Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме " М.Горький "В людях"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Слепченко Татьяна Андреевна

В разработке представлен конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме " М.Горький "В людях", с презентацией. Цель данного урока: познакомить учащихся с творчеством и биографией М.Горького (А.М.Пешкова) ; совершенствовать навыки плавного, выразительного, осознанного чтения, отрабатывать умения анализировать прочитанные произведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Учитель: Слепченко Татьяна Андреевна

Тема: М.Горький

         «В людях» (отрывок из повести)

Планируемые результаты:

  • предметные: определять главную мысль, описывать картины, выделять эпитеты и сравнения; анализировать произведение, читать выразительно, определять точку зрения автора.
  • метапредметные:
  • регулятивные УУД: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
  • коммуникативные УУД: умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Тип: изучение нового

Методы: по источнику получения знаний: словесные (объяснение,  беседа, работа с учебником),, наглядные; по уровню включения  в продуктивную деятельность: проблемное изложение материала; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса;.

Средства: и. – учебник, карточки с вопросами; д. – презентация «М.Горький», определения «повесть», «эпиграф»

Форма организации учащихся: фронтальная

План урока:

  1. Орг. момент (2)
  2. Проверка домашнего задания (10)
  3. Знакомство с биографией автора.(10)
  4. Первичное восприятие. (7)
  5. Вторичный анализ. (10)
  6. Итог урока и оценка деятельности учащихся (4)

ЭТАП

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

1.Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания

3. Знакомство с биографией писателя.

4. Первичное восприятие.

5.Вторичный анализ

6. Подведение итогов

Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать: дневник, учебник, тетрадь, пенал.

Перед тем как начать урок, давайте проверим домашнее задание.

Что было задано?

Кто желает прочитать выразительно стихотворение А.Блока «Рождество»?

Маша, выходи.

Ребята, Маша читает, а вы внимательно слушаете, а затем постараетесь оценить по следующим критериям: Правильное чтение, верный тон, темп, интонация, выделены логические паузы и ударения.

Спасибо, Маша.

Ребята, давайте оценим чтение Маши.

Никита, попробуй оценить по плану.

Итак, ребята, мы с вами проверили домашнее задание.

Для того, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, давайте выполним задание, которое называется «Угадай кто?»

Как вы думаете, какой писатель изображен на портрете?

Верно. Это Максим Горький. Вы уже читали произведения этого писателя?

Тема нашего урока: Жизнь и творчество М.Горького. «В людях» (отрывок из повести).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с биографией и творчеством М.Горького, так же мы с вами продолжаем отрабатывать навыки плавного, выразительного чтения и умения анализировать прочитанное произведение.

Для начала давайте вспомним, что вы знаете о Горьком?

Сейчас я вам расскажу немного из биографии М.Горького, а вы внимательно слушаете и постараетесь позже ответить на вопросы:

Как звучит настоящее имя писателя?

В каком городе родился? С кем жил?

Где учился? Почему пришлось бросить учебу?

Когда получил всероссийскую известность?

Почему А.М. выбрал именно такой псевдоним?

Итак приготовились слушать. (+просмотр презентации)

Вы внимательно слушали. Что вы запомнили? Давайте ответим на вопросы.

Ребята, если вы внимательно слушали, то наверняка заметили, что одно из произведений было выделено. Это автобиографическая повесть «В людях»

Как вы понимаете автобиографическая?

Кто сможет сказать, что такое повесть?

Повесть – это жанр повествовательной литературы. В повести в отличии от рассказа изображается ряд событий, описывается какой-то значительный период жизни главного героя.

А если повесть автобиографическая, то главным героем в ней будет кто? О каких событиях будет идти речь в повести?

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с  отрывком из повести «В людях».

Ребята, из названия можем сказать, о чем пойдет речь в этом отрывке?

Ребята, посмотрите. В начале приведен небольшой диалог. Это эпиграф.

Что такое эпиграф?

Эпиграф – это краткий отрывок из произведения, фраза или пословица, который автор помещает в начале своего произведения или главы. Эпиграф поясняет главную мысль произведения или главы.

 

Давайте прочитаем эпиграф к этому произведению.

Теперь мы может сказать более увереннее, чему посвящен этот отрывок и все произведение?

Как сказать точнее? О ком эта поветь? Любимое занятие этого человека?

Давайте познакомимся с отрывком из повести. Сядьте удобнее, если нужно, то следите по тексту. Читать начну я, Никита, Алеша и Тоня мне помогут.

Будьте внимательны, после чтения постараемся ответить на вопросы:

От чьего имени ведется повествование?

Как герой относится к книгам и чтению?

Где и как читал мальчик Пешков?

Почему хозяйка сжигает книги?

Почему  у героя не пропадает желание читать?

Какова цена книг? Были ли книги доступны герою?

О чем узнавал из журналов и газет мальчик?

М. Горький называл книги и жизнь «мои университеты». Почему?

А вы любите читать?

Книги каких автором вы прочитали? Ребята, а можно сказать, что чтение было для мальчика любимым занятием? А у вас есть любимые занятия?

Мне бы хотелось, чтобы вы поделились также как и М.Горький историей о своем любимом занятии. Дома подумайте, что вы хотели рассказать, какой-нибудь случай который произошел с вами и напишите сочинение на тему «Мое любимое занятие». Сочинение можно начать так:

«Больше всего мне нравиться …»,

«Мое любимое занятие …».

Особенности написания сочинения мы с вами вспомним завтра на уроке русского языка.

Кому не понятно, что нужно сделать дома?

Итак, с творчеством какого писателя мы продолжили сегодня знакомство?

Что нового вы узнали о М.Горьком?

Какое произведение мы сегодня прочитали?

О чем оно?

Как вы думаете, по этому отрывку можно сказать почему поветь называется «В люди»?

Что больше всего вам понравилось/не понравилось в отрывке из повести «В люди»?

Я благодарю вас за работу на уроке.

Активно работали, отвечали на все вопросы, рассуждали, старались читать выразительно Тоня, Маша и Алеша. За работу я поставлю вам «Отлично».

Урок окончен.

Выразительное чтение

О тех, которые происходили с автором

Да, книгам.

Чтение

  • Максим Горький – литературный псевдоним. Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков.
  • Родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде.
  • После смерти отца, жил в доме Каширина (отца матери).
  • Большую роль в воспитании сыграла бабушка, Акулина Ивановна Каширина.
  • С шести лет Горький обучался у деда церковнославянской грамоте по псалтырю и часослову, так учились еще во времена Удельной и Московской Руси.
  • Мать не имела большого влияния на сына. Не раз она уходила из семьи Кашириных, оставляя его на попечении деда.

Жизнь ломала, крутила, всячески вывертывала мальчишку, а он тянулся к свету. Выискивал в людях доброе, выковывал в себе веру в то, что добра и красоты в них больше, чем зла, жестокости, безверия.

  • Учился в Слободско-Кунавинском начальном училище.
  • Училище не закончил, так как пришлось самому зарабатывать деньги.
  • 1898 г. – получил всероссийскую известность. Весной этого года вышли его первые книги. Их одобрила критика, с интересом читатели.
  • 1898 г. – занялся организацией общественного фонда помощи народным школам. Собирает альбомы, книги, которые могли бы помочь детям в познании природы, жизни людей в разных странах, побуждали бы детей к различного рода активной, творческой самодеятельности, к литературному, театральному творчеству.
  • 1913г. – повесть «Детство» от трудном детстве будущего писателя. Юность и отрочество выразительно нарисованы в автобиографических произведениях «В людях» и «Мои университеты».

И. Груздев «Горький»

М.: Молодая гвардия, 1958

«Русская детская литература»

Под ред. Т.Д.Полозовой

М.: Академия, 1997


Макет доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...