Согласные буквы Н, н.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения (обучение грамоте) Согласные звуки, буквы Н, н. Конспект урока, карточка, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_n.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 Согласные буквы Н, н,

обозначающие согласные звуки [н], [н']

Цели урока:

Познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, н; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

Начать формировать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; учить составлять предложения к предложенным схемам; распространять основу предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

-    С какими буквами мы уже познакомились?

-    Какие звуки они обозначают?

II. Актуализация знаний

1.  По ленте букв вспомнить изученные гласные буквы. Вспомнить, что буква И указывает на мягкость согласного звука.

2. Чтение букв

а           у           ау             уа-ау              уы            ыо

и           ы           Ау!            аи-иа              оы            ыи

о           а           Уа!            ои-ио              аы            ыа

II.  Постановка темы урока через подводящий диалог

-    Как погоняют лошадку? (Но-но-но.)

-    Какой первый звук слышим? (Звук [и].)

-    Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (Ни-ни или нельзя.)

-    Какой первый звук слышим? (Звук [н].)

-    Так с какими же звуками будем сегодня работать?

-    Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать. А еще мы научимся читать и писать предложения.

III. Работа над новым материалом

1.  Характеристика звуком [н], [н'] после слово-звукового анализа слов «ножницы» и «нитки».

2. Артикуляция.

-    Произнесем звуки [и] и [и'] еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.

-    Можно ли спеть его?

-    Легко ли проходит воздух? (Нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)

-    Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)

-    Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь» (с. 45). Сделайте вывод. (Буквы Н, н обозначают твердые и мягкие звуки [н], [н].)

-    Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

-    Согласные звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.

Сделайте вывод: что вы узнали о новых звуках. (Согласный, звонкий, твердый или мягкий.)

3. Где спрятался новый звук? (Позиция в слове.)

а) На доске - картинка с изображением барабана. Рассматривается слого-звуковой анализ слова барабан. Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

б) На доске - картинка с изображением шахматной фигуры - коня. Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н']. Затем попеременно произносятся оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [н] и [н'], сравниваются. Выясняется, что в слове барабан звук [н] -1 твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н'] - мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

Проводится игра «Твердый - мягкий».

Дети поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку - если слышат мягкий звук [н'].

Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.

нос,          санки,          низко,          пятница,        краснота,

кони,        коньки,       ночь,           окно,               огоньки

4. Придумайте свои слова со звуками [н] и [н'].

5.  Свободные высказывания детей по иллюстрации на с. 44-45 после предварительной беседы:

-    Кого вы видите на рисунке? (Русского богатыря и Змея Горыныча.)

-    Кому из вас родители читали былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче или Алеше Поповиче?

-    Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем? (Он защищает свой родной город, свою землю.)

-    Что изображено в правом верхнем углу рисунка?

6. Знакомство с новыми буквами.

- Звуки [н] и [н'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

На доске вывешивается карточка с буквой Нн.

- На что похожа буква Н?

На букве Н я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки!

Е. Тарлапан

Н - натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор

-Поиграем в волейбол.

  • Составление буквы из карандашей.
  • Печатание буквы в тетради.

7. Чтение с доски (хором, индивидуально).

  • Проводится игра «Капитаны».

На магнитной доске расположены гласные буквы а, у, и, о, ы.

Ученик получает кораблик с изображенной на нем буквой «Н».

Отправляясь в плавание, капитан (поочередно, два - три ученика) ведет корабль по морю и останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он дает гудок, соответствующий слогу: нннаа, нннууу, нпнии и т. д. Если капитан неверно прочтет слог, ученики сигнализируют красным цветом светофора (показывают красные кружочки), если правильно - зеленым (зеленые кружочки).

Выясняется, что первая буква во всех слогах н. Она может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Выясняется, что слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо.

В отличие от ранее рассмотренных гласных букв, гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко.

  • Чтение по таблице.

ан

она

на

он

оно

но

ин

они

ни

ун

уну

ну

ын

ыны

ны

8. Чтение слогов на с. 45:

на                но             ну

ны               ни

9. Чтение чистоговорок.

Но-но-но – клюёт курица зерно.

На-на-на – вот и нет теперь зерна.

Не-не-не – вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну – все отправимся к зерну.

10. Чтение пословиц на с. 44.

-    Подчеркните в пословицах букву Н.

11. Чтение стихотворения (с. 45).

-    Подчеркните в стихотворении все изученные гласные буквы, а букву Н обведите кружком.

  • Дети читают название стихотворения И. Никитина «Русь». Учитель выясняет, как ученики понимают это слово. (Ответы детей.)
  • Учитель объясняет, что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.

IV. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке?

— Что особенно понравилось?

— Какие были затруднения? Почему?

У р о к 2. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Н.

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н'], букве Нн; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник, рисунок с изображением Незнайки, магнитная доска.

Ход  урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

•   Игра «Капитаны» (1-2 ученика).

•   Игра «Где звук?».

а)  Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.

б)  Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).

•   Игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю - согласную н. На «ленте букв» (с. 47) определяется место буквы н.

III. Развитие практических умений и навыков.

  • Сначала на доске учитель пишет н, но, на, ни, дети читают, а потом учитель подписывает впереди букву о и читают слова.
  • Работа по учебнику: с. 46.

Дети читают правую часть столбика слов (н, но, на, ни). Учитель просит учащихся добавить теперь левую часть столбика слов и прочесть вновь образованные слова (он, оно, она, они).

На доске вывешивается рисунок с изображением Незнайки и организуется игра «Поможем Незнайке».

Вновь читаются слова и рассматриваются рисунки. Что могло заинтересовать и озадачить Незнайку? Он не может понять, как соотнести слова с рисунками. Учащиеся называют слово и читают соответствующее ему слово:

 лейка ~ она,

ведро - оно,

карандаш он,

 ножницы - они.

При чтении слова он объясняется, почему надо произнести твердый согласный звук: после буквы н нет никаких других букв. Особое внимание обращается на то, что остальные слова в столбике записаны не так, как произносятся и слышатся. Написано она, оно, они, а произносятся [ана], [ано], [ани]. Учитель объясняет, что не всегда слова пишутся так, как мы их произносим. Дети читают слова так, как говорят, затем так, как пишут.

Физкультминутка

1. Составление и чтение предложений.

Дополнить предложения, используя рисунки. Чтение предложений:

- На, Нина, флажок.

У Нины флажок.

У Ани дубовый лист.

 У Инны кленовый лист.

- Почему в словах Нина, Нины, Ани, Инны используется большая буква? (Ответы детей.)

- Начертим схему последнего предложения.

2. Работа со словами-омонимами. По рисункам на с. 46 рассматривается и объясняется различие значений слова на.

В одном случае на в значении возьми что-то. На, Буратино, Азбуку.

другом - на для указания места.

-    Рассмотрите иллюстрацию в центре страницы 46. Что говорит папа Карло Буратино? («На книгу, Буратино».)

-    Куда кладет Буратино «Азбуку»? {Буратино кладет книгу на стол?)

-    От правильного употребления слова часто зависит смысл того, о чем мы говорим..

▲  Чтение учащимися стихотворения Ф. Бобылсва, с. 46. Задание:  найти в тексте букву н, подчеркнуть твердый согласный н синим цветом, мягкий - зеленым.

Физкультминутка

3. Игры

  • Угадайте слово.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для...(нас)

А петух с колючим ежиком

Режет сало остры м...(ножиком)

Кто имеет один рог?

Отгадайте! ...(Носорог)

Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерется с врагами

Своими большими...(ногами)

  • Слоговый аукцион.

на ...       (-сос, -род, -ша)

но ...        (-чи, -жи, -ра, -ты)

 ни ...        (-тки, -на, -же, -кто)

Назовите слова, противоположные по значению, которые начинаются со звуков [н], [и1].

налево-(направо)                                    под-(над)

высоко - (низко)                                          верхний - (нижний)

высушить - (намочить)                             потерять - (найти)

  • Кто больше запомнит слов.

Носорог нашел наволочку. Нюхал. Надкусил - невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!

-    Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! - насупился носорог.

4. Работа по картинкам: с. 47.

Вопросы:

-  Иллюстрации к какой русской народной сказке вы видите? («Лиса и заяц».)

- Кто главные герои сказки?

- Кто помогал зайчику?

- Кого испугалась лиса?

▲  Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и заяц».

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Какие знания и умения использовали на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

Карточка. Буква «Н».

1. Раскрась букву.

2. Прочитай.

ан

она

на

он

оно

но

ин

они

ни

ун

уну

ну

ын

ыны

ны

3. Чтение чистоговорок.

Но – но – но  – клюёт курица зерно.

На – на – на  – вот и нет теперь зерна.

Не – не – не  – вспомним завтра о зерне.

Ну – ну – ну  – все отправимся к зерну.

Карточка. Буква «Н».

1. Раскрась букву.

2. Прочитай.

ан

она

на

он

оно

но

ин

они

ни

ун

уну

ну

ын

ыны

ны

3. Чтение чистоговорок.

Но – но – но  – клюёт курица зерно.

На – на – на  – вот и нет теперь зерна.

Не – не – не  – вспомним завтра о зерне.

Ну – ну – ну  – все отправимся к зерну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.

На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х.

Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100"  ("Букварь", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Тема урока: "Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х."...

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."

Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами....