Урок по литературному чтению в 4 классе
материал по чтению (4 класс) на тему

Бокова Ирина Владимировна

Сказка о Царе Салтане

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроке чтения.

 Тема: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цели.

1. Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.

2. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.

3. Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.

Развивающие.

Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.

Воспитательные.

Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • презентация: "Мой А.С.Пушкин",
  • рисунки детей к сказкам Пушкина,
  • выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  • Все в нем Россия обрела -
    Свой древний гений человечий,
    Живую прелесть русской речи,
    Что с детских лет нам так мила, -
    Все в нем Россия обрела.
    Мороз и солнце:
    Строчка - ода.
    Как ярко белый свет горит!
    Доныне русская природа
    Его стихами говорит.
    (Н.Доризо)

- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.

2. Сообщение темы урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того, что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).

“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина

- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!

- А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое его слово полно смысла и поэтичности.

- Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.

3. Сообщение о биографии поэта.

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.

Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.

Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.

В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.

По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре.

Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.

Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года Пушкина не стало.

Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.

По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение).

- Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили. (Учитель оценивает учащихся)

- Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? (Её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)

4. Словарная работа.

- Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно, звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.

- А мы тоже с вами занимались изучением, но уже “пушкинского языка” в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.

- А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)

- Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов. (Дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) 

Кроссворд:

 По горизонтали:

  1. Лёгкая волна.
  2. Возвратиться туда, откуда пришёл.
  3. Большие старинные кареты.
  4. Женщина с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой.
  5. Официальный письменный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-либо. Послание, письмо, записка…
  6. Ходить попарно.
  7. Запрещённый товар.
  8. Очень торопясь. Наспех, наскоро, поспешно…
  9. Весёлое животное, склонное к забавным выдумкам, затеям.
  10. Верх, купол церковного здания. 
  11. Из сего места, области или города.
  12. Укоряет кого-нибудь.
  13. Горевать, тосковать, скорбеть, печалиться. 
  14. С большим трудом, едва.
  15. Первобытное оружие в виде гибкой дуги, которая стянута тетивою, для метания стрел. 
  16. Чистая, светлая, парадная комната в доме.
  17. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких-нибудь специальных целей.
  18.  Буйный.
  19. Драгоценный камень.
  20. Отправить в скрытое, потаённое место.
  21. Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.
  22. Клюв.
  23. Отточил, сделал острым.

По вертикали:

3. Задняя часть судна. 

6. Кольчуга (рубашка воина из железных или стальных колец).

8. Воины.

9. Место выезда и въезда в город.

12. Трон царя. 

  1. Приказ, распоряжение.
  2. Сторожить.
  3. Величественная, важная, внушающая уважение.
  4. Сталь, стальное оружие, меч.
  5. Город.
  6. Слушает кого-что-нибудь, устремляет внимание на кого-что-нибудь. 
  7. Громко, пронзительно закричал.
  8. Успокаивает, усмиряет.
  9. Старая русская мера длины, равная 71 см.
  10.  Лицо, спешно посланное с каким-нибудь сообщением в далекое место.
  11. Говорит.
  12. Получил имя, назвался.
  13. Родственница или родительница кого-нибудь из супругов по отношению к другому такому родственнику.
  14. Почтенные, уважаемые, почетные. 
  15. Произнести, сказать, выговорить.
  16. Ухаживают, окружают заботой.
  17. Молодая замужняя женщина.
  18. Отдельный дом в виде башни.
  19. Золото.
  20. Скрытно, украдкой, втихомолку. 
  21. Область, которою управлял князь на правах владетеля.
  22. Чиновник в Древней Руси.
  23. В деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

(Разгадываем кроссворд)

- “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается!”.

- Что это за выражение? (Присказка)

- У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.

5. Физминутка.

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

6. Чтение отрывков из произведения.

- Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе Салтане…” и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками)

- Давайте их оживим!

- Для этого, вспомним, как надо читать стихи!

На доске появляются слова:

- интонация,

- дикция,

- логическое ударение.

Учитель показывает на один из рисунков.

- Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)

5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.

- Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?

7. Инсценировка.

- “Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок”.

- Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (Мысль)

- Что обязательно происходит в каждой сказке? (Добро побеждает зло)

- Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)

- В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.

(Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки).

- Спасибо, ребята, молодцы, вы отлично справились со своим заданием. Все аплодируют.

8. Риский-Корсаков и его опера «Сказка о царе Салтане»

-Сегодняна уроке я хочу обратиться  к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

-Сейчас я предоставлю вашему вниманию музыкальные фрагменты из оперы, а вы должны будете распознать о каком персонаже идет музыкальная речь.

Белка.

Музыкальная характеристика Белки, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Богатыри. 

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Царевна Лебедь.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

9. Характеристика героев. (Дети собираются в группы)

Задача : дать характеристику героев сказки по плану.

Читаем на доске.

1ученик- пишет о царе Салтане,

1 ряд- оГвидоне,

2 ряд- о Царевне-Лебеди,

 3 ряд- о Поварихе.

Проверка каждой группы и индивидуальной работы.

-Какие же есть герой в сказке?

10. Замысел сказки А.С. Пушкина

-Какими душевными качествами обладали  главные герои сказки, что привело к такой концовке?

- Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

-Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?(прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать)

11 Анализ сказочных примет.

-Давайте посмотрим, чем же отличается сказка А.С. Пушкина от  фольклорных сказок?

1. Зачин  у Пушкина отсутствует(читают)

2. Троекратное повторение событий- есть, три раза проезжал мимо острова Буяна, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров.

3 . Волшебные события, герои, предметы.( рос не по дням , а по часам; лебедь, чародей; белка, тридцать три богатыря)

4   Сказочный язык .Эпитеты . Пушкин использует в сказке фольклорные эпитеты и использует свои.

5. Зло в сказках наказывается, а у А.С. Пушкина прощено

6. Сказочная концовка- есть. (прочитать)

12. Подведение итогов проекта.

- Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.

- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?

- Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?

- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?

- Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?

13. Рефлексия.

- Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке.

- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?

Урок окончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...