Формирование читательской деятельности
статья по чтению (1 класс) на тему

Сверчкова Наталья Михайловна

В статье дается описание опыта работы по формированию читательской деятельности в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  читательской деятельности  на   уроках   чтения   в первом классе.

Вступительная часть.

             

             Первоклассник к концу учебного года должен научиться читать, писать и считать, т.е. должен стать грамотным. Чтобы научиться читать, нужно научиться «складывать» из отдель-  

ных «кусочков» (букв) целостный графический образ слова и, затем, научиться узнавать этот

образ в тексте. Традиционная методика обучения чтению замыкается на решении этих задач

т.е. обеспечивает так называемую формальную грамотность – владение навыками и умения-

ми чтения.

              В настоящее время существует понятие, которому уделяется пристальное внимание

со стороны ЮНЕСКО – функциональная грамотность. Функциональная грамотность –это способность человека свободно использовать навыки чтения с целью получения информации из реального текста ( т.е. понимание, трансформация, сжатие текста и т.д.)

             «Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для себя. А это значит, что его нужно научить умению понимать чужую мысль, которая заключена в текс-

те, извлекать из текста тот смысл, который вложил в него автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек. И еще это значит, что равное внимание необходимо уделять и чтению вслух, и чтению про себя».*

                  На начальном этапе литературного чтения в работе с текстами продолжается формирование правильного типа читательской деятельности. (Приложение)

         Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно- воспитательный эффект - чтение книг - всегда прямопропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать.

          Система обучения младших школьников предусматривает три категории уроков : уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. На каждом уроке чтения, но в разных пропорциях, должна быть организована учебная деятельность.

В первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к школе.

           В период обучения грамоте можно встретить две крайности в работе : в классах, где много читающих детей, на уроках обычно используется обилие дополнительного материала, и обучение проходит в оптимальном темпе. Для ребенка, не умеющего читать , это создает избыток информации, с которой он не в состоянии справиться. Как правило, от этого ослабевает внимание, он не успевает осмыслить и закрепить новое.  И наоборот, учитель ориентируется в основном на нечитающих детей. Читающие дети утомляются, им скучно слушать однообразное слоговое чтение.

         В результате анализа, к началу обучения в классе складываются три группы учащихся, чтение которых будет иметь свои особенности и свои задачи. Учитывая наличие этих групп детей и, зная особенности развития навыков чтения  в каждой из них, учитель может успешно управлять процессом обучения всех учащихся.  Дети, составляющие первую группу не умеют читать, они знают буквы, но не владеют принципом слогового чтения. Для обучения чтению этих детей первоначальному чтению необходимо развивать у них следующие умения :

  • разлагать речь на составляющие ее элементы,
  • устанавливать последовательность звуков в слове,
  •  обозначать звуки буквами,
  •  читать слог с ориентировкой на гласную слога.

 Здесь необходимо обратить внимание на осознанность чтения. Первым условием осознания прочитанного слова является его произношение, т.к. в опыте ребенка значение слова связано только с его звуковым образом. Активный словарь ребенка, к началу обучения чтению, может составлять несколько сотен или несколько тысяч слов. Но при

Этом ребенок не умеет производить сознательный анализ звучащего слова. Для этого

ему нужно:

  1. усвоить набор письменных знаков,
  2. научиться сознательно выделять в звучащем слове все отдельные звуки, соотносимые с буквами,
  3. усвоить правила воссоздания по графическому образу слова соответствующего

звучащего слова, т.е. понимать, какое слово написано

В этот период большое значение имеет чтение вслух, логические упражнения, игры по составлению слов из слогов, образование новых слов. Для самых слабых при переходе к чтению целыми словами рекомендуется :

     1) над каждым словом ставить знак ударения,

     2) во время произнесения первого слога увидеть следующий, произносить слоги слитно.

Дети второй группы должны перейти к чтению целыми словами с помощью системы специальных упражнений. При переходе к чтению целыми словами у ребенка начинает формироваться графический образ слова.

    В букварный период необходимо вводить упражнения, развивающие точность восприятия. Например, чтение слов, отличающихся одной буквой, слов, в написании которых имеются все одинаковые буквы или несколько одинаковых букв (куст, стук), слов, имеющих одинаковые окончания или приставки. При этом восприятие слов будет не только целостным, но и дифференцированным. Чтение целыми словами  приведет к качественным изменениям в понимании, т.к. слова перестают быть для них изолированной единицей, а выступают как часть фразы, облегчая понимание контекста.

           Учащиеся третьей группы могут читать часть текста целыми словами. Но их чтение характеризуется медленным темпом, наличием больших пауз между словами. Значит, основная задача на этом этапе - совершенствование навыков чтения целыми словами с постепенной автоматизацией его, введение чтения про себя и выразительность чтения.  Важным условием автоматизации навыка является переключение внимания ребенка с процесса чтения на осмысление.

          Дополнительно следует подбирать такие упражнения, которые давали бы детям возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста (деформированный текст, незаконченный рассказ, загадки, задания:

  "Прочитай загадку, отгадай название сказки", упражнения , развивающие поле чтения, такие же как у второй группы (добавляется подборка синонимов, сочетания слов: весна-красна, заяц-беляк).

            Итак, на первом этапе обучения чтению ребенок учится читать вслух, т.е. знает,

какое звучащее слово написано. Чтобы научиться читать про себя, ему нужно научиться

опознавать графическое слово уже само по себе, без обращения к его звучащему варианту.

Первая задача в процессе обучения решается при помощи алгоритма учебных действий.

Вторая задача алгоритмично быть решена не может. Чтобы опознать графическое слово, ребенок может использовать разные признаки. Для опознания данным ребенком именно данного слова в данном контексте в каждом случае нужна своя система операций. Это зависит от количества слов, которыми владеет ребенок, от частотности данного слова в языке и сложившегося у ребенка умения выполнять статический анализ слова, от контекста,

в котором встречается это слово и т.д.

          Когда ребенок научится «отделять» графический образ слова от звучащего слова, графическое слово начинает напрямую ассоциироваться ребенком с его семантикой, его значением. У ребенка формируется образ содержания читаемого слова, который может

заменять его графический образ в процессе смыслового восприятия текста. Это важно,

поскольку ребенок теперь может оперировать встреченными в тексте словами, опираясь на

семантику слова. Как бы сквозь графический образ он видит значение слова. Такое видение необходимо для восприятия целостного высказывания  на основе опознания отдельных слов, входящих в его состав.

             Чтение про себя надо вводить постепенно , т.к. при молчаливом чтении содержание усваивается хуже. Урок получается продуктивнее, если первую половину проводить со всем классом, а во второй половине урока будет происходить дифференциация. Плотность урока увеличивается, если доска служит открытой книгой и все дети читают по мере сил всему классу. Это придает уверенность в своих силах.

                 Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать спокойно, методично, ненавязчиво.

  • Первой ступенью в подготовке выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения.
  • Вторая ступень- осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
  • Третья ступень - словесное рисование картины.
  • Четвертая ступень- определение тех чувств, которые дети должны передать слушателям.

                  Обучение выразительному чтению надо производить на более яркой части произведения, после неоднократного разнообразного чтения, например, с использованием ЭОР, гаджетов.

         Выдающиеся методисты прошлого К.Д.Ушинский, Н,Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и другие подчеркивали особую силу влияния художественных произведений на  чувства учащихся. Методическая традиция накопила немало эффективных приемов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и, так сказать, прочувствования художственных произведений.

                 К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание-

"понимать чтение... составляет главную задачу при обучении грамоте", т.е. обучение пониманию надо начинать буквально с первых школьных шагов. "Читать - это еще ничего не значит,   что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело". Речь идет о том, чтобы две стороны чтения - техническая и смысловая - изначально были слиты друг с другом.

                Понимание – важнейшая, определяющая часть процесса восприятия текста. В психологии и философии в последние десятилетия возникла особая наука, предметом которой является понимание – герменевтика. «Понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики… В результате понимания знание становится частью внутреннего мира личности и влияет на регуляцию ее деятельности».**

       Издавна учителя, психологи, методисты, наконец, родители искали и продолжают искать продуктивные пути и способы такого обучения чтению, когда техническая и смысловая сторона в нем находятся в гармонии, чтобы техника чтения ни малейшим образом не только не мешала пониманию, но, напротив, благоприятствовала ему.

            «Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное  участие принимают высшие психические функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка…Понимание рассказа подобно решению задачи в математике. Оно состоит о отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности…Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи».*** И вообще, понятно то, что может быть иначе выражено.

                 Л.Н. Толстой писал: "Я полагал, для того, чтобы дети выучились  читать, им надо полюбить чтение, а для того, чтобы полюбить чтение, нужно было, чтобы читанное было понятно и занимательно" Рекомендовал: чтение механическое и постепенное.

И еще. "Для того, чтобы выучиться понимать, нужно много читать,   для того, чтобы охотно читать, нужно  понимать".

                Л.Н.Толстой  пришел к выводу о том, что "ученики сами найдут наилучший способ, когда явится потребность", даже у "плохого чтеца" прочитать какую-нибудь книжку так, чтобы соединить вместе "труд читать и понимать прочитанное". А это случается, когда возникнет мощная мотивация к чтению, когда "дух чтения воцаряется в комнате".  Тому способствуют и "чтение вдвоем", и "чтение в компании", и "чтение по переменкам", одна какая-нибудь книга прочитывается всеми, а потом рассказывается друг другу. "Каждый ученик,- убеждал  Л.Н.Толстой,- представляется особым характером, заявляющим особые потребности, удовлетворить которые  может только свобода выбора".

              Итак, процесс овладения чтением на родном языке – это система разнохарактерных, но тесно взаимосвязанных психологических процессов. В сущности, нужно научить не чи-

тать, а научить понимать читаемый текст.

Р е к о м е н д а ц и и

для  дифференцированных  заданий на уроках чтения

при  переходе к чтению  целыми  словами.

  1. При чтении над каждым словом ставить знак ударения и прочитывать слово повторно.
  2. Во время произнесения одного слога, стараться увидеть следующий ; произносить слоги слитно.
  3. Частично использовать выборочное чтение: найти в тексте и подчеркнуть (прочитать) заданное слово.

Р е к о м е н д а ц и и

по организации  работы  на  уроке  чтения

- В подготовительный период :

  • Учить детей на слух воспринимать рассказ, загадку, стихотворение.
  • Научить запоминать названия произведений и их авторов.
  • Формировать умение рисовать словесные картины.
  • Формировать умение оценивать и мотивировать свое отношение к прочитанному.
  • Познакомить детей с основными правилами гигиены чтения (как обращаться с книгой).

- В начальный период:

  • Учить самостоятельно читать небольшие художественные произведения.
  • Научить различать основные элементы книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Формирование читательской деятельности младших школьников

В статье раскрываются способы, направленные на формирование читательской деятельности на основе работы с художественным текстом....

Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

Формирование читательской деятельности через творческие работы младших школьников.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потре...

Формирование читательской деятельности

Данная презентация для учителей начальных классов. В ней показано как формировать умение работать с текстом и информацией....

Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями

Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...