Анализ произведений для учащихся начальной школы
материал по чтению (4 класс) на тему

Филиппова Ирина Фёдоровна

Анализ произведений для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00.analiz_proizvedeniy.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Анализ стихотворения

  1. Определить жанр

- эпический;

- лирический;

- драматический.

По жанру стихотворение

_______________________________

  1. Тема

- природы;

- любви;

- философская;

- назначение поэта в поэзии;

- юмор.

Это стихотворение

_________________________________

  1. Сюжет

Это система событий

Сюжет связан ___________________________

Легко определяется __________________

На поверхности___________________

Отсутствует ______________________

     4.Идея

Заключается _____________________

Наводит на мысль ____________________

    5.Художественные средства языка

    6. Лирический герой

В роли лирического героя выступает ________

    7. Свое отношение, отношение автора

Я чувствую ______________

Ощущается отношение автора ____________

                                                                                        Анализ сказки

  1. Жанр

- о животных;

- волшебная;

- бытовая.

По жанру эта сказка __________ потому _________

Жанр этой сказки можно определить как ______

потому что ____________________

Я думаю, что эта сказка ________ так как _______

  1. Сюжет – события в художественном произведении

Сюжет этой сказки очень прост __________

Сюжет _______ очень сложен (интересен, запутан и т.д)

  1. Главный герой – с ним происходят события. Он носитель основной идеи автора

Главный герой этой сказки _________ потому что _________

Главным героем этой сказки является ___________

  1. Другие персонажи. Они являются фоном для раскрытия характера главного героя

В сказке присутствуют и другие персонажи ______

В сказке мы находим других героев. Это ______

  1. Идея сказки – главная мысль произведения

Идея сказки заключается в _____________

Идея сказки наводит нас на мысль, что __________

  1. Какие чувства вызвала сказка

Мне очень понравилась эта сказка ___________

Сказка мне понравилась тем, что_____________ ___

Мне стало жалко __________________

Мне было радостно, что _______________


1.Жанр (вид произведения)

Басня – это жанр сатирического пересказа.

2. Историческая справка

Когда, в связи, с чем написана басня.

3.Сюжет (краткое содержание)

Сюжет басни прост____________

Сюжет басни очень интересен.

4.Тема (о чем произведение)

Тема басни ___________

5.Композиция (построение)

Басня построена следующим образом:

- завязка___________

- кульминация _________

- развязка________

Главные герои являются носителями идеи, а идея заключена в морали. Басня построена на аллегории.

6.Художественные средства

Автор использует _______

Очень интересны _________

7.Герои

Главными героями являются ____________

Черты характера, отношения с окружающими. Отношение окружающих к ним.

8.Впечатление от басни

Я считаю, что басня учит быть _____________

Я думаю, что автор помогает нам понять, что __________________________

Анализ басни

Анализ лирического произведения

  1. Жанр (вид произведения). Лирика родного литературного произведения.

Автором лирического произведения является _____

  1. Сюжет (система событий, краткое содержание)

Сюжет стихотворения легко определяется ______

Сюжет на поверхности ____________

Сюжет отсутствует ______________

  1. Композиция (строки, объединенные единым содержание)

Стихотворение состоит из 2-х и 3-х и т.д. строф. Мы чувствуем движение поэтической мысли поэта. В начале стихотворения автор говорит о ______

В конце стихотворения мы чувствуем настроение поэта.

  1. Художественные средства языка

Все свои чувства автор передает при помощи художественных средств языка____________

  1. Лирический герой (автор, образ природы, символ)

Они заставляют почувствовать то, что чувствует автор, задуматься над вопросом. При помощи художественных средств произведения придается особая интонация (радости, грусти, печали, торжественности и т.д)

6.Впечатление, что можно взять с собой в жизнь

Я думаю, что автор заставил меня задуматься над вопросом

Эпические жанры.

Притча. Нравственное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. В притче всегда заключена определенная идея. Притча не изображает, а сообщает; отсутствует обрисовка характеров, показ явлений в развитии.

Рассказ.  - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.  

Новелла. Разновидность рассказа с острым сюжетом и неожиданным финалом.

Очерк. Разновидность рассказа, художественное описание конкретных явлений действительности, преимущественно социальных, как типичных для данного времени. В основе – документальность, «написание с натуры»

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера.

  Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение, фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности , как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном.  

                                         Лирика-это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
Жанры:

1
. Ода – жанр, воспевающий торжественное, лирическое стихотворение, воспевающее героический подвиг.  

2
. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте.

3
. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией.  


4.
Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества.

5.
Романс

6.
Сонет –  это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами.


7.
Сатира –  поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния.

Драматические жанры

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу.  

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене.  

Мудрые мысли о книгах и чтении…

  • Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н. А. Рубакин)
  • Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.

( В.Гюго )

  • Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает всё остальное. ( Ф. М. Достоевский )
  • Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг и наставник. (П. А. Павленко )
  • Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф. Бэкон)
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
  • Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела. (Д. Аддисон)
  • Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы.
  • (Л. Н. Толстой)
  • Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь  хорошо говорить. (Вольтер)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года

Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....

Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "

Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Работа с репродукциями произведений живописи в начальной школе. Анализ картин (схема)

  Рассматривание репродукций картин известных художников  играет огромную роль    в  развитии эстетического вос­приятия детей,  обогащает новыми знаниями и сведени...

Статья на тему: Анализ входной контрольной работы для учащихся начальной школы

Входная контрольная работа для учащихся начальной школы...

Викторина по произведениям И.А.Крылова для учащихся начальной школы (1-4класс).

Разработка адаптирована для проведения в разных классах....

Игры для развития фонематического анализа и синтеза у учащихся начальной школы

Почти все дети, имеющие нарушения письма или трудности освоения навыков письменной речи, совершают ошибки, связанные с недостаточным развитием процессов языкового анализа и синтеза. Например, пропуска...