Главные вкладки

    Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_l_i_m.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Аннинский лицей

    Интегрированный урок обучения грамоте

    «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,].

    Строчные согласные буквы «л», «м».

    Учитель начальных классов

    Муратова Ольга Витальевна

    Анна

    2009

    Тема: «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

    Цели: познакомить со звуками [л], [л,], [м], [м,] и буквами «л», «м»; отрабатывать навыки слогового чтения с изученными буквами; обогащать словарный запас обучающихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные буквы «л», «м».

    Оборудование: картинка или игрушка Гнома; карточки с буквами «л» - 2 шт., «м» - 9 шт.; индивидуальные доски; карточки с таблицей букв

    Ход урока.

    Структура урока, работа учителя

    Работа обучающихся

    1. Организационный момент

    - Доброе утро, мальчики, доброе утро, девочки. Доброе утро, всем, кто хорошо отдохнул на каникулах. Доброе утро, всем, кто скучал по нашим занятиям.

    - Встаньте кругом вокруг парт, возьмитесь за руки. Поприветствуем друг друга:

    «Я твой друг, ты мой друг, мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. И дружно за работу возьмёмся».

    Машут рукой.

    Хоровое чтение с движениями

    2. Изучение нового материала

    - Сегодня в гости к нам пришёл гном Изюминка. Он познакомит нас с новыми звуками и буквами. Тогда мы сможем прочитать текст «Гном».

    На доске текст:

    Гном.

    Гном  мал   и  мил.  У гнома астры, маки, маргаритки. У гномика  гамак.

    - Гном предлагает поиграть.

    Игра «Доскажи словечко». Отгадывайте, слушайте первый звук в слове.

    Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …                       (лук)

    Серый волк в густом лесу встретил рыжую …                             (лису)

    На скамейке у ворот Лена горько слёзы …                            (льёт)

    - Какие звуки в начале каждого слова?          ([л], [л,])

    - Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л».

    Алфавит продолжит наш

                                              Буква «Л» - лесной шалаш.                   В Степанов

    Из скольких элементов состоит печатная буква «Л»? (2-3). На что она похожа? (на шалаш, букву А, …)

    Отгадывание загадок

    Дети называют звуки и их расположение в словах

    Печатание на индивид.  досках

    буквы «л»

    Работа по таблице букв.

    - Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «Л».

    р

    з

    ш

    в

    у

    д

    ы

    л

    ф

    л

    м

    л

    и

    м

    о

    н

    в

    а

    в

    у

    с

    е

    п

    р

    е

    н

    м

    в

    в

    п

    ч

    т

    ц

    л

    е

    с

    й

    и

    у

    а

    я

    о

    л

    д

    ж

    э

    х

    н

    з

    ъ

    ч

    н

    г

    ш

    щ

    з

    х

    а

    ъ

    л

    л

    у

    н

    а

    в

    л

    п

    д

    л

    у

    с

    ж

    э

    з

    х

    о

    ъ

    в

    и

    к

    м

    л

    е

    в

    с

    т

    ч

    л

    п

    в

    и

    т

    ь

    б

    ю

    о

    в

    а

    а

    ч

    Поиск и зачёркивание букв «л»

     Фонетический разбор, составление схем слов.

    - Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово «лук». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?

    О О О

    Рассмотрим второй кубик с рисунком «люстры».   О О О О О О

    Составление схем в учебнике на стр. 68

    Подведём итог: Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л»

    Физкультминутка.

    На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

    Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

    Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

    И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

    Приседание  опять будем дружно выполнять.

    Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

    На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

    Выполнение движений

    - Рассмотрите с каким звуковичком за руку держится звуковичок буквы «Л»? (М) Почему? (согласные, похожи печатные и письменные буквы) Определим звонкие они или глухие? (звонкие) Дополним их костюмы. Нарисуем шляпки-звоночки.

    Слушание звуков, определение звонкости, рисование шляп звуковичкам

    Фонетический разбор, составление схем слов.

    - Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово «мак». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?

    О О О

    - Отгадайте загадку:

    Упадёт не плачет,

    Ножек нет, а скачет.

    Он упрямый и пузатый,

    Больно бьют его ребята.

    Отчего беднягу бьют?

                            Оттого, что он надут.                 (мяч)

     «мяч».   О  О  О

    Составление схем в учебнике на стр. 68

    Подведём итог: Звуки [м], [м,] обозначаются буквой «м»

    Стихи о букве.

    Взявшись за руки, мы встали,

    И на «М» похожи стали.

    Буквы «Л» за руки взялись,

    Буквой «М» они назвались.

    Эта буковка начнёт

    «Мышку», «мячик», «мыло», «мёд».

    Пробуют изобразить буквы

    - Рассмотрите письменные и печатные буквы «л» и «м». Чем они похожи и чем отличаются?

    Печатание буквы «М» на индив. досках

    Работа по таблице букв.

    - Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «М».

    м

    а

    л

    и

    н

    а

    ю

    м

    а

    к

    й

    а

    я

    ч

    с

    м

    с

    ы

    м

    т

    ф

    ц

    ш

    н

    м

    г

    ш

    ш

    ю

    б

    ч

    ы

    е

    и

    и

    р

    о

    и

    щ

    х

    ц

    ч

    а

    р

    н

    п

    р

    о

    м

    и

    я

    у

    к

    и

    а

    а

    н

    щ

    е

    ъ

    м

    о

    с

    т

    ш

    л

    ю

    э

    т

    б

    а

    в

    м

    т

    б

    ь

    м

    а

    р

    т

    й

    с

    и

    ь

    ж

    з

    х

    ъ

    о

    ю

    ч

    м

    м

    о

    р

    о

    з

    м

    с

    м

    Поиск и зачёркивание букв «м»

    Шуточный вопрос: Что внутри земли стоит? («М»)

    Работа в прописях № 3.

    - Поучимся писать буквы на стр. 10-11.

    Главное правило – буквы «Л» и «М» начинаем писать снизу вверх, после других букв они соединяются нижним соединением.

    Письмо букв «л» и «м» на стр. 10-11

    Зарядка для пальчиков.

    В гости к пальчику большому приходили прямо в дом

    Указательный и средний, безымянный и последний,

    Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

    Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!

    Выполнение поглаживаний

    Соединить пальцы

    -Кого вы видите на 10 странице? (гнома) Заштрихуем его. Как его зовут? (Изюминка)

    Штриховка гнома.

    3. Артикуляционная зарядка.

    1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд)

    2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким.

     (Рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 10-15 секунд)

    3. Язычок может быть широким, как лопаточка и узким, как иголочка. Лопаточка-иголочка. Широкий-узкий. Попеременно расслаблять и напрягать, как в упражнении № 1 и № 2

    4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так.

    (Высунуть язык и двигать им из одного уголка рта в другой влево-вправо. Повторять 15-20 раз)

    5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так: тик-так, тик-так.

    (Высунуть язык, облизывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю по кругу. Повторить 10 раз, потом поменять направление)

    6. Утром язычок просыпался, умывался и садился завтракать. Он ел вкусные пирожки. Много пирожков съел язычок. Хорошо позавтракал.

    (Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме «трубочки». Удерживать 10-15 секунд.)

    Выполнение движений

    4. Чтение слогов с новыми буквами.

    - Мы  подготовились к чтению. Прочитаем слоги с новыми буквами на стр. 10.

    - Назовите слоги с мягкими согласными, подчеркнём их.

    - Читаем с разной интонацией: с радостью, с удивлением, пропойте, с грустью, с вопросами.

    Чтение слогов.

    Подчёркивание зелёным карандашом.

    5. Чтение слов с новыми буквами.

    - Прочитаем 1 столбик. В какую игру играют буквы?

    - Подчеркните буквы, которые изменили слова.

    - Продолжим: киса – кипа - Кира

    Печатают в Букваре

    - Прочитаем 2 столбик.

    - Что происходит со словами? (меняется буква в середине слова)

    - Назовите мягкие согласные, подчеркните.

    Чтение, подчёркивание

    - Прочитаем 3 столбик.

    - Что общего можно отметить у этих слов? (трёхсложные, оканчиваются на «на»)

    - Какое слово лишнее? (лимоны – заканчивается на –на-)

    - Что можете сказать про 2 последних слова? (имена)

    Чтение слов

    Физкультминутка.

    На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

    Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

    Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

    И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

    Приседание  опять будем дружно выполнять.

    Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

    На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

    Выполнение движений

    6. Работа в прописи.

    - Поучимся писать слоги с изученными буквами: ол, ом.

    Самостоятельно повторить слоги, подчеркнуть мягкие согласные.

    Письмо в прописи на стр. 10-11

    - Письмо односложных слов на стр. 10.

    Чтение – слоги – гласные – письмо. Что можно сказать про ударение? (в односложных словах не ставим)

    - Подчеркнём мягкие согласные в словах «лик» и «мил»

    Письмо односложных слов на стр. 10.

    Письмо двусложных слов: «локон» и «колос».

    - Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог, по 2 гласных «о»)

    - Обратим внимание на соединения буквы «О»

    Письмо двусложных слов на стр. 10.

    Зарядка для пальчиков.

    В гости к пальчику большому приходили прямо в дом

    Указательный и средний, безымянный и последний,

    Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

    Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!

    Выполнение поглаживаний

    Соединить пальцы

    7. Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.

    Все ответы на поросы начинаются на букву «М»

    - Самый короткий месяц в году? (май)

    - Польза от коровы? (молоко)

    - Подземный городской транспорт? (метро)

    - Исполнитель музыкального произведения. (музыкант)

    - Любимое лакомство детей в жаркие дни? (мороженое)

    - Столица нашего государства? (Москва)

    - Друг Карлсона? (Малыш)

    - Лакомство кошки? (мышка)

    - Девочка, попавшая в гости к трём медведям? (Машенька)

    - Герой книги К. Чуковского, умывальников начальник. (Мойдодыр)

    Хоровые ответы стоя

    8. Работа с текстом.

    - Вернёмся к нашему тексту. Кто теперь сможет его дополнить пропущенными буквами и прочитать?

    - Ответы на вопросы: Каков гном? Что растёт у гнома в саду?

    На доске прикрепить карточки с буквами и прочитать текст самостоятельно, вслух

    - Прочтём этот текст в учебнике на стр. 68.

    - Сколько предложений в данном тексте? (3)

    - Какие слова непонятны? (гамак – подвесное полотнище или сетка для лежания)

    - Чтение предложений.

    Физкультминутка

    Мальчики – зайчики, девочки – белочки. Зайчики дружат со звуками [л], [л,]; белочки дружат со звуками [м], [м,].

    Условие игры: если в слове встречается звук [л] или [л,] – подпрыгивают мальчики-зайчики; если в слове встречается звук [м] или [м,] – подпрыгивают девочки-белочки.

    ПАЛКА, МАК, ЛИНЕЙКА, МЁД, ЛАМПА, ПЛИТА, МАСТЕР.

    подпрыгивают мальчики –зайчики и девочки-белочки..

    9. Работа в прописи.

    - Прочитаем предложения на стр. 11

    - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (имена) Подчеркните их.

    - Назовите предлоги и обведите. (у)

    - Какое ещё маленькое слово есть? (и – союз) – обведём красным цветом.

    Подчёркивают

    Обводят

    Физкультминутка.

    На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

    Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

    Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

    И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

    Приседание  опять будем дружно выполнять.

    Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

    На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

    Выполнение движений

    - Прочитаем словарные слова: класс, лимон, молоко.

    - Запишем, подчеркнем и запомним их.

    Класс – комната для занятий; коллектив учеников; ступень образовательной школы.

    Что за «ли»? Что за «мон»?

    В звуках нету смысла,

    Но когда шепнёшь: «лимон», -

    Сразу станет кисло.

    Любят дети молоко.

    Любит слово буква «О»,

    Покатилось молоко,

    Укатилось далеко,

    Потому что у него,

    Как колёса – буква «О».

    Чтение, запись, подчёркивание.

    10. Работа со стихотворением со стр. 69.

    - Прочитайте название произведения и автора.

    -Чей дом? Где гном?

    Чтение заголовка и автора

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА С ДОСКИ:

    Весёлый гном, кормит белок, мишки, мышки, зайчишки, игрушки, еноты, дятлы, орешки, олешки, косули, кроты, бобрята, зяблик, загадка, детишки, девчонки, мальчишки,

    кропотливые – старательные, усердные до мелочей, медлительные.

    сказки-побаски – побасенки – короткий рассказ выдумка

    былина – рассказ о том, что было

    дом тесовый – из обтёсанных брёвен, тесать – очищать от неровностей топором

    патлы – длинные косматые волосы

    Чтение слов с доски

    Физкультминутка.

    На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

    Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

    Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

    И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

    Приседание  опять будем дружно выполнять.

    Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

    На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

    Выполнение движений

    1 АБЗАЦ:

    - С кем гном делит свой стол?

    - Как названы звери? (ласково, как в сказке)

    2 АБЗАЦ:

    - С кем дружен гном? Кому помогает?

    3 АБЗАЦ:

    - Чем гном делится с детишками?

    4 АБЗАЦ

    - Кто зовёт гнома? (Автор)

    - Каким вы представили гнома? Почему у него так много друзей?

    - Что надо делать, чтобы иметь много друзей?

    11. Итог урока.

    - С какими звуками мы познакомились? Дайте им характеристику. (согласные, звонкие, парные по твёрдости-мягкости)

    12. Д/З.

    Чтение – В Букваре читать стр. 68 1 раз, в дополнительной книге для чтения стр. 102 – 103 рассказ о кошке прочитать 1 раз.

    Письмо – стр. 11 – напечатанные слова записать письменными буквами.

    13. Дополнительные задания.

    1. Ребусы:

    ,  а

    (лиса)

    ме

    100 (место)

    Криптограмма:

    1 5 6 7 мост   3 2 4 8  дурь    (мудрость)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

    Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

    Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

    Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ш] и строчная буква ш". Материал содержит презентацию урока в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

    Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

    Урок обучения грамоте Согласный звук [ш] и строчная буква ш. По чтению программы УМК "Школа 2100"....

    Урок обучения грамоте.Согласные звуки [л], [м] и мягкие [л], [м],строчные буквы л, м.

    урок- сказка «Путешествие в страну гномов».(программа 2100)1)Научить выделять новые звуки, характеризовать их, обозначать  на письме буквами л , м ;научить писать строчные буквы л,м.2)Развитие ус...

    Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

    Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

    Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

    Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....