.

« Правила и упражнения по русскому языку»; Т. Л, Федорова «Правила и упражнения по русскому языку» (1-4)

  1. «Разрезные» теоремы.

Ушакова О. Д. «Проверялочка».

  1. Перфокарты.

Шукейло В. А. «Сборник  проверочных и контрольных работ».

  1. ИКТ – тренажеры.

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1.Контрольные диктанты.

По плану четверти.

2. Словарные диктанты.

3. Самостоятельные работы.

4. Проверочные работы.

5. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации по запросу

Каждую пятницу.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

2 «В» класса на III четверть.

ФИО учителя:

Фамилии учеников:  ___________________________________

Предмет:  математика

Пробелы в знаниях уч-ся:   вычислительные навыки, решение простых и составных задач с изученными математическими отношениями

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

  1. Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

Среда, пятница

2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью.

Методические пособия.

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Т. В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Попробуй реши!»;

Т. В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Реши задачу!»

Герман О. И. Математика. 2 класс. Карточки заданий.

  1. Задания с выбором ответа.

Математика: тесты: 2 класс/С. В. Волкова, И. С. Ордынкина

  1. Задания – тренажёры.

Голубь В. Т. Математические диктанты. 2 класс;

Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике»;

Т. Л. Федорова. Задачник

  1. Перфокарты.

  1. Икт-тренажеры.

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1. Контрольные работы.

По плану четверти.

2.Самостоятельные работы.

3. Проверочные работы.

4. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации  

Каждую пятницу.

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

·   нормализация учебной деятельности;

·   развитие познавательной активности;

·   развитие темповых показателей учащихся;

·   направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

«Коррекционная работа по устранению дисграфии младших школьников с трудностями в обучении»

Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а ...

Рекомендации по работе со школьниками, испытывающими трудности в обучении

В презентации представлены рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников....

Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом ...

Рекомендации родителям младших школьников, испытывающих трудности в обучении и усвоении учебной программы

Данные рекомендации будут полезны родителям тех младших школьников, которые испытывают трудности в обучении и усвоении учебной программы...