Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Филология» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx75.91 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Филология» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;

- Литературное чтение. 1-4 классы. Примерные программы, авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. М.: Просвещение», 2011 по Образовательной системе «Школа России».

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для использования различных подходов к реализации учебного курса и ориентирована на учебно-методический комплект:

- Литературное чтение: Учебник 2 класс Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина., часть 1, 2. Издательство: М.: Просвещение, 2016,

- Рабочая тетрадь по литературному чтению. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградорская. М.: Просвещение, 2016.

1.2. Цели и задачи курса

Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; 
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся; 
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; 
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания, умение читать и анализировать различные виды текстов, что дает ребенку возможность самостоятельно читать литературу и получать от чтения удовольствие.

1.3. Общая характеристика учебного курса

Главные особенности выбранного учебно-методического комплекта (УМК) по литературному чтению образовательной системы «Школа России» состоят в том, что они обеспечивают полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.

Предмет Литературное чтение и его содержательная линия связаны с такими учебными предметами как: Русский язык, Окружающий мир.

Цели и задачи данной программы достигают путем проведения различных видов уроков. Уроки контроля знаний осуществляются путем проверочных работ и тестирования.

Программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Тема

Количество часов по программе

Сокращение или увеличение часов

Количество часов практически

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

0

1

2

Самое великое чудо на свете

4

0

4

3

Устное народное творчество

15

0

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

0

8

5

Русские писатели

14

0

14

6

О братьях наших меньших

12

0

12

7

Из детских журналов

9

0

9

8

Люблю природу русскую. Зима

9

0

9

9

Писатели детям

17

0

17

10

Я и мои друзья

10

0

10

11

Люблю природу русскую. Весна

9

0

9

12

И в шутку и всерьез

14

0

14

13

Литература зарубежных стран

14

0

14

ИТОГО

136

136

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение содержания программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

- личностных:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

- метапредметных:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);  составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценированиии выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т.д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

- предметных:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия про- изведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, на- ходить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводный урок по курсу литературного чтения(1ч.)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Книга как особый вид искусства.

Тема 1. Самое великое чудо на свете (4ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг.

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Высказывание о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа.

Тема 2. Устное народное творчество (15ч.)

Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

В.Даль-собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях.

Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Загадки-малые жанры устного народного творчества. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики». Творческий пересказ. «Лиса и тетерев». Рассказывание сказки по рисункам. «Лиса и журавль». Герои сказки. Проверка навыков осознанного и правильного чтения. «Каша из топора». Характеристика героев сказок. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану «Гуси-лебеди».

Тема 3. Люблю природу русскую. Осень (8ч.)

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонт «Поспевает брусника». А.Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали». Сравнение. А. Толстой «Осень». Настроение. Интонация стихотворения. С.Есенин «Закружилась листва золотая». Средства художественной выразительности. В.Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»В.Берестов «Хитрые грибы». Сравнение лирического и прозаического произведений М.Пришвин «Осеннее утро». Оценка достижений.

Тема 4. Русские писатели (14ч.)

Знакомство с названием раздела А.С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север тучи нагоняя», «Зима!». Средства художественной выразительности. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характеристика героев произведения И.А Крылов. Басня «Лебедь. Щука и Рак». Сравнение басни и сказки. Характеристика героев И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни.

Л.Н Толстой. Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Герои произведения Л.Н.Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведения Л.Н.Толстой «Правда всего дороже». Подробный пересказ. Л.Н.Толстой «Котенок». Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать».

Тема 5. О братьях наших меньших (12ч.)

Знакомство с названием раздела.

Веселые стихи о животных. Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится». Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова «Жила-была собака» В.Берестов «Кошкин щенок». Настроение стихотворениярифма

Научно-популярный текст Н.Сладкова. М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков Е.Чарушин «Страшный рассказ». Б.Житков «Храбрый утенок».

 Характеристика героев В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ В.Бианки «Сова». Подробный пересказ на основе вопросов Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение и проверка знаний по разделу. Оценка достижений.

Тема 6. Из детских журналов (9ч.)

Знакомство с названием раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию детских журналов.

Проект «Мой любимый детский журнал». Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?». Игра в стихи Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Подбор заголовка в соответствии с содержанием Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя». А.Введенский «Лошадка». Ритм стихотворного текста.

Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений.

Тема 7. Люблю природу русскую. Зима (9ч.)

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лирические стихотворения. И Бунин «Зимним холодом пахнуло». К.Бальмонт «Снежинка». Авторское отношение к зиме Я.Аким «Утром кот принес на лапах».Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».

Слова, которые помогают представить зимние картины.С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза» Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев. С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе» Чтение по ролям С.Дрожжин «Улицей гуляет».

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Тема 8. Писатели детям (17ч.)

Знакомство с названием раздела. К.И Чуковский «Путаница» К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому К.И.Чуковский «Федорино горе».

Прием звукозаписи С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

Эпическое стихотворение А.Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Заголовок стихотворения А.Л.Барто «Мы не заметили жука». А.Л.Барто «В школу». Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Вовка-добрая душа».

Н.Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа Н.Н.Носов «Затейники». Подробный пересказ на основе картинного плана Н.Н.Носов «Живая шляпа». Н.Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста Н.Н. Носов «На горке». Внеклассное чтение.

Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Писатели детям». Оценка достижений.

Тема 9. Я и мои друзья (10ч.)

Знакомство с названием раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестов «За игрой». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду». В.Берестов «Гляжу с высоты на обиду». В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Нравственно-этические представления Ю. Ермолаев «Два пирожных».

В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа В. Осеева «Почему?». Смысл названия рассказа.

Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений.

Тема 10. Люблю природу русскую. Весна (9ч.)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Настроение стихотворения Ф. Тютчев «Весенние воды».

Звукозапись А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже теперь не тот…» И. Бунин «Матери» (в сокращении), А.Плещеев «В бурю» Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» С.Васильев «Белая береза».

Проект «Газета «День Победы». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Тема 11. И в шутку и всерьез (14ч.)

Знакомство с названием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям» Б.Заходер «Что красивей всего?». Анализ заголовка Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Герой авторского стихотворения Э.Успенский «Чебурашка». Сравнение героев стихотворения Э.Успенский «Если был бы я девчонкой...». Ритм стихотворения Э. Успенский «Над нашей квартирой»Э.Успенский «Память».

Авторское отношение к читателю В.Берестов «Знакомый». Инсценирование стихотворения В.Берестов «Путешественники». «Кисточка» И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов.

Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

Тема 12. Литература зарубежных стран (14ч.)

Знакомство с названием раздела. Выставка книг.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английская народная песенка «Перчатки» Английская народная песенка «Храбрецы» (Перевод К.Чуковского, перевод С.Маршака). Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка « Знают мамы, знают дети»Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок Ш. Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои сказок Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки.

Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Проект «Мой любимый писатель-сказочник.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Оценка достижений.


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Наименование тем программы, тем урока

Сроки изучения

плановые

скорректированные

Вводный урок по курсу литературного чтения(1ч.)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Книга как особый вид искусства.

4.09 – 8.09

Тема 2. Самое великое чудо на свете (4ч.)

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

3

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг.

4

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

5

Высказывание о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Н. Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа

11.09 – 15.09

Тема 3. Устное народное творчество (15ч.)

6

Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела.

7

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки

8

Пословицы русского народа. В. Даль - собиратель пословиц русского народа.

9

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях

18.09 – 22.09

10

Рифма. Выразительное чтение русских песен.

11

Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества

12

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества.

13

Загадки-малые жанры устного народного творчества.

25.09 – 29.09

14

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко»

15

«У страха глаза велики». Творческий пересказ.

16

«Лиса и тетерев». Рассказывание сказки по рисункам.

17

«Лиса и журавль». Герои сказки.

Проверка навыков осознанного и правильного чтения

2.10 – 6.10

18

«Каша из топора». Характеристика героев сказок.

19

«Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану

20

«Гуси-лебеди».

Тема 4. Люблю природу русскую. Осень (8ч.)

21

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы.

16.10 – 20.10

22

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», К. Бальмонт «Поспевает брусника».

23

А. Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Ласточки пропали». Сравнение.

24

А. Толстой «Осень». Настроение. Интонация стихотворения.

25

С. Есенин «Закружилась листва золотая». Средства художественной выразительности.

23.10 – 27.10

26

В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»

27

В. Берестов «Хитрые грибы». Сравнение лирического и прозаического произведений

28

М. Пришвин «Осеннее утро». Оценка достижений

Тема 5. Русские писатели (14ч.)

29

Знакомство с названием раздела А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

30.10 – 3.11

30

А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север тучи нагоняя», «Зима!». Средства художественной выразительности.

31

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок

32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.

33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения

6.11 – 10.11

34

И.А. Крылов. Басня «Лебедь. Щука и Рак». Сравнение басни и сказки. Характеристика героев

35

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни.

36

Л.Н. Толстой. Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен.

37

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Герои произведения

13.11 – 17.11

38

Л.Н. Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведения

39

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». Подробный пересказ.

40

Л.Н. Толстой «Котенок»

41

Рассказы Л.Н. Толстого. Герои произведений.

27.11 – 1.12

42

Оценка достижений

Тема 6. О братьях наших меньших (12ч.)

43

Знакомство с названием раздела. Веселые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится»

44

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака»

45

В. Берестов «Кошкин щенок». Настроение стихотворения, рифма.

4.12 – 8.12

46

Научно-популярный текст Н. Сладкова

47

М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа

48

М. Пришвин «Ребята и утята».  Нравственный смысл поступков

49

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

11.12 – 15.12

50

Б. Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев

51

В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ

52

В. Бианки «Сова». Подробный пересказ на основе вопросов

53

В. Бианки «Сова». Характеристика героев

18.12 – 22.12

54

Обобщение и проверка знаний по разделу. Оценка достижений

Тема 7. Из детских журналов (9ч.)

55

Знакомство с названием раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию детских журналов

56

Проект «Мой любимый детский журнал»

57

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?». Игра в стихи

25.12 – 29.12

58

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи». Подбор заголовка в соответствии с содержанием

59

Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

60

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя».

61

А. Введенский «Лошадка». Ритм стихотворного текста

11.01 – 12.01

62

Проект «Мой любимый детский журнал»

63

Обобщение и проверка знаний по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений

Тема 8. Люблю природу русскую. Зима (9ч.)

64

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой

65

Лирические стихотворения. И Бунин «Зимним холодом пахнуло»

15.01 – 19.01

66

К. Бальмонт «Снежинка». Авторское отношение к зиме

67

Я. Аким «Утром кот принес на лапах».

68

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Слова, которые помогают представить зимние картины.

69

С. Есенин «Поет зима - аукает», «Береза»

22.01 – 26.01

70

Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев.

71

С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе» Чтение по ролям

72

С. Дрожжин «Улицей гуляет». Обобщение по разделу. Оценка достижений

Тема 8. Писатели детям (17 часов)

73

Знакомство с названием раздела. К.И Чуковский «Путаница»

29.01 – 2.02

74

К.И. Чуковский «Радость». Настроение стихотворения

75

К.И. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому

76

К.И. Чуковский «Федорино горе». Прием звукозаписи

77

С.Я. Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения

5.02 – 9.02

78

С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение.

79

А.Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Заголовок стихотворения

80

А.Л. Барто «Мы не заметили жука».

81

А.Л. Барто «В школу». Выразительное чтение стихотворения

12.02 – 16.02

82

А.Л. Барто «Вовка-добрая душа»

83

Н.Н. Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа

84

Н.Н. Носов «Затейники». Подробный пересказ на основе картинного плана

85

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

26.02 – 2.03

86

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Составление плана текста

87

Н.Н. Носов «На горке».

88

Н.Н. Носов «На горке». Характеристика героев

89

Обобщение по разделу «Писатели детям». Оценка достижений

5.03 – 9.03

Тема 9. Я и мои друзья (10ч.)

90

Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях

12.03 – 16.03

91

В. Берестов «За игрой». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения

92

Э. Мошковская « Я ушел в свою обиду», В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду»

93

В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»

19.03 – 23.03

94

Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Нравственно-этические представления

95

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

96

В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа

97

В. Осеева «Волшебное слово». Характеристика героев

26.03 – 30.03

98

В. Осеева «Почему?». Смысл названия рассказа

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений

Тема 10. Люблю природу русскую. Весна (9ч.)

100

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой

101

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Настроение стихотворения

9.04 – 13.04

102

Ф. Тютчев «Весенние воды». Звукозапись

103

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

104

А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже теперь не тот…»

105

И. Бунин «Матери» (в сокращении), А. Плещеев «В бурю»

16.04 – 20.04

106

Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

107

С. Васильев «Белая береза». Проект «Газета «День Победы»

108

Обобщение по разделу. Оценка достижений

Тема 11. И в шутку и всерьез (14ч.)

109

Знакомство с названием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям»

23.04 – 27.04

110

Б. Заходер «Что красивей всего?». Анализ заголовка

111

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Герой авторского стихотворения

112

Э. Успенский «Чебурашка». Сравнение героев стихотворения

113

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...». Ритм стихотворения

30.04 – 4.05

114

Э. Успенский «Над нашей квартирой»

115

Э. Успенский «Память». Авторское отношение к читателю

116

В. Берестов «Знакомый». Инсценирование стихотворения

117

В. Берестов «Путешественники». «Кисточка»

7.05 – 11.05

118

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

119

Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов

120

В. Драгунский «Тайное становится явным». Характеристика героев

121

В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов

14.05 – 18.05

122

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

Тема 12. Литература зарубежных стран (14ч.)

123

Знакомство с названием раздела. Выставка книг

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

125

Английская народная песенка «Перчатки»

21.05 – 25.05

126

Английская народная песенка «Храбрецы» (Перевод К.Чуковского, перевод С. Маршака)

127

Французская народная песенка «Сюзон и мотылек»

128

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

129

Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок

28.05 – 31.05

130

Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок

131

Ш. Перро «Красная  шапочка». Творческий пересказ

132

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои сказок

133

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои сказок

134

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки

135

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

136

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Оценка достижений


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Литература для учителя:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., Просвещение, 2016

2. Рабочие программы.1-4 классы. Литературное чтение. 2 класс. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2016

3. КутявинаС.В. Поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. М.: Вако, 2014.

5.2. Литература для учащихся:

1. Климанова Л.Ф., БойкинаМ.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Учебник: Литературное чтение. 2 класс, часть 1,2. Издательство: М., Просвещение, 2016 год.

2. Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь по литературному чтению. Издательство: М., Просвещение, 2016 год

ОДОБРЕНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов от 30.08.2017г. №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________ Тютюнкова Н.Н.

01 сентября 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...