Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_l_i_m.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Аннинский лицей

Интегрированный урок обучения грамоте

«Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,].

Строчные согласные буквы «л», «м».

Учитель начальных классов

Муратова Ольга Витальевна

Анна

2009

Тема: «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

Цели: познакомить со звуками [л], [л,], [м], [м,] и буквами «л», «м»; отрабатывать навыки слогового чтения с изученными буквами; обогащать словарный запас обучающихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные буквы «л», «м».

Оборудование: картинка или игрушка Гнома; карточки с буквами «л» - 2 шт., «м» - 9 шт.; индивидуальные доски; карточки с таблицей букв

Ход урока.

Структура урока, работа учителя

Работа обучающихся

1. Организационный момент

- Доброе утро, мальчики, доброе утро, девочки. Доброе утро, всем, кто хорошо отдохнул на каникулах. Доброе утро, всем, кто скучал по нашим занятиям.

- Встаньте кругом вокруг парт, возьмитесь за руки. Поприветствуем друг друга:

«Я твой друг, ты мой друг, мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. И дружно за работу возьмёмся».

Машут рукой.

Хоровое чтение с движениями

2. Изучение нового материала

- Сегодня в гости к нам пришёл гном Изюминка. Он познакомит нас с новыми звуками и буквами. Тогда мы сможем прочитать текст «Гном».

На доске текст:

Гном.

Гном  мал   и  мил.  У гнома астры, маки, маргаритки. У гномика  гамак.

- Гном предлагает поиграть.

Игра «Доскажи словечко». Отгадывайте, слушайте первый звук в слове.

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …                       (лук)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую …                             (лису)

На скамейке у ворот Лена горько слёзы …                            (льёт)

- Какие звуки в начале каждого слова?          ([л], [л,])

- Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л».

Алфавит продолжит наш

                                          Буква «Л» - лесной шалаш.                   В Степанов

Из скольких элементов состоит печатная буква «Л»? (2-3). На что она похожа? (на шалаш, букву А, …)

Отгадывание загадок

Дети называют звуки и их расположение в словах

Печатание на индивид.  досках

буквы «л»

Работа по таблице букв.

- Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «Л».

р

з

ш

в

у

д

ы

л

ф

л

м

л

и

м

о

н

в

а

в

у

с

е

п

р

е

н

м

в

в

п

ч

т

ц

л

е

с

й

и

у

а

я

о

л

д

ж

э

х

н

з

ъ

ч

н

г

ш

щ

з

х

а

ъ

л

л

у

н

а

в

л

п

д

л

у

с

ж

э

з

х

о

ъ

в

и

к

м

л

е

в

с

т

ч

л

п

в

и

т

ь

б

ю

о

в

а

а

ч

Поиск и зачёркивание букв «л»

 Фонетический разбор, составление схем слов.

- Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово «лук». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?

О О О

Рассмотрим второй кубик с рисунком «люстры».   О О О О О О

Составление схем в учебнике на стр. 68

Подведём итог: Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л»

Физкультминутка.

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседание  опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

Выполнение движений

- Рассмотрите с каким звуковичком за руку держится звуковичок буквы «Л»? (М) Почему? (согласные, похожи печатные и письменные буквы) Определим звонкие они или глухие? (звонкие) Дополним их костюмы. Нарисуем шляпки-звоночки.

Слушание звуков, определение звонкости, рисование шляп звуковичкам

Фонетический разбор, составление схем слов.

- Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово «мак». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?

О О О

- Отгадайте загадку:

Упадёт не плачет,

Ножек нет, а скачет.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

                        Оттого, что он надут.                 (мяч)

 «мяч».   О  О  О

Составление схем в учебнике на стр. 68

Подведём итог: Звуки [м], [м,] обозначаются буквой «м»

Стихи о букве.

Взявшись за руки, мы встали,

И на «М» похожи стали.

Буквы «Л» за руки взялись,

Буквой «М» они назвались.

Эта буковка начнёт

«Мышку», «мячик», «мыло», «мёд».

Пробуют изобразить буквы

- Рассмотрите письменные и печатные буквы «л» и «м». Чем они похожи и чем отличаются?

Печатание буквы «М» на индив. досках

Работа по таблице букв.

- Возьмите карточки с таблицей букв. Попробуем среди букв найти и зачеркнуть букву «М».

м

а

л

и

н

а

ю

м

а

к

й

а

я

ч

с

м

с

ы

м

т

ф

ц

ш

н

м

г

ш

ш

ю

б

ч

ы

е

и

и

р

о

и

щ

х

ц

ч

а

р

н

п

р

о

м

и

я

у

к

и

а

а

н

щ

е

ъ

м

о

с

т

ш

л

ю

э

т

б

а

в

м

т

б

ь

м

а

р

т

й

с

и

ь

ж

з

х

ъ

о

ю

ч

м

м

о

р

о

з

м

с

м

Поиск и зачёркивание букв «м»

Шуточный вопрос: Что внутри земли стоит? («М»)

Работа в прописях № 3.

- Поучимся писать буквы на стр. 10-11.

Главное правило – буквы «Л» и «М» начинаем писать снизу вверх, после других букв они соединяются нижним соединением.

Письмо букв «л» и «м» на стр. 10-11

Зарядка для пальчиков.

В гости к пальчику большому приходили прямо в дом

Указательный и средний, безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!

Выполнение поглаживаний

Соединить пальцы

-Кого вы видите на 10 странице? (гнома) Заштрихуем его. Как его зовут? (Изюминка)

Штриховка гнома.

3. Артикуляционная зарядка.

1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд)

2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким.

 (Рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 10-15 секунд)

3. Язычок может быть широким, как лопаточка и узким, как иголочка. Лопаточка-иголочка. Широкий-узкий. Попеременно расслаблять и напрягать, как в упражнении № 1 и № 2

4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так.

(Высунуть язык и двигать им из одного уголка рта в другой влево-вправо. Повторять 15-20 раз)

5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так: тик-так, тик-так.

(Высунуть язык, облизывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю по кругу. Повторить 10 раз, потом поменять направление)

6. Утром язычок просыпался, умывался и садился завтракать. Он ел вкусные пирожки. Много пирожков съел язычок. Хорошо позавтракал.

(Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме «трубочки». Удерживать 10-15 секунд.)

Выполнение движений

4. Чтение слогов с новыми буквами.

- Мы  подготовились к чтению. Прочитаем слоги с новыми буквами на стр. 10.

- Назовите слоги с мягкими согласными, подчеркнём их.

- Читаем с разной интонацией: с радостью, с удивлением, пропойте, с грустью, с вопросами.

Чтение слогов.

Подчёркивание зелёным карандашом.

5. Чтение слов с новыми буквами.

- Прочитаем 1 столбик. В какую игру играют буквы?

- Подчеркните буквы, которые изменили слова.

- Продолжим: киса – кипа - Кира

Печатают в Букваре

- Прочитаем 2 столбик.

- Что происходит со словами? (меняется буква в середине слова)

- Назовите мягкие согласные, подчеркните.

Чтение, подчёркивание

- Прочитаем 3 столбик.

- Что общего можно отметить у этих слов? (трёхсложные, оканчиваются на «на»)

- Какое слово лишнее? (лимоны – заканчивается на –на-)

- Что можете сказать про 2 последних слова? (имена)

Чтение слов

Физкультминутка.

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседание  опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

Выполнение движений

6. Работа в прописи.

- Поучимся писать слоги с изученными буквами: ол, ом.

Самостоятельно повторить слоги, подчеркнуть мягкие согласные.

Письмо в прописи на стр. 10-11

- Письмо односложных слов на стр. 10.

Чтение – слоги – гласные – письмо. Что можно сказать про ударение? (в односложных словах не ставим)

- Подчеркнём мягкие согласные в словах «лик» и «мил»

Письмо односложных слов на стр. 10.

Письмо двусложных слов: «локон» и «колос».

- Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог, по 2 гласных «о»)

- Обратим внимание на соединения буквы «О»

Письмо двусложных слов на стр. 10.

Зарядка для пальчиков.

В гости к пальчику большому приходили прямо в дом

Указательный и средний, безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!

Выполнение поглаживаний

Соединить пальцы

7. Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.

Все ответы на поросы начинаются на букву «М»

- Самый короткий месяц в году? (май)

- Польза от коровы? (молоко)

- Подземный городской транспорт? (метро)

- Исполнитель музыкального произведения. (музыкант)

- Любимое лакомство детей в жаркие дни? (мороженое)

- Столица нашего государства? (Москва)

- Друг Карлсона? (Малыш)

- Лакомство кошки? (мышка)

- Девочка, попавшая в гости к трём медведям? (Машенька)

- Герой книги К. Чуковского, умывальников начальник. (Мойдодыр)

Хоровые ответы стоя

8. Работа с текстом.

- Вернёмся к нашему тексту. Кто теперь сможет его дополнить пропущенными буквами и прочитать?

- Ответы на вопросы: Каков гном? Что растёт у гнома в саду?

На доске прикрепить карточки с буквами и прочитать текст самостоятельно, вслух

- Прочтём этот текст в учебнике на стр. 68.

- Сколько предложений в данном тексте? (3)

- Какие слова непонятны? (гамак – подвесное полотнище или сетка для лежания)

- Чтение предложений.

Физкультминутка

Мальчики – зайчики, девочки – белочки. Зайчики дружат со звуками [л], [л,]; белочки дружат со звуками [м], [м,].

Условие игры: если в слове встречается звук [л] или [л,] – подпрыгивают мальчики-зайчики; если в слове встречается звук [м] или [м,] – подпрыгивают девочки-белочки.

ПАЛКА, МАК, ЛИНЕЙКА, МЁД, ЛАМПА, ПЛИТА, МАСТЕР.

подпрыгивают мальчики –зайчики и девочки-белочки..

9. Работа в прописи.

- Прочитаем предложения на стр. 11

- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (имена) Подчеркните их.

- Назовите предлоги и обведите. (у)

- Какое ещё маленькое слово есть? (и – союз) – обведём красным цветом.

Подчёркивают

Обводят

Физкультминутка.

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседание  опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

Выполнение движений

- Прочитаем словарные слова: класс, лимон, молоко.

- Запишем, подчеркнем и запомним их.

Класс – комната для занятий; коллектив учеников; ступень образовательной школы.

Что за «ли»? Что за «мон»?

В звуках нету смысла,

Но когда шепнёшь: «лимон», -

Сразу станет кисло.

Любят дети молоко.

Любит слово буква «О»,

Покатилось молоко,

Укатилось далеко,

Потому что у него,

Как колёса – буква «О».

Чтение, запись, подчёркивание.

10. Работа со стихотворением со стр. 69.

- Прочитайте название произведения и автора.

-Чей дом? Где гном?

Чтение заголовка и автора

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА С ДОСКИ:

Весёлый гном, кормит белок, мишки, мышки, зайчишки, игрушки, еноты, дятлы, орешки, олешки, косули, кроты, бобрята, зяблик, загадка, детишки, девчонки, мальчишки,

кропотливые – старательные, усердные до мелочей, медлительные.

сказки-побаски – побасенки – короткий рассказ выдумка

былина – рассказ о том, что было

дом тесовый – из обтёсанных брёвен, тесать – очищать от неровностей топором

патлы – длинные косматые волосы

Чтение слов с доски

Физкультминутка.

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседание  опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.

Выполнение движений

1 АБЗАЦ:

- С кем гном делит свой стол?

- Как названы звери? (ласково, как в сказке)

2 АБЗАЦ:

- С кем дружен гном? Кому помогает?

3 АБЗАЦ:

- Чем гном делится с детишками?

4 АБЗАЦ

- Кто зовёт гнома? (Автор)

- Каким вы представили гнома? Почему у него так много друзей?

- Что надо делать, чтобы иметь много друзей?

11. Итог урока.

- С какими звуками мы познакомились? Дайте им характеристику. (согласные, звонкие, парные по твёрдости-мягкости)

12. Д/З.

Чтение – В Букваре читать стр. 68 1 раз, в дополнительной книге для чтения стр. 102 – 103 рассказ о кошке прочитать 1 раз.

Письмо – стр. 11 – напечатанные слова записать письменными буквами.

13. Дополнительные задания.

1. Ребусы:

,  а

(лиса)

ме

100 (место)

Криптограмма:

1 5 6 7 мост   3 2 4 8  дурь    (мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ш] и строчная буква ш". Материал содержит презентацию урока в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

Урок обучения грамоте Согласный звук [ш] и строчная буква ш. По чтению программы УМК "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте.Согласные звуки [л], [м] и мягкие [л], [м],строчные буквы л, м.

урок- сказка «Путешествие в страну гномов».(программа 2100)1)Научить выделять новые звуки, характеризовать их, обозначать  на письме буквами л , м ;научить писать строчные буквы л,м.2)Развитие ус...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....