Конспект урока по литературному чтению в 4 классе ( в соответствии с ФГОС) . Тема: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Алиуллова Гузель Магсумовна

Целью урока: познакомить детей с новой басней И.А. Крылова, с жанровыми особенностями и структурой басни, литературоведческими понятиями "басня", "мораль", "баснописец","ирония", "аллегория"; продолжить формирование  навыков выразительного чтения. Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. В процессе исследовательской работы в группах выявлена мораль басни.  

Представлены приложения к уроку и презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horoshiy_urok_-_itogovaya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС) "И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей" в 4 классе

                             Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с жанровыми особенностями и структурой басни, с литературоведческими понятиями «басня», «мораль», «баснописец»,  «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с баснописцем  Иваном Андреевичем  Крыловым и его баснями, знать жанровые особенности и структуру басен, определять мораль и форму изложения. Понимать литературоведческие  понятия: «басня», «мораль», «баснописец»,  «ирония», «аллегория»; уметь анализировать басню.
Личностные УУД: высказывать своё мнение,  подтверждая собственными аргументами, уважать мнение других по обсуждаемой проблеме, эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные УУД:
познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; использовать  знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществлять  анализ, сравнение, делать  выводы; видеть и чувствовать в произведении  глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении, активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, памятки для учащихся по работе с басней, карточки (вопросы викторины, карточки- подсказки), сигнальные карточки, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»,  рисунки «Шесть шляп мышления», учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

                                           Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- А теперь проверь, дружок,
  Ты готов начать урок?
   Прозвенел уже звонок,
  Начинается урок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (1 Слайд )
2. Актуализация знаний. 
- Эпиграф нашего урока – пословица:

Делу время – потехе час. (2 слайд)

- Как понимаете значение данной пословицы?

Проблемный вопрос.  Подходит  ли данная пословица  в качестве эпиграфа к нашему уроку?

3. Введение в тему.

 Вспомните произведения на эту тему.  К каким литературным жанрам относится эти произведения (сказка, стихотворение, рассказ)?

- Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

(3 слайд)

- Небольшой объём,

- герои- животные, растения, вещи, люди

- о животных говорится, как о людях,

- часто стихотворная форма,

- поучительность (обычно выделяется мораль).  Басня.

-Что такое басня?

(Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки)(4 слайд)

- А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

(Мораль).  (6 слайд. Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)

- А как называют автора басни? (Баснописец)

Работа с иллюстрацией (5 слайд- портрет И.А.Крылова)
- Посмотрите иллюстрации на доске.
-Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации?
Рассказ учителя: - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сатирик- переводчик. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. За свою жизнь он написал около 200 басен, в которых он высмеивал многие людские пороки. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Строки его басен стали пословицами и поговорками.

-Знаете ли вы крылатые фразы из басен И.А. Крылова?
3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.

- В вашей копилке появится еще одно крылатое выражение.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Понимать о чем это произведение, узнать  замысел и внутренний мир автора.) 
- Что нужно для достижения этой цели?
( Уметь работать с текстом : объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.

Речевая разминка (7 слайд)
1.
Речевые упражнения

Муравей несет травинку,

Положив ее на спинку.

2. Над    лугом, где  пасутся  козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
Разные способы чтения:  с удивлением, со злостью, с веселой интонацией).

- А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)
- Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

( Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей - подготовленные учащиеся.)
- Давайте послушаем рассказы героев о себе. (8, 9 слайды)  (Приложение 1 ) 

- Какими вы их себе представляете?


 
Парная работа. Правила работы в парах  .(10 слайд)
Определите черты характера главных героев. (о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.)

- Ребятам, которые затрудняются  в ответе  поможет карточка «Помогайка»
Проверка работы.


Первичное восприятие текста.(
11 слайд)
-А теперь давайте прослушаем текст басни. Как  в ней показаны герои? 
(Слушание басни в аудиозаписи)


- Такой ли предстала перед нами Стрекоза, как мы видели из выступления ребят?

-(Муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).


-Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне Стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются)

-Давайте попробуем в этом разобраться?

 -Но сначала проведём физминутку.
Физминутка.

Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.

Самостоятельная индивидуальная работа

-Прочтите басню в учебнике самостоятельно и ответьте на вопрос:

Сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) (12 слайд)

- Значит, чтобы найти смысл нравоучения басни, нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в ваших памятках к работе с литературными произведениями «Памятки для чтения») (13 слайд)

- Исследование будем проводить, работая в группах.

4.Этап открытия нового знания:
- Работа в группах.  Правила групповой работы
- Вспомним правила работы в группе:
• Работай дружно.
• Спокойно высказывай своё мнение.
• Уважай мнение другого.
• Терпеливо выслушивай мысли других.
• Вместе находи правильное решение.
• Капитан определяет выступающего.
Самостоятельная работа в группах.


 Групповая  работа  над басней по памятке (Приложение 2)

   Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?

            Словарная работа (14,15, 16, 17  слайды)

 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

-Как понимаете смысл выражений «Помертвело чисто поле», «Зима катит в глаза», «Злой тоской удручена», «Оглянуться не успела».
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

(Стрекоза-попрыгунья, легкомысленная, Муравей- трудолюбивый, строгий, жестокий)

5.Что осуждается в басне? (лень, легкомысленность, беспечность)
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?  (Делу-время, потехе-час)

 Гимнастика для глаз

Вот такая стрекоза, как горошины глаза

(пальцами делают очки)

Влево- вправо, назад- вперед

(глазами смотрят влево- вправо)

Ну совсем, как вертолёт

(круговые движения глаз)

Мы летаем высоко

(смотрят вверх)

Мы летаем низко

(смотрят вниз)

Мы летаем далеко

(смотрят вперёд)

Мы летаем близко

(смотрят вниз)

5.Этап применения нового знания:

-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За       каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса викторины и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.
 (Приложение 3) (Приложение 5-  метод «6 шляп мышления»)

Знакомство с терминами «ирония», «аллегория» (21 слайд)
- Ребята И.А. Крылов о Стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный). Докажите.

 Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия.

- «Ты все пела? Это дело:

    Так пойди же, попляши!» (22 слайд)

 Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите. 
6.Рефлексия. Итог урока:
Вывод по проблеме:
• Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
• Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
• Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
• Нужно ли изучать басни?
• Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный) (23 слайд)
- если работа в группе не вызвала затруднений –зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других - красный
7. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.

По желанию детей:

1. Прочитать другие басни И.А. Крылова.

2. Найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.

Приложение 1
СТРЕКОЗА. 
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ. 
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

 Приложение 2

                       Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?
8.Какое выражение басни стало крылатым?

 Приложение 3

Вопросы викторины для  1 группы

1.В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания.

3. Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

4. Выскажите свое мнение в соответствии с выбранной вами шляпой

  Вопросы викторины для  2 группы

1. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.

2. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания. .

3.  Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров?

4. Выскажите свое мнение в соответствии с выбранной вами шляпой.

Вопросы викторины для  3 группы

1. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.

2. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания

3. Как вы относитесь к Стрекозе?

4.Выскажите свое мнение в соответствии с выбранной вами шляпой.

Вопросы викторины для  4группы

1.Настали ли нужда и голод для Муравья?

2. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания.

3. Как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

4. Выскажите свое мнение в соответствии с выбранной вами шляпой.

Вопросы викторины для  5 группы

1. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

2..Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания

3. Чему учит нас эта басня? Какова мораль?

4. Выскажите свое мнение в соответствии с выбранной вами шляпой.

Приложение 4

Соединить стрелкой цитаты из басни с выражениями из второго столбика

«Зима катит в глаза».            

Забыла обо всем.

«В мягких муравах у нас»

Быстро прошло

«Голову вскружило»

В мягкой траве у нас

«Оглянуться не успела»

Неожиданно наступила зима

«В ум пойдет»

Тоскует

«Помертвело чисто поле»

Не хочет думать

«Злой тоской удручена»

В поле стоит мертвая тишина

Приложение5

Метод «Шесть шляп мышления»

«Жёлтая шляпа»  в произведении отмечаются «+» все положительные моменты,

то, что понравилось в поступках героев.

«Чёрная шляпа» отмечаются «-» отрицательные моменты, то, что не понравилось в поступках героев.

«Красная шляпа»- проявить  свои эмоции по отношению к героям басни.

«Зелёная шляпа»-  проявить творческое мышление. Ответить на вопрос: « А интересно, что было бы, если….».

«Белая шляпа»- назвать факты, цифры.

«Синяя шляпа»- основной смысл произведения

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. ФГОС

Данный конспект знакомит учащихся с творчеством Юрия Владимирова и его стихотворением "Ниночкины покупки"....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс в соответствии с ФГОС

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс в соответствии с ФГОС

Развернутая программа  по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс ( в соответствии с ФГОС)

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Пример­ной программы начального общего образов...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) УМК Школа России на тему "С.А.Есенин "Черёмуха""

Данный конспект урока разработала студкетка Новосибирского Педагогического Колледжа №1 имени А.С.Макаренко...

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Басня И.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Все задания данного урока учят детей читать и понимать содержание басни, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение с помощью отрывков из текста. Развивают навыки вырази...