Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Перспектива".
рабочая программа по чтению (3 класс)

Данилова Ирина Михайловна

Рабоча программа составлена  на основе ФГОС в соответствии с программой  УМК "Перспктива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_perspektiva_3klass.docx51.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

 «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Утверждена приказом

МБОУ «СОШ № 20»

№ 116  от 31. 08. 2017 г.

Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 Г  класса            

2016 – 2017 уч. г.

Составитель: Казанцева И.М.,    

учитель начальных классов

Обсуждена и согласована          

на методическом объединении

Протокол  № 1 от «30» августа 2017 г.

Принята на методическом совете

Протокол № 1 от «31» августа 2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» для 3 Г класса «МБОУ «СОШ № 20» разработана для реализации ФГОС НОО в соответствии с «Положением о рабочей программе» ОУ  на основе основной образовательной программы начального общего образования «МБОУ «СОШ № 20».

Основная цель предмета - формирование читательской компетенции

Задачи учебного предмета «Литературное чтение»:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей;
  • обогащение нравственного опыта средствами художественного текста.

Цель и задачи учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.

Цель:  создание условий по формированию читательского кругозора, совершенствованию всех видов речевой деятельности через изучение произведений русской и зарубежной детской литературы.

    Задачи:

  • продолжить формирование типа правильной читательской деятельности - читать текст осознанно, правильно и выразительно вслух и про себя;
  • воспитывать  интерес к самому процессу чтения, потребность читать;
  • формировать приемы понимания прочитанного: выделять ключевые слова в тексте, самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом, составлять простой план, отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • развивать приемы литературоведческого анализа произведения: находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя или события;  
  • познакомить с литературоведческими понятиями:  сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения;
  • развивать устную и письменную речь через обучение разным видам пересказа текста, заучиванию наизусть и    выразительному чтению стихотворений, написание творческих работ.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Литературное чтение» позволяет  помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Содержательные линии:  

  • произведения устного творчества русского и других народов;
  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
  • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литера¬тура; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение» программой предусмотрено 3  часа в неделю, 102 часа в год.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, технология, музыка, математика, изобразительное искусство.

Образовательные и воспитательные задачи обучения по предмету «Литературное чтение» решаются комплексно. Используются  современные образовательные технологии деятельностного типа: технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология развития критического мышления, технология оценивания достижений, позволяющие  повысить  эффективность обучения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, учебную мотивацию и уровень активности на уроках. Методическая основа  уроков технологии – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

Рабочая  программа учитывает особенности учащихся 3 Г класса. Учащиеся  могут сотрудничать в парах, в группах, владеют предпосылками контролировать и оценивать собственные действия. Особое внимание будет уделено  творческой и  исследовательской деятельности. Формирование  читателя продолжится на более сложных (но доступных) текстах. Чтение  становится более самостоятельным. Дети познакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), научатся выделять особенности жанров.

Содержание учебного предмета

3-й класс – 102 ч. 3 часа в неделю)

Книги - мои друзья

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги..

Жизнь дана на добрые дела

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Волшебные сказки

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Люби всё живое

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Картины русской природы

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Великие русские писатели

Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.

Литературная сказка

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.Тим Собакин. Лунная сказка.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок

Картины родной природы

Т. Коти. В родном краю.

Б. Заходер. Что такое стихи?

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

С. Есенин. С добрым утром.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты.

У третьеклассника продолжится:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 3 В классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» в 3 В классе.

Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся научатся:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60-75 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.
  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/ различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сбор ник; книги-сборники по темам и жанрам.

получат возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
  • работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся научатся:

  • различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

получат возможность научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
  • создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

получат возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях . «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
  • творчески пересказывать произведение от лица героя:
  • создавать по образцу небольшие произведения (историк комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
  • делить текст на составные части, составлять план текста;
  • понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
  • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

получат возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
  • целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Книги – мои друзья.

3

Жизнь дана на добрые дела.

12

Волшебные сказки.

10

Люблю всё живое.

13

Картины русской природы.

10

Великие русские писатели.

21

Литературная сказка.

16

Картины родной природы.

17

Итого за год:

102


Материально – техническое и информационное обеспечение

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 

              2.Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru 

3. Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education 

4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru 

2. Цифровые образовательные ресурсы.

1.        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008, Цифровой образовательный ресурс (ЦОР), ООО «Нью Медиа Дженерейшн», г.Москва,  www.NMG.ru

2.        Авторские интерактивные учебные презентации.

3.        Авторские интерактивные учебные плакаты

3. Технические средства обучения.

1. Интерактивная система Mimio (доска, документ-камера, планшет).

2. Ноутбуки (10 шт.)

3. Сканер, принтер.

4. Наглядные пособия.

1. Комплект портретов.

2. Портреты детских зарубежных писателей.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами  и методическими пособиями

У каждого учащегося:

1. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий  Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся ОУ: в 2 ч. Ч.1.  – М.: Просвещение, 2012.-160 с.: ил.

2. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий  Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся ОУ: в 2 ч. Ч.2.  – М.: Просвещение, 2012.-162с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...