Урок литературного чтения для 3класса УМК "Гармония"Х.К. Андерсен. "Пятеро из одного стручка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Зубова Ольга Анатольевна

На уроке использованы различные виды работы, которые позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность и стать активным участником. Работа на основном этапе строится в группах и творческие задания, которые выполняются на уроке,дают возможность подробнее познакомиться с произведением и его автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_chteniya.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка»

Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Задачи:

Образовательные: Ознакомление учащихся с творчеством Х.К. Андерсена и произведением «Пятеро из одного стручка».
Систематизация знаний о сказках Х.К. Андерсена.
Ознакомление учащихся с представителем семейства бобовых – горохом.

Развивающие: Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.
Способствовать эстетическому восприятию текста.

Воспитательные: Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.
Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Планируемые результаты:

Предметные:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

пользоваться приёмами анализа текста;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД

формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

читать в соответствии с целью чтения.

- Познавательные УУД

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

- Коммуникативные УУД

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

осознавать цель своего высказывания;

строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные:

эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, краткая биография Г.Х.Андерсена, смайлики, сундучок, выставка  книг Г.Х.Андерсена, листки оценивания, горошины.

ТСО: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент, целевая установка. (Учащиеся сидят группами. )

- Ребята, поприветствуйте гостей. (слайд 1) 

- Возьмите друг друга за руки. Работать будете в группах.  Девиз работы в группе:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

-Желаю Вам интересной работы и успехов на уроке.

-Повторим правила работы в группах.

Говори по теме, понятно, кратко.

Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.  

Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.  

- Сегодня для урока я приготовила волшебный сундучок. (слайд 2)

В старину в нём хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Сундучки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке находятся сказки.

- Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение с вымышленными событиями и героями.) 
- А кто создавал сказки?
(Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)

- С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. В народном творчестве сказки – самое большое чудо. Сказки это драгоценность, и сундучок для них - наша память.

II. Стадия вызова. Составление кластера – индивидуальная мозговая атака. Работа в группах.

- Как узнать, что перед нами сказка? Чем отличаются сказки от других произведений?

- Перечислите все отличительные признаки сказки.

(Сказки бывают народные и авторские.

Бывают: бытовые, о животных, волшебные.

Сказка начинается с присказки: «Это не сказка, а присказка,

сказка будет впереди».

Начало сказки – это зачин: «Жили – были старик да старуха».

Затем повествование сказки.

Концовка – это последние слова сказки. Например: «… а кто слушал

молодец».)

 - Подведём итог о сказке и составим кластер.

hello_html_4d2419dd.gif

- Уместна ли наша беседа о сказке? (Раздел называется «Жизнь дана на добрые дела.» В сказках всегда присутствует добро и побеждает зло. Сказки заканчиваются всегда счастливым концом)

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Познакомится с новой сказкой)

- Какие задачи вы поставите перед собой? (прочитать сказку, определить группу и главную мысль сказки, обосновать ответ)

- Что из этапа повторения поможет вам в достижении задач? (Знания о сказке и виды сказок..)

- А поможет нам узнать сказку «Бюро находок». (слайд 3)

III. Совместный поиск. Мотивация к учебной деятельности.

1. Игра «Бюро находок».

- Ваша задача: Угадать иллюстрацию или предмет и назвать сказку?

1. Горошина принадлежит матери принца. Сказка «Принцесса на горошине». 

2. Санки принадлежат Каю. Сказка «Снежная королева».

3. Музыкальный горшочек принадлежит Принцу. Сказка «Свинопас».

4. Скорлупка грецкого ореха принадлежит Дюймовочке. Сказка «Дюймовочка»  

5. Бумажный кораблик принадлежит Стойкому Оловянному солдатику. Сказка «Стойкий оловянный солдатик».   (слайд 4)

- Что объединяет все эти сказки?  (Эти сказки написал Х.К. Андерсен) (слайд5)

- Какой вывод можно сделать из сказанного? (Познакомимся с авторской сказкой Х.К Андерсена)

- Что вы знаете о Хансе Кристиане Андерсене? (написал много сказок для детей о доброте, о любви)

- Что хотелось бы узнать о писателе? (Где родился, работал, какие ещё сказки написал?)

2. Добывание информации о биографии автора. 

- У каждой группы лежит таблица с колонками: знаю, не узнал(а), но хочу узнать.

- Ваша задача: заполнить колонки и самостоятельно ознакомиться с биографией писателя.

- Чтобы получить ответы на ваши вопросы, вам поможет информационный лист - справочник краткой биографии Ханса Кристиана Андерсена.

3. Взаимопроверка. (В каждой группе выступает консультант, с бейджиком на груди)

- Сравним, что знали раньше и что узнали? Одна группа начинает, другие дополняют.

- Что знали?

- Что узнали нового?

Кем работал?

Для кого писал?

Какие ещё книги написал?

4. Работа с книгами из библиотечки.

- Обратим внимание на библиотечку книг.

- Для кого писал Андерсен? (писал для детей) 

- Что можно сказать о внешнем виде книг. (Книги не выглядят новыми, они потрёпанные, зачитанные.)

Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

На основе произведений созданы мультфильмы, сняты фильмы-сказки, поставлены спектакли.

5. Совместный поиск.   

- Волшебный сундучок хранит предмет, который принадлежит нашей сказке?

- Посмотрите на слайд. Из предложенной анаграммы угадайте название предмета. (горошина) (слайд6)

(слайд 7)Горох - всеми любимое и очень полезное растение. Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение , благодаря усикам цепляется за опору и удерживается вертикально.

- Да она не одна, а целых пять. ( показ горошин из сундучка)

- А что является домиком для горошин? (стручок)

- Попробуйте догадаться, как мог назвать сказку Андерсен из названных нами предметов? (5 из одного стручка)

- Читали ли вы произведение с таким названием?

- Спрогнозируйте содержание сказки.

- Назовите тему нашего урока? (сказка Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка») ( Открываю запись темы на доске) (слайд8)

- Какую первую задачу мы ставили на урок? (Познакомиться со сказкой)

- Какой вывод можем сделать? (Мы провели исследовательскую работу и выяснили, что по сказкам  Г.Х. Андерсена созданы музыкальные спектакли, аудиокниги, видеофильмы. Мы можем не только прочитать, послушать, но и посмотреть любимое произведение. А будем читать сказку «Пятеро из одного стручка»)

6. Оценивание. 

- Оцените смайликом, по - вашему мнению, работу своей группы на 2 этапе.

IV. Физминутка (музыкальная) (слайд9)

По дороге Федя шёл,

(ходьба на месте)

Он горошину нашёл.

(присесть, встать)

А горошина упала,

(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы)

Ох, ох, ох, ох!

(руки на голову)

Где-то вырастет горох.

(повороты)

V. Стадия осмысления. (Построение нового знания)

 Творческая работа в группах.

- Какую следующую задачу мы будем решать? (Знакомиться с содержанием сказки и определять её вид)

- Для ознакомления с текстом вам придётся продолжать выполнить работу в группах по определённому плану: прослушать 1 часть, затем расположить листы разного цвета в определенном порядке и, прочитав текст, убедиться в правильности расположения. Текст разделён на 3 части и распечатан на листах разного цвета.

Цель работы: разложить отрывки текста в нужной последовательности, чтобы получилось произведение.

ПЛАН:

1. Знакомство с текстом.

2. Обсуждение  и объединение отрывков в рассказ.

Знакомство с текстом.

1.Прослушивание аудиозаписи сказки( 1 часть)

2.Чтение 2 части подготовленными детьми.

3. Чтение 3 части  учителем.

Методический приём «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

- Во время чтения вы можете ставить карандашом на полях, на краю листа знаки:

Знаком «вопрос» (?) отмечайте непонятные слова или слова, которые требуют дополнительных сведений.

- Можно ли утверждать, что данное произведение – сказка? Может оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке? (нет, это сказка, т.к. герои-горошины говорят, рассуждают, мечтают как люди, это вымышленное событие)

- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история? (в стручке сидело 5 горошин и думали, они не могут сидеть и думать)

- Какой вывод можно сделать по жанру произведения? (сказка авторская, волшебная)

- О чём сказка? (о жизни пяти горошин)

- Какие чувства у вас вызвала сказка? (волнение за девочку, тревога)

- В каком порядке по цветам лежат листы? (Жёлтый, зелёный, розовый.)

- Всё ли у вас получилось? (рассказ не закончен, нет концовки)

- Попробуйте спрогнозировать заключительный момент сказки?

- Давайте проверим свои предположения? Откроем учебники на стр. 146

- Найдите эту часть отрывка и прочитаем её. 

Оценивание. 

- В какой группе сказка была восстановлена в том же порядке, что и у автора?

- Оцените смайликом работу своей группы на 3 этапе урока.

VI. Физминутка для глаз.

VII. Суммирование информации по содержанию текста. Работа в группах.

- Подтвердились ли предположения об идее рассказа, которые мы высказывали? 

- Были ли в тексте непонятные слова? (предчувствие, бузина, каморка, подённая работа, тщедушная, голубиный зоб, раздобреть, затхлая вода, чердачное окно).

1. Справочник из ларца. (слайд10, 11)  

Предчувствие – чувство ожидания чего - нибудь неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами.

Каморка – маленькая комната.

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя.

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке.

- Каким образом горошины оказались на воле? (мальчик сорвал для стрельбы из бузинной трубочки)

- О чём мечтала каждая горошина? (одна полететь куда-нибудь; вторая мечтала побывать на солнце; другим двум безразлично куда, только бы поспать; куда получится)

- Какая судьба постигла каждую горошину? (горошина, которая летела куда хотела – попала из водосточного жёлоба в голубиный зоб, две ленивицы тоже к голубям, четвёртая в канаву с затхлой водой, а пятая в щель чердачной каморки).

- Какая из пяти была лучшей? Почему? (пятая дала девочке жизнь)

 - Какое чудо произошло в сказке? (девочка, глядя на рост горошины, выздоровела)

 - Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошина не попала на чердак? (могла бы умереть)

- Что в сказке вымышленного, сказочного, что могло произойти на самом деле? (вымышлены горошины как люди; сказочно – горошины разговаривают; в жизни может прорости горошек в щели).

Творческая работа в группах. (слайд12)

- Я предлагаю продолжить работу в группах. Вам предстоит очень ответственная работа.

1 группа: «Редакторы» Ваша задача: прочитать отрывок, найти и исправить ошибки, чтобы отражался смысл текста.

2 группа: «Издатели» Ваша задача: Придумать и нарисовать обложку к сказке.

3 группа: «Художники-иллюстраторы» Нарисовать главных героев сказки - пять горошин и над каждой горошиной надписать тип характера. (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная (скромная), ленивая)

Защита детских работ.

Оценивание. 

- Оцените свою работу в группах на последнем этапе?

 IX. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 13) 

- Мы ответили на задачи, поставленные в начале урока?

- Чему учит сказка? (приносить пользу людям)

- Подведите итог своего труда. Оцените работу группы на «листе успеха» за весь урок. Покажите Смайлик

-Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу,  а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только,  почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли.

(На столах лежат горошины)

- Я предлагаю вам взять по горошине, подумать и написать, какое доброе дело сделаете вы. Свои горошинки опустите в стручок, а когда наступит момент, пусть каждая горошинка превратится в доброе дело. Ведь жизнь дана на добрые дела!

-Вы очень хорошо работали, и каждый из вас оценил свою работу, а я  ставлю Вам за урок «5».

X. Домашнее задание. (слайд 14) 

  • 1. Подготовить рассказ о судьбе горошин и нарисовать рисунки к сказке.
  • 2. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям
  • 3.Прочитать и пересказать другое произведение Г.Х.Андерсена.

Приложение

Прочитайте отрывок  и исправьте неточности. Найдите в тексте, что же на самом деле произошло с горошинами.

 1 горошина – очутилась  в кровельном жёлобе;

   2 и 3 горошины - попали в голубиный зоб и были съедены;

   4 горошина – упала в канаву и провалялась в затхлой воде и распухла;

   5 горошина – упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)

- 4 горошина считала, что она самая замечательная и с ней была согласна канава. А вы согласны с ней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3классе.

В статье предложена разработка урока литературного чтения в 3классе (1 -4) по программе «Школа России». Обобщающий урок по теме «Великие русский писатели» был проведён в форме КВН. ...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Урок литературного чтения во 2 классе Г.Х.Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Мною представлен конспект урока, презентация и ряд приложений, Урок соответствует ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России.

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России....