Главные вкладки

    Формирование читательской деятельности
    презентация к уроку по чтению по теме

    Данная презентация для учителей начальных классов. В ней показано как формировать умение работать с текстом и информацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekstern._rabota_s_tekstom_i_informatsiey.pptx2.75 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование умений работать с текстом и информацией

    Слайд 2

    Нормативные правовые документы, определяющие систему работу по формированию информационных умений (умение работать с информацией): Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования (протокол № 1, /15 от 8 апреля 2015 года). Программа формирования универсальных учебных действий. Программа «Чтение. Работа с текстом », «Смысловое ч тение». Программы учебных предметов . Рабочая программа педагога.

    Слайд 3

    Информационные учебные действия - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. На основании этого можно рассматривать три группы информационных умений: умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации.

    Слайд 4

    Виды информационной деятельности Сбор, запись информации, презентация. Поиск информации, организация информации. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

    Слайд 5

    Что такое информационная грамотность Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (текстом). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

    Слайд 6

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

    Слайд 7

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

    Слайд 8

    Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

    Слайд 9

    Понятие: учебный текст П од учебным текстом мы рассматриваем именно текстовый материал учебной литературы, организованный в виде: теоретической части (непосредственно обучающие тексты, излагающие научный материал в соответствии с психолого-педагогическими требованиями данной возрастной группы учащихся); тренировочной части (упражнения); диагностической части (контролирующие вопросы для проверки или самопроверки, тесты). Также к учебным текстам относятся и материалы, созданные учащимися, это - конспекты, планы лекций, схемы, шпаргалки. Умение анализировать логическую структуру текста, выделять и соотносить его составные элементы позволяет лучше понять и усвоить его.

    Слайд 10

    Прочитай задание. Определи опорные слова задания (прочитай, спиши, подчеркни). Расскажи, в какой последовательности ты будешь выполнять. Расскажи, как ты будешь выполнять. Какой самый трудный этап в выполнении задания: как ты определишь глаголы. Прочитай задание. Определи опорные слова задания (прочитай, отгадай, спиши, определи, укажи). Расскажи, в какой последовательности ты будешь выполнять.

    Слайд 11

    Развитие умения работать с учебным текстом на уроке. Умение распознавать ключевые слова-действия в тексте задания, определять их последовательность при выполнении задания. 1 класс 2 класс Умение самостоятельно составлять план работы над упражнением, опираясь на ключевые слова-действия авторского текста задания.

    Слайд 12

    Развитие умения работать с учебным текстом на уроке. 3 класс 4 класс Умение определять целостность и последовательность плана работы над учебным заданием. Умение выполнять упражнения по самостоятельно составленному плану работы при выполнении заданий, предложенных авторами учебника.

    Слайд 13

    1 класс Задание к упражнению: Прочитайте слова с парными согласными звуками. Различаете ли вы значения слов ? C пишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначаются парные согласные звуки. План работы над упражнением: 1. Прочитайте. 2. Различите. 3. Спишите. 4. Подчеркните.

    Слайд 14

    2 класс Задание к упражнению: Прочитай текст. Определи пропущенную букву. Впиши её. Обозначь приставки. План работы над упражнением: 1. Прочитай. 2. Определи букву. 3. Впиши её. 4. Обозначь приставки. План учителя: 1. Определи букву. 2. Обозначь приставки. 3. Впиши её. 4. Прочитай. Задание: Прочитай план, предложенный учителем. Внеси в него необходимые изменения.

    Слайд 15

    3 класс Задание к упражнению: Определите подлежащее и сказуемое в каждом предложении. План работы по учебнику: 1. Определи подлежащее. 2. Определи сказуемое. План, составленный самостоятельно: 1. Прочитай. 2. Вставь пропущенную букву, обосновав свой ответ. 3. Спиши. 4. Подчеркни подлежащее. 5. Подчеркни сказуемое. 6. Выполни проверку.

    Слайд 16

    4 класс Задание к упражнению: Образуйте от неодушевлённых имён существительных одушевлённые имена существительные. Какая часть слова вам поможет ? План работы над упражнением: 1. Прочитай. 2. Вспомни, как образуются одушевлённые имена существительные из неодушевлённых. 3. Образуй одушевлённые имена существительные. 4. Запиши слова парами. 5. Обозначь в парах слов общую часть. 6. Обозначь ту часть, которая появилась в одушевлённых именах существительных.

    Слайд 17

    Работа с текстами правил Прочитать правило. Найти понятия, объяснить их смысл. Определить непонятные слова и выражения. Объяснить смысл непонятных слов и выражений. Преобразовать данный текст в другой вид текста: алгоритм, схему, рисунок (для алгоритма – установить последовательность действий на основе опорных слов, для схемы- понятия и основные положения этих понятий; для рисунка – понятия, отбор метафорических объектов для объяснения понятий; примеры изобразить посредством рисунка).

    Слайд 18

    Работа с учебным текстом: правилом, определением. Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о животных) скрываются нравственные и общественные проблемы. 1. Прочитай. Укажи, какие другие знакомые и незнакомые понятия встретились в тексте. Рассказ, стихи, сатирический, иносказательный, персонажи. 2. Укажи, что обозначают данные определения с помощью 1 – 2 слов. Рассказ – событие, повествование; стихи – поэтический жанр, сатирический – злой смех; иносказательный – скрытый смысл, персонажи - герои. 3. Дополни данные слов до предложения: рассказ – это повествование о событиях, героях….. 4. Восстанови текст определения на основе составленных предложений.

    Слайд 19

    19 О каком понятии идет речь? Найдите в тексте. Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые. На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова…. Как это показать в схеме? Синонимы По смыслу одинаковые По разному произносятся

    Слайд 20

    Работа с текстами памяток. Работа с учебным текстом. Определить цель данной памятки. Определите последовательность действий. Составьте, какие действия будете выполнять вы:? Какими другими действиями необходимо будет дополнить данный текст. Преобразуйте алгоритм действий в информационную карту, в которой будут представлены только действия, закодируй с помощью знаков.

    Слайд 22

    Планируемый метапредметный результат: Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат; Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию. Методика работы: Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания. Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

    Слайд 25

    Работа с планом урока. Рассмотри план урока литературного чтения. Определи последовательность действий на уроке. Читает текст учитель. Перечитываем текст, выполняем задания к нему. Выполняем творческие задания по тексту. Определяем вопросы, на которые нужно будет ответить на уроке: Какой увидели осень авторы стихотворений? Какие слова текста помогли увидеть осень в авторских произведениях? Какое настроение создают эти слова? Составим план прошедшего урока: С чего начался урок? Какие действия выполняли потом? Какие задания?

    Слайд 26

    «Грамотно читать» – понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном (в различных ситуациях). О полном понимании текста свидетельствует: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; развитие интерпретации; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста. Грамотность чтения – способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

    Слайд 27

    Продуктивное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

    Слайд 28

    Формирование типа правильной читательской деятельности ( основа природосообразной технологии продуктивного чтения ) Комфортно, когда процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения. Присвоение системы приёмов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в саду, школе). Проверка умений чтения в той же системе, в которой учим. Перенос умений (работа с текстом на разных занятиях, уроках).

    Слайд 29

    ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение основного содержания текста); изучающее чтение (извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста); поисковое/просмотровое чтение (нахождение конкретной информации, конкретного факта). Виды чтения в учебниках

    Слайд 30

    рефлексивное чтение (прогнозирование содержания текста до чтения и в процессе чтения); диалоговое чтение (диалог с автором через текст: постановка вопросов к автору по ходу чтения, прогнозирование ответов на вопросы автора и т.д.); комментированное чтение (усиление эмоций читателя, включение воображения, вычитывание подтекстовой информации и др.). ( на основе теории читательской деятельности)

    Слайд 31

    3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации. Три этапа работы с любым текстом 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста. До чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации.

    Слайд 32

    Виды и приемы чтения Просмотровое Ознакомитель-ное Изучающее Рефлексивное - анализ заголовка - просмотр рисунков, схем - знакомство со структурой - знакомство с оглавлением / ан-нотацией - чтение по абзацам - выделение значимой информации - расстановка условных графических знаков - выделение смысловых частей - поиск ключевых слов - выявление деталей, подтекстовой информации - составление вопросов - составление плана, графической схемы - возврат к заглавию, иллюстрациям - обобщающая беседа - сведения об авторе - творческие задания

    Слайд 33

    Анализ текста с целью получения информации: Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке. Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя. Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную? Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет.. Какую картину представили? Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье…. Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова. Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?

    Слайд 40

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

    Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

    Формирование читательской деятельности младших школьников

    В статье раскрываются способы, направленные на формирование читательской деятельности на основе работы с художественным текстом....

    Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

    Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

    Формирование читательской деятельности через творческие работы младших школьников.

    В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потре...

    Формирование читательской деятельности

    В статье дается описание опыта работы по формированию читательской деятельности в 1 классе...

    Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

    Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...