Урок литературного чтения Андерсен "Пятеро из одного стручка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

На уроке дети знакомятся с творчеством Ханса Кристиана Андерсена, с его сказкой "Пятеро из одного стручка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_andersen.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема:  Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Цели: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пользоваться приёмами анализа текста;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

            Метапредметные:

- Регулятивные УУД

      •      осуществление контроля процесса и результатов деятельности;

- Познавательные УУД

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности (групповая работа).

- Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

•     работать в группе.

Личностные:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
  • способность к самооценке.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, горошины для рефлексии,  учебник «Литературное чтение»

1.орг. момент  (психнастрой). - Давайте положим руки на грудь и прислушаемся к своему сердцу. В сердечке каждого из вас лежат семена. Это  семена добрых дел. И бывает так, что в сердце вдруг проникает солнечный луч и маленькое семечко встряхивается и пускает ростки.

- Как вы думаете, что может пробудить росток доброты в наших сердцах? (От чего сердце человека может стать добрее?

(хорошая книга сказка)

- Что дети любят читать и слушать больше всего?  (сказки)

2. определение темы урока.

Я предлагаю вам познакомиться с такой сказкой, которая, я надеюсь, поможет пробудить росток доброты.

- Я принесла вам её в этом сундучке. Сейчас он откроется   и зазвучит её начало.

 - Что вас удивило? Это сказка звучит на своём родном языке. Её родной язык датский.  Знаете ли вы хотя бы одного датского сказочника? –Конечно же, это Андерсен. В своей стране он очень известен, ведь он прославил Данию на весь мир. Дания – это государство в Северной Европе. Посмотрите, какое маленькое государство явилось родиной такого великого, известного на весь мир человека. А это улица его родного городка Оденсе, дом, в котором он родился и вырос.

- А что вам известно об Андерсене?

-  Чтобы узнать больше, я предлагаю поработать с текстом. Если факт из жизни Андерсена вам знаком, ставьте +, если нет – ставьте минус.

            В небольшой стране Дании в семье сапожника и прачки родился Ханс Кристиан Андерсен.

Ханс не хотел быть сапожником, как его отец, он мечтал учиться и путешествовать.

Мальчик был книголюбом и мечтателем, а ещё ему нравился театр.

- Поставил ли кто-нибудь минусы? Что нового ты узнал?

-  Хотели бы узнать ещё что-нибудь об этом человеке?

- Давайте посмотрим  небольшой видеофрагмент.

- Если Андерсен был автор сказок, то его сказки какие? А ещё какие бывают сказки?

- Эти сказки  могут быть каких видов? (народные, авторские, волшебные, бытовые, о животных)

 - Андерсен говорил: «Чудеснейшая из сказок – сама жизнь»  

Он говорил так потому, что мог видеть волшебство в самых обычных предметах  и  мог рассказать о них невероятные  истории.

- Вот и сегодняшняя сказка о самых обычных…  Впрочем, догадайтесь сами. В моём сундучке мешочки. Подойдите ко мне, возьмите их и определите на ощупь героев нашего урока. – Что это? Правильно, горошины.

-  Сегодня мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Пятеро из одного стручка»

 антиципация

- Подумайте, о чём может быть эта сказка? Вам помогут слова-подсказки, давайте вместе их прочитаем.

стручок

горошины

путешествие

надежда

счастье

- Давайте же познакомимся с этой чудесной  историей и узнаем, кто из вас оказался прав

первичное восприятие

- Читать будем с вами по очереди, но перед чтением проведём речевую разминку,  чтобы  правильно и выразительно произносить все звуки.

- Словно в сложенных ладошках,

  ловко спрятаны горошки!

  Мы ладошки открываем, а потом

  Мы горошки добываем языком!

слайд тема

чтение сказки «учитель – дети»

1 остановка

- Как вы думаете, куда попали горошины?

- Давайте продолжим чтение и узнаем, куда же попали остальные горошины.

2 остановка

но не верила, что это сбудется.

- Мама не поверила девочке. Может ли росток помочь выздороветь?

- А вот как закончилась история у Андерсена, послушайте.

в конце.

- Куда же попали остальные 4 горошины?

- Какая из горошин оказалась самой замечательной? Почему?

физминутка

- Горошины есть не только в сказке, некоторые из них попали к нам в класс.  Ну-ка, сколько вы насчитаете горошин?

-  Дети, встретились ли вам непонятные слова при чтении? Какие? Я предлагаю поработать в группах, чтобы объяснить их значение  некоторых из них.

- Встаньте те,  кто выбрал мешочки зеленого цвета. Подойдите к 1 столу.

- Встаньте  те, у кого мешочки желтого цвета. Подойдите ко 2 столу.

- Подойдите остальные.

- Мы сейчас разделились на группы. В первой группе командиром будет.. Во второй…В третьей… Командир следит за  выполнением заданий. Будьте вежливы друг с другом, помните правила работы в группе.  Вот ваше первое задание.

Нужно подобрать к слову его правильное значение. Договоритесь, кто будет представлять результаты вашей работы.

1 группа:  тщедушная –   слабая, хилая       равнодушная, безразличная

                 подённая работа –  работа,  оплачиваемая по дням   работа на подъёмном кране

2 группа зоб –  часть пищевода птиц, служащий для накопления пищи. коренной зуб

                 водосток – труба, по которой стекает вода  раковина для умывания

3 группа:  бузина- кустарник с чёрными или красными ягодами  ожерелье из бусинок

                 каморка –  маленькая комнатка     морская птица

Дети работают у столов, соединяя слова с их значением.

  Слайды- картинки, словарная работа.

- У бузины бывают чёрные или красные ягоды, они очень красивы, но есть их ни в коем случае нельзя, потому что они ядовитые.

-….?, остальные сядьте вместе.

- Узнать новую  сказку мы можем, прочитав книгу. А как ещё мы можем познакомиться со сказкой?

- По сказкам снимают фильмы. И записывают аудиокниги. Что это такое? (показываю диск с аудиокнигой)

- Зачем люди их создают? Над созданием такой книги трудятся люди разных профессий.

-Каких?

 - Это актеры, художники, редакторы.

- И я предлагаю вам создать аудиокнигу.

1-я группа – актёры. Они будут работать над выразительным чтением отрывка для записи аудиофрагмента.  Вот задание для чтения ( Прочитать по ролям разговор матери и дочери.)   Разделитесь на пары для чтения по ролям. Вы  потренируетесь  в чтении, а командир  послушает каждую пару и выберет  лучших актёров. слайд с заданием

2 группа – художники. Они рассмотрят картинки, отберут те, которые подходят к сказке и  найдут отрывки, к которым они нарисованы. (Даю картинки) слайд

3 группа – редакторы. Они прочитают пословицы и выберут подходящие к сказке  по смыслу.

Человек без родины, что соловей без песни.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Живёт ни себе, ни людям.

Жизнь дана на добрые дела.

Куй железо, пока горячо.

  - Итак, приступаем к выполнению творческих заданий.  (минут 5)

проверка выполнения работы.

- группа редакторов, прочитайте пословицы, которые подходят к сказке (слайд)  

- Дети, вы согласны с нашими редакторами?

- А какую пословицу выберем для обложки диска?

- группа художников, какие иллюстрации вы отобрали? Выйдите, покажите всем. Прочитайте отрывок, который подходит к первой иллюстрации, ко второй.

 (картинки у детей и на слайде)

- Первая группа, вы выбрали лучших чтецов? Давайте послушаем и запишем файл для нашей книги. (чтение, запись на диктофон)

микроитог

- Мы записали аудиофрагмент сказки, отобрали рисунки и пословицы для обложки диска. Теперь я запишу это на диск и передам вам в память о сегодняшнем уроке.  

- А теперь вернемся  к словам, с которых мы начали знакомство со сказкой. (стручок, горошины, путешествие, надежда, счастье)

- Какие из них выражают тему  сказки? (О чём или о ком рассказал автор?

Эти  слова были, а встретились ли в сказке слова надежда и счастье?

- Тогда почему они на слайде?-Можно сказать, что они являются основной мыслью?

- Эти слова, хоть их и не было в сказке, являются в ней самыми главными.

- Ребята, через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы, в отличие от горошин, не  ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их. И никогда не упускали возможности совершить добрый поступок. Чтобы семена доброты, которые лежат в ваших сердцах, не сгнили, как 4 я горошина, которая хотела лететь на солнце, а провела жизнь в канаве с затхлой водой.

- Дети, в моём  сундучке ещё есть сюрприз. Это интересный проект. Я подготовила горошины к посадке. Приготовьте свои ладошки. Я оставлю вам план работы над проектом. В этих памятках описано, как надо ухаживать и наблюдать за растением.  Мы сейчас посадим волшебные горошинки. Возьмите стаканчик, палочкой сделайте углубление, положите туда горошинку. А теперь ей надо пошептать  хорошие добрые слова. Тогда она будет хорошо расти. Закройте углубление палочкой.

 Дети сажают горошины в стаканчики.

        - А когда появится росток, вы можете подарить его, тому, кому сейчас нужна помощь, поддержка, у кого просто плохое настроение или не ладятся дела. Может быть, и ваша горошина сможет подарить людям радость, счастье и надежду.

   Домашнее задание я предлагаю вам на выбор.

1. прочитать сказку и ответить на вопросы на стр.

2. пересказать сказку от лица 5 горошины

- Посмотрите на эти горошины. Они все разные, как и в нашей сказке.

- Выберите подходящую к вашему настроению и прикрепите в этот большой стручок.  физминутка

- Давайте представим, что мы маленькие горошины. Сидим в земле. Но вот выглянуло солнышко, горошины  согрелись в его лучиках, стали расти, расти, и из земли выглянули  прекрасные зеленые ростки , всеми листочками потянулись  к солнышку, улыбнулись друг другу. Тихо садитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Презентация к уроку по литературному чтению "Пятеро из одного стручка"

Презентация является наглядным приложением к уроку "Пятеро из одного стручка"...

Урок литературного чтения во 2 классе Г.Х.Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Мною представлен конспект урока, презентация и ряд приложений, Урок соответствует ФГОС....

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Цель урока - воспитывать вдумчивого читателя.2. Задачи урока:Обучающие:Расширить знания о творчестве Г.Х.Анд...

Урок литературного чтения для 3класса УМК "Гармония"Х.К. Андерсен. "Пятеро из одного стручка"

На уроке использованы различные виды работы, которые позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность и стать активным участником. Работа на основном этапе строится в группах и творческие зада...