Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Басня И.Крылова "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гетьман Татьяна Владимировна

Все задания данного урока учят детей читать и понимать содержание басни, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение с помощью отрывков из текста. Развивают навыки выразительного чтения басни, чтения по ролям. Позволяет устанавливать причинно-следственные связи, определить мораль басни. Способствуют воспитанию трудолюбия, уважение к людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stekoza_i_muravey.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Гетьман Татьяна Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ п. Сланцевый Рудник» Озинского района Саратовской области

Тема: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель: знакомство с творчеством И. А. Крылова - басней «Стрекоза и Муравей»;

Задачи:

- учить детей читать и понимать содержание басни, умение рассуждать, доказывать свою точку

зрения, обосновывать свое мнение с помощью отрывков из текста;

- развивать навыки выразительного чтения басни, чтения по ролям, устанавливать

причинно-следственные связи, определить мораль басни;

- способствовать воспитанию трудолюбия, уважение к людям труда.

Оборудование:

портрет И.А. Крылова, словари, иллюстрации к басне, книги для выставки, таблица для скоростного чтения.

Методы обучения: опрос, беседа, работа по учебнику, активный.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Для работы на уроке нам понадобится три группы: художники, писатели и актеры.

II. Психологический настрой.

Начнем урок с настроя на активную и плодотворную и плодотворную работу.

Все друг другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись,

Повернулись все ко мне

Улыбнитесь-ка и мне.

III. Подготовка речевого аппарата.

IV. Работа по таблице скоростного чтения.

VI. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа об авторе.

- Кто такой И.А. Крылов?

- Почему его называют баснописцем?

- Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Крылова?

2. Интересные моменты детства из биографии И.А. Крылова.

И.А.Крылов родился в семье военного, капитана Андрея Прохоровича Крылова. Семья жила под Оренбургом, в Яицкой крепости, где стоял полк. Ванюше было пять лет, когда отец решил уйти в отставку и поехать в город Тверь. Вместе с разным домашним имуществом привезли в Тверь и простой походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книги.

Однажды Андрей Прохорович был в гостях у богатого помещика Львова. Там собралось много гостей. Ванюша читал стихи, играл на скрипке, изображал кого-то в небольшой пьеске. Гости удивлялись его способностям. Львов предложил Андрею Прохоровичу прислать к нему в дом Ванюшу, чтобы он учился вместе с его детьми. Отец с радостью согласился.

Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками.

Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. Пришлось мальчику поступать на службу. Ему всего одиннадцать лет, а его называют по имени и отчеству – Иван Андреевичем. Он работает на судне, у него свое место за столом, заваленным бумагами. Так что же он делает?

Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихонечку читает книги, за что грубый начальник не раз бьет его.

Умный мальчик любил бродить по торговой площади и наблюдать за людьми, любил качели, кулачные бои. Целыми часами мог сидеть на берегу Волги, смотреть, как прачки полощут белье с мостиков, слушать их разговоры, перебранку, рассказы. Народная речь с пословицами и поговорками ему особенно нравилась, легко и на долго запоминалась. Придя домой, Ванюша рассказывал своей «милой мамочке», единственному своему другу, обо всем, что видел, изображал забавные сценки, а случалось, и сам тут же их сочинял.

Вскоре И.А. Крылов становится известен как автор басен, героями которых являются птицы и звери, наделенные человеческими качествами.

3. Рассказ о И.А. Крылове (презентация подготовил ученик).

- Что вы еще узнали о И.А. Крылове?

- Что такое «басня»?

- Кто главные герои «басни»?

- В чем заключается основная мысль басни?

VII. Словарная работа.

Прежде чем приступить к чтению басни наизусть, давайте еще раз разберем непонятные слова.

1 группа - «в мягких муравах», «катит».

2 группа - «удручена»

3 группа – «вешние дни».

VIII. Работа по теме урока.

1. Чтение басни «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова.

2. Беседа по содержанию басни.

- Кто главные герои басни?

- Почему Стрекоза пришла к Муравью?

- Как повела себя Стрекоза?

- Почему Муравей не пустил Стрекозу к себе в дом?

- Почему Стрекоза «Злой тоской удручена?»

- Каким вы представляете себе Муравья?

- Что он делал? Чем занимался летом?

- Понял ли он Стрекозу, посочувствовал ли он ей?

- Какие поступки Стрекозы осуждает Муравей?

- А тебе жаль Стрекозу?

- Как бы ты поступил на месте Муравья?

- А теперь сравним то, что вы услышали, с тем, что вы спрогнозировали.

3. Вторичное чтение текста учащимися. Чтение по ролям

А сейчас вы сами прочитаете и подумаете, какие же были наши герои.

4. Составление диаграммы Венн.

- Охарактеризуйте Стрекозу и Муравья.

5. Составление кластера. Ассоциации.

6. Мораль басни.

«Ты все пела – это дело: так пойди же попляши!»

- Какую можно подобрать пословицу к данной басне?

(«Готовь сани летом, а телегу – зимой»).

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

Подбери синоним к слову:

дело

Труд занятие

работа

7. Работа с иллюстрациями. Соотношение с текстом.

VIII. Творческая работа в группах.

1 группа «Художники».

Задание: нарисовать иллюстрацию к содержанию текста.

- Какие бы вы использовали краски, рисуя рисунок к басне?

2 группа «Актеры».

Задание: инсценировать басню «Стрекоза и Муравей».

- Какие качества в людях высмеивает И.А. Крылов через образ Стрекозы?

IX. Представление работ у доски.

X. Подведение итогов.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Чему научились?

XI. Рефлексия.

Красный цвет – очень понравилось

Желтый цвет – приятно было работать над этим заданием

Зеленый цвет – очень легкое задание

Синий цвет – задание не понравилось

Черный цвет – мне было скучно и неинтересно

XII. Домашнее задание.

Выразительное чтение  басни «Стрекозы и Муравья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся  2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...

Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Данный урок был разработан с целью познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль пр...