План-конспект урока по обучению грамоте буква я
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

План-конспект урока по ФГОС по обучению грамоте буква я

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_ya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3 февраля 2016 г.

Класс: 1 «Д»

Предмет: обучение грамоте

Тип урока: открытие нового знания

Тема:  Строчная буква я, обозначающая звуки [й, а], [а]

Цели:        

Деятельностная: формировать умение писать строчную букву я, научить выделять изучаемые звуки в потоке речи, формирование способности выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Образовательная: познакомить с новой буквой, дать понятие о звуках, обозначаемых этой буквой.

Развивающая: развивать фонематический слух учащихся, глазомер, мелкую моторику руки, внимание, развивать усидчивость.

Воспитательная: воспитывать интерес  к изучению грамоте и чувство коллективизма.

Методы и приемы: современный звуковой аналитико-синтетический метод, беседа, наглядный, практический, копировальный, генетический, линейный, показ и комментирование написания, письмо в воздухе, анализ элементов.

Наглядность и оборудование: учебник, прописи, раздаточные материалы, мультимедийное оборудование, письменные принадлежности.

Практикант: Фокина Мария Андреевна.

Учитель:  Поликарпова Юлия Владимировна

Методист: Рогова Рамзия Закиевна


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности

1)Приветствие

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок  обучения грамоте.

2)Проверка готовности к уроку

- Проверьте, всё ли есть на партах: учебник, пропись, ручка.

- У всех есть?

3)Мотивация к уроку

Надеюсь, что вы будете активно работать на нашем уроке.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня.

- Приготовьте ушки, приготовьте глазки, чтобы всё услышать, чтобы всё увидеть, чтобы всё запомнить.

- Я вам тоже желаю всем успехов.

- Давайте начнем наш урок.

Встают для приветствия учителя.

Проверяют свою готовность.

Улыбаются и желают друг другу хорошего дня.

Гладят свои глазки, ушки.

Садятся на свои места.

II.Актуализация знаний и выполнение пробного учебного действия

- Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост потеряет -

Другой вырастает.

(Ящерица)

Молодцы!

Что общего во всех словах?

-А какой звук слышите?

-Ребята, проговорим хором эти слова, чтобы услышать звук [йа].

-Сделаем звуковую схему слова ЯЩЕРИЦА .

- Ребята, кто закончил поднимите руки? Сделаем звуко-буквенный анализ

слова ящерица. Каждый по одной букве.

- Молодцы. Теперь слово ЯБЛОКО.

- Хорошо, молодцы.

– На какие буквы начинаются слова?

-Как вы думаете, всегда ли буква я обозначает два звука?

Яблоко.

Ящерица.

 

Они начинаются с буквы Я.

[йа].

Хором проговаривают слова.

Два ученика выходят к доске.

Поднимают руки. Дают полную характеристику по 1 звуку.

я [й'] - согласный, мягкий

[`а] - гласный, ударный

щ [щ'] - согласный, мягкий

е [и] - гласный, безударный
р [р'] - согласный, мягкий

и [и] - гласный, безударный
ц [ц] - согласный, твердый

а [а] - гласный, безударный

[й'`ащ'ир'ица]. 7 б., 8 зв.

Выходит к доске. Выполняет звуко-буквенный анализ.

я [й'] – согласный, мягкий

[а] - глас.,ударн.

б [б] – согласный, твердый

л [л] – согласный, твердый

о [а] - глас.,безударн.

к [к] - согл., твердый

о [а] - глас.,безударн.

6б.,7зв.

Они начинаются на букву я.

Предположения детей.

III.Выявление затруднений

- Ребята, а что мы не знаем еще об этой букве?

- Тема нашего урока?

Как пишется и соединяется с другими буквами.

Строчная буква я.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте составим цель нашего урока.

- Первым делом, что мы делаем?

- Дальше что делаем?

- Затем мы будем учиться писать эту букву.

- После этого, что мы сможем сделать?

Знакомимся с этой буквой.

Уточним, какие звуки она обозначает.

Читать слоги и слова с буквой я.

V.Реализация проекта с сопутствующим закреплением

1.Сравнение письменной и печатной буквы я

2.Показ и комментирование написания

3.Письмо в воздухе

4.Работа по формированию правильного написания соединения строчной буквы я

 

5.Чтение слогов и словосочетаний

Физминутка

- Ребята, посмотрите на экран,

сравните печатную и строчную букву я. Чем отличается от печатной?

- На что похожа строчная буква я?

- А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно писать строчную букву «я»

-Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Округляя коснувшись нижней линии пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овал, возвращаемся по написанному до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.

- Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать строчную букву «я» в воздухе.

Получилось?

-Тогда откройте свои  прописи.

- Обведите правильную букву в рамочке .

- Посмотрите на первые две строчки. Из каких элементов состоит эта буква? Назовите их.

– В каких буквах эти элементы встречаются?

- Возьмите ручку, положите правильно пропись.    Допишите элементы буквы я на первой строчке.

-Обведите элементы буквы  на третьей строчке, а затем допишите до конца строчки  и вторую строчку букву «я».

- На четвертой строчке написан слог  «ям». Сколько звуков дает буква «я»?

- Правильно. А какое здесь соединение?

-Посмотрите как я запишу на доске этот слог.

- Запишите рядом этот слог.

-После слога «ям» написан следующей слог, прочитайте его.

- Сколько звуков дает буква я? Какие?

- Какое соединение у букв Я и В?

-Посмотрите как я запишу на доске этот слог.

- Запишите рядом этот слог.

- Рядом написан слог «яр»  Какое соединение у букв Я и Р?

-Допишите слово до конца строки.

-Запишите на пятой строке слова: яма и моя рядом с этими словами.

-Составьте звуковую схему слов. Два ученика выходят и работают у доски с магнитами. Остальные на местах работают в прописи.

-Ребята, в каких случаях буква может давать 2 звука?

- Какие еще буквы могут в этих случаях обозначать 2 звука?

-Прочитайте слово на следующей строке. 

Запишите его рядом два раза.

- Откройте учебники на стр.83 .

- Посмотрите наверху в первой строчке что дано?

– Прочитайте слова про себя.

- Что вы заметили здесь?

У вас на партах лежат листочки, там написано предложение.

Давайте его прочтем.

(выбор ученика для чтения предложения)

- Что вы видите в конце предложения?

- Правильно, это значит, что Вы должны закончить предложение одним словом, в котором будет присутствовать буква «я». Например, яблоки. Сколько звуков дает буква «я»?

- Сколько слов будет в предложении?

- С какой буквы мы начинаем записывать предложение? А что поставим в конце предложения?

- А какие еще знаки препинания вы знаете?

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
Мы топаем ногами, топ, топ
Качаем головой
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся

Учащиеся говорят свои предположения.

Отличается наклоном, у печатной буквы линия прямая без крючка, а строчная с крючком.

Варианты детей.

Внимательно смотрят на учителя.

Берут ручку в руки.

Пробуют писать в воздухе.

Обводят.

Из наклонной прямой с закруглением внизу влево, овал и наклонная прямая с закруглением внизу вправо.

- и, л, м, н.

Прописывают элементы буквы  в прописи.


- Два, [йа].

-Нижнее.

Записывают.

-яв.

Два, [йа].

- Верхнее.

-Верхнее.

Дописывают.

Записывают.

  1. В начале слова
  2. После гласной
  3. После Ь и Ъ.

Ё и Е

Пятно.

-Слова.

Читают (Яша, Яна, ясли, яблоки, ясный,Яков, яма, ядра, яблони, яркий).

Они начинаются с буквы я, а со звуков [й, а].

- В саду созрели …

-Многоточие.

Буква я дает два звука.

Дописывают слово.

- Четыре.

- С заглавной. Точку.

 

 - Запятую, вопросительный и восклицательный знаки.

Хлопки над головой

высоко поднимаем колени

головой вперед назад подвигать

. руки поднять, опустить

присесть и подпрыгнуть

VI.Включение изученного в систему знаний и повторение

На листочках есть задание. Нужно прочитать вопрос и ответить на него так, что бы в ответе была буква я. У вас есть подсказка.

- Что растет в саду?


- Какое слово нас интересует больше всего?

- В этом слове две буквы «я», так что будьте внимательны при ответе на мой вопрос.

Сколько слогов в этом слове?

- Сколько звуков дает буква «я» в первом слоге?

- А в третьем?

-Почему?

-Молодцы. А теперь запишите предложение на листочек.

Читают про себя вопрос.

 - В саду растет яблоня.

- Яблоня.

 

- Три.

 - В первом слоге буква я дает два звука ЙА.

- Один, А

-Стоит после согласного.

VII. Подведение итога урока

- С какой буквой мы познакомились?

- Сколько звуков может обозначать буква я?

-Когда буква обозначает два звука?

- А когда один звук?

- Что показалось особенно интересным?

- Какие задания показались трудными?

Ответы учащихся.

-Один и два.

-В начале слова.

- После согласного.

Ответы детей.

VIII.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.

- У вас на партах лежат смайлики.

Весёлый – «Я понял всё».

Грустный  - «Я не понял».

- Возьмите нужный смайлик и поднимите  его.

Оценивают себя .

Учитель:_________

Методист:________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению грамоте. Буква В,в

Разработка урока по обучению грамоте по УМК "Планета Знаний"...

Конспект и презентация урока по обучению грамоте "Буква З"

Конспект урока обучения грамоте по программе "Пнрспектива" и презентация к уроку....

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

План-конспект урока по обучению грамоте буква м

План-конспект урока по обучению грамоте буква м...

План-конспект урока по обучению грамоте буква э

План-конспект урока по обучению грамоте буква э по ФГОС...