Сергей Михалков «Мой секрет» (с использованием приёмов технологии развития критического мышления)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лычагина Ольга Борисовна
Технология развития критического мышления представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, который на сегодня является основным приоритетом образования. Органичное включение приёмов данной образовательной технологии в процессе чтения и письма даёт возможность личностного роста учащихся, оказывает позитивное влияние на формирование мыслительной деятельности школьников, позволяет создать на уроках условия для их успешной самореализации и способствует развитию универсальных учебных действий.
         Примером использования данной технологии на уроке литературного чтения является предлагаемый урок.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Лычагина Ольга Борисовна          

Урок литературного чтения, «Школа России», 2 класс

Тема: Сергей Михалков «Мой секрет» (с использованием приёмов технологии развития критического мышления)

Планируемые результаты.  

Предметные:  

  • осознанно воспринимать содержание художественного текста, определять главную мысль и героев;
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное  мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • давать характеристику героя.

Метапредметные (УУД):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять существенную информацию из текста;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (2 класс). 2 часть.  / Составители: Л. Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013, портрет С. В. Михалкова, карта мира (флажками пометить некоторые страны), словарь настроений (для учащихся).

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

2.Объявление темы.

Вызов.

Ассоциативный ряд (запись на доске):

страна – багаж - …. (путешествие)

Багаж – упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир.

- Продолжите ряд слов.

- Куда можно путешествовать?

- А с кем можно путешествовать?

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать с замечательным поэтом. Я думаю, вы сразу догадаетесь, о ком идёт речь, послушав его стихи.

   В доме восемь, дробь один

   У заставы Ильича

   Жил высокий гражданин,

   По прозванью «Каланча»

Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята – их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали: раз, два, три, четыре, пять.

- Кто узнал, чьи это стихи?

- Это Сергей Владимирович Михалков (портрет), стихотворение «Мой секрет»

- Что означает слово «секрет»? (Что-то, что никому не рассказывают, не показывают; тайна – синоним)

- Сделайте предположение, о чём это стихотворение?  (о секрете, который хочет рассказать автор)

- Попробуем сформулировать учебную задачу нашего урока, какое открытие нам предстоит сделать?

(открыть секрет С. Михалкова)

Организует вступительную беседу (приём «Ассоциация»).

Помогает сформулировать учебную задачу.

Высказывания учащихся

Прогнозируют содержание произведения

Постановка учебной задачи

3.Осмысление

3.1.Работа над выразительным чтением.

-  Слушайте.

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Что удивило? Что поразило? Что показалось интересным?

- Прочитайте ещё раз стихотворение и найдите ответ на вопрос: «В какую страну приглашает нас автор?»

- В какую страну приглашает нас автор?

- Ребята, ещё раз прочтите эти названия, что заметили? (речь идёт об одной и той же стране Детства, почему?)

- Что означает слово «держава»? (могущественная страна, государство)

- Попробуйте найти державу Детства на нашей карте мира.

- На карте этой страны нет, а где тогда она находится? (в мыслях, в душе человека).

- Каждый ли может попасть в эту страну, как об этом говорит поэт, зачитайте (2 строфа)

- А что происходит с жителями этой страны, зачитайте (3 строфа)

- Почему они «простились навсегда» со страной Детства?

- А удалось ли С. Михалкову остаться в этой стране? Почему? Зачитайте (5 строфа)

- Как вы понимаете, где это «тут» и «там»?

- Как Михалкову удаётся попасть в страну Детства? Может он волшебник?

- Как об этом говорит сам автор?  (6 строфа)

- Как помогает ему странный багаж: ручка, карандаш и бумага?

(Его страна детства – в его душе. Поэт,  став взрослым, не разучился удивляться, фантазировать, он любит озорные затеи и проказы. В душе он остался ребёнком, ему близок мир детей, поэтому он пишет стихи для детей и о детях)

- Ребята, а каждый взрослый может попасть в страну Детства? Почему?

- А сейчас поработаем в группах и выясним, какие чувства переживает автор в этом стихотворении.

Перечитайте стихотворение, определите, как меняется настроение автора. Подтвердите отрывками из текста.

Отчёт групп.

- С какой интонацией будем читать первые две строфы стихотворения?

- А какие  строки будем читать с грустью и сожалением?

- А в каких строках автор доволен собой.

 Читает стихотворение

Организует повторное чтение

Крепит на доску карточки: Страна Фантазий, Страна Проказ, Страна Затей,  Держава Детства).

Организует беседу-рассуждение по содержанию, выборочное чтение.

Организует работу в группах.

Организует отчёт групп

Высказывания учащихся

Читают,  находят ответ на вопрос, высказывают своё мнение.

Выходят к доске, ищут на карте, делают вывод.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение и выборочно зачитывают отрывки из текста.

Учащиеся делятся на группы и, используя словарь настроений (радость, грусть, тоска, гордость, восторг, счастье, сожаление и др), подбирают нужные отрывки.

Представляют результаты работы: высказывают своё мнение, зачитывают отрывки из текста.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

- Ребята, вспомните, что мы хотели узнать о С. Михалкове? (секрет С. Михалкова)

- Как вы думаете, нам удалось раскрыть его секрет?

- Что нужно С. Михалкову, чтобы попасть в удивительную страну Фантазий, Проказ и Затей?

- А вам?  (Вам ничего не нужно, вы живёте в ней)

- Я хочу, чтобы вы рассказали нам, взрослым, какая она, страна Фантазий. Поработайте в группах и попробуйте сочинить синквейн (5 строк)

Отчёт групп:

1.Страна Фантазий.    

Какая она?

2. Удивительная, озорная, весёлая, …  Что в ней можно делать?

3. Проказничать, играть, выдумывать, развлекаться, озорничать, …  

Кто живут?

 4. Живут дети и поэты.        

Как по-другому её можно назвать?

 5. Держава Детства.

Научиться читать стихотворение выразительно.

Нарисовать свою страну Фантазий и Проказ и озорных  Затей, не забудьте изобразить тех, кто живёт вместе с детьми в этой стране.

Организует беседу.

Помогает сочинить синквейн.

Организует отчёт групп

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение.

Групповая творческая работа.

Представляют результаты своей работы, оценивают  друг друга.

Литература:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2   / Составители: Л. Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, о...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...