Урок литературного чтения во 2-м классе по русской сказке "Лиса и Ёж."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зуева Светлана Александровна

По программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Русская сказка «Лиса и рак»

Тема: Русская сказка «Лиса и рак».

Ход урока.

I.Организация начала урока.

У: Вот звонок нам дал сигнал:
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем,
    И работать начинаем.

II.Артикуляционная разминка.

У: Начинаем с разминки. На доске записано 2 скороговорки. (Шакал шагал, шакал скакал. Волки рыщут – пищу ищут). Для каждого варианта своя.

Сначала прочитайте глазами, произнесите три раза себе, затем соседу по парте.

У: Кто желает произнести?  (по одному; каждый вариант с ряда; все вместе по вариантам каждого ряда)

III. Целеполагание.

У: Что общего заметили в скороговорках?

Д: Тема о животных.

У: А сегодня нам предстоит продолжить знакомство с животными, узнать о них что-то новое.

IV.Проверка домашнего задания.

У: Дома вы готовили наизусть колыбельную песню. Откройте учебник, повторите, расскажите товарищу. (Дети выходят по трое и читают наизусть.  Остальные дают словесную оценку).

У: Давайте послушаем то, что готовила нам Катя. (Выразительное чтение стихотворения учащейся).

У: О ком говорится в стихотворении?

V.Подготовка к новому материалу. (межпредметная связь)

У: Теперь послушайте, что я прочитаю.

    В птичник повадится - жди беды.

    Рыжим хвостом заметает следы. (ЛИСА)

У: Что я прочитала?

Д: Загадку.

У: Вы отгадали ее?

Д: Вы загадали нам загадку про лису. (Учитель вывешивает картинку лисы на доску)

У: К какой группе относится это животное?

Д: Это животное относится к группе зверей.

У: А чем звери отличаются от других животных?

Д: У них тело покрыто шерстью.

У: Отгадайте следующую загадку.

    Под водой живёт народ,

    Ходит задом наперёд. (РАК)

Д: Вы загадали нам загадку про рака. (На доску вывешивается картинка рака)

У: Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?

Д: Под водой, ходит задом наперед.

VI.Выявление опорных знаний.

У: Давайте вспомним, с какого жанра произведения мы начали урок?  (После каждого названного жанра произведения, учитель вывешивает его на доску)

Д: Со скороговорки.

У: А что вы готовили дома?

Д: Колыбельную песню.

У: Что Катя вам читала?

Д: Стихотворение.

У: Я вам что читала?

Д: Загадки.

У: Что объединяет все эти произведения?

Д: В них говорится о животных.

У: В каком жанре произведения можно еще прочитать о животных?

Д: В сказках.
У: Какие виды сказок вы знаете?

Д: Волшебные, богатырские, бытовые.

У: Как называются сказки о животных?

Д: Анималистические. (Дети пользуются памятками)

VII.Новый материал. Прогнозирование.

У: Сегодня мы познакомимся со сказкой, героями которой являются ЛИСА и РАК. Называется она (Учитель показывает на доску, где написано название сказки – «Лиса и рак»).

Д: читают название на доске.

У: Кто написал эту сказку?

Д: Русский народ

У: Какой обычно изображают лису в русских народных сказках?

Д: Хитрой, плутовкой.

У: Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?

Д: произвольные высказывания детей.

У: Давайте познакомимся со сказкой и проверим свои предположения.  Открываем учебник на стр. 57.

VIII.Знакомство с текстом.

У: 1. Сейчас вы прочитаете сказку самостоятельно, шёпотом. Если при чтении вам встретятся слова, значение которых вам не понятно, пометьте их карандашом.

Д: читают сказку шепотом.

     2. Первичный анализ произведения.

У: У кого-нибудь из вас возникло желание поделаться своим мнением?

Д: Высказывают мнения.

У: А что значит перегоняться?

У: Какой же рак в сказке?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

** IX.Работа с текстом после прочтения (проверка понимания).

** Словарь настроения.

У: У вас на столах лежат словари. Вам надо выбрать слова для характеристики героев и их поступков (идёт работа по характеристике героев).

Словарь настроения

1. Бодрое         8. Игривое        15. Спокойное

2. Беспокойное        9. Мечтательное        16.Тоскливое

3. Боязливое        10. Обиженное        17. Тревожное

4. Весёлое        11. Отличное        18. Шаловливое

5. Возбуждённое        12. Печальное        19. Хмурое

6. Высмеивающее        13. Радостное        20. Сказочное

7. Грустное        14. Сердитое        21. Озабоченное

** Зашифрованное предложение.

У: Посмотрите на доску. Это зашифрованное предложение. Кто может его прочитать?

   ** (Кра сицлуепя исле аз сохвт).

   ** (Рак уцепился лисе за хвост).

У: Почему я выбрала именно это предложение?

Д: Доказывает, что рак сообразительный.

У: Раку помогла его сообразительность?

- Докажите, используя текст.

** - А теперь расшифруйте вот эту запись.

    (Л. д. м. д, о. п, в. х, р. и г.)

**- Найдите и прочитайте.

**- Переверните учебник и повторите по буквам.

**- Выделите действия.

**- Изобразите. (Лишние слова стираю, оставляю действия. Показываю на них, а дети изображают движения).

**Чтение по «лицам».

У: Настроение у обоих героев одинаковое?

**- А что может прочитать человек вот с таким выражением лица? (Показываю лица).

**X.Отработка способов чтения.

**1.Модуль №2 раздаётся каждому (Выразительное чтение).

Модуль №2

Цель – научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.

Выбери отрывок по своему желанию. При подготовке пользуйся памяткой:

1.Правильно ставь ударение

2.Соблюдай паузы

3.Выбери силу голоса (тихо, громко)

4.Определи темп (быстро, медленно)

5.Читай эмоционально

6.Покажи интонацией своё отношение к произведению

7.Прочитай подготовленный отрывок вполголоса соседу по парте

8.Выслушай его оценку

У: Сейчас вы будете работать по модулю №2. Вам нужно приготовить выразительное чтение, выбрать нужную интонацию, передать настроение героев. Читать будем по ролям.

У: Кто желает? Слушаем и даём словесную оценку.

У: Что задумала лиса?

Д: Перегнать рака.

У: Почему она ему это предложила?

Д: Она знала, что победит.

У: У неё получилось?

- Почему?

- О чём она не подумала?

Д: Что может проиграть.

**2.Подготовка к чтению по ролям (применение знаний в новой ситуации).

У: Давайте поиграем в чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц?

- Работаете в тройках.

**Пословицы.

У: На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.

    * Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

    * Чего хочется, тому и верится.

    * Любишь шутки над Фомой, люби и над собой.

У: Какая реакция могла быть у лисы на то, что раку удалось её обхитрить?

    * Обида;

    * Посмеялась;

    * Поняла что рак хитрее её.

У: Можно сказать, что сказка смешная?

**- Попробуйте подобрать синонимы к слову смешная (работа по словарю синонимов и антонимов для школьника стр.138). Раздать один на двоих.

    * Забавная;

    * Потешная;

    * Комическая;

    * Юмористическая.

У: А нам её в учебнике напечатали только для того, чтобы мы посмеялись или ещё с какой-нибудь целью?

XI.Рефлексия.

У: Какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке? (Выход можно найти из любой ситуации).

XII.Выставление отметок.

Самооценка по жетонам.

У: Подсчитывайте количество балов. (Показываю на доску)

- Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «3».

- Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «4».

- Встаньте те, у кого от … до … . Ставьте себе отметку «5».

XIII.Информация о домашнем задании.

**У: Приготовьте дома какую-нибудь сказку. Можно её приготовить группой по ролям, можно пересказать, инсценировать, изобразить с помощью мимики и жестов. У вас есть право выбора. Вы сами можете выбрать вид работы над текстом.(раздаётся памятка каждому).  Модуль №1 слабочитающим детям раздаётся индивидуально.

Виды работы над текстом

1.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

2.Чтение в полголоса.

3.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

4.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логическим законченным отрывком.)

5.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

6.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

7.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

8.Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

9.Беседа с сопровождением выборочного текста.

10.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

11.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

12.Чтение по ролям.

13.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

14.Чтение цепочкой по предложению.

15.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

16.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

Модуль №1.

Цель – научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

1.Чтение за диктором (вполголоса)

2.Чтение под ритмический стук

3.Чтение с отрывом взгляда от текста

4.Чтение с убыстрением

5.Чтение в парах

6.Чтение с переходом на незнакомый текст

7.Чтение в темпе скороговорки

8. Жужжащее чтение

9.Чтение текста, перекрытого полосками

10.Чтение про себя (только глазами)

11.Замер скорости чтения

 

 

                         Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а всё же она правдивая, - дед мой, от которого я её слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком её рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали её рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчёлы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и ёж в том числе тоже.

        И стоял ёж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя весёлую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в тёплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растёт брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел её вместе со всей семьёй, потому и смотрел он на неё, как на свою. Сказано – сделано. Запер ёж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом – посмотреть на свою капусту. Увидел ёж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

- Гуляю, - говорит ёж.

- Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

        Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы всё перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.

- Ты, видно, воображаешь, - сказал ёж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

- Я думаю, - ответил заяц.

- Это надо ещё проверить, - сказал ёж. – Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

- Да это прямо смешно – ты-то, со своими кривыми ногами? – сказал заяц. – Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

- На один золотой луидор, - говорит ёж.

- Идёт! – ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнём сейчас.

- Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит ёж, - ведь я ещё ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

        Заяц согласился, и ёж направился домой.  По пути ёж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

        Пришёл ёж домой и говорит своей жене:

-Жена, скорее одевайся, придётся тебе идти вместе со мной на поле.

- А что такое случилось? – спрашивает она.

- Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

- Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. – Да ты что, одурел в самом деле. Да в своём ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

- Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей ёж, - это дело моё. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдём вместе со мной.

         Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

        Идут они вдвоём по дороге в поле, и говорит ёж жене:

- А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнём с горы. А твоё дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

        С тем и добрались они на поле. Указал ёж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришёл, заяц был уже на месте.

- Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

- Ладно, - отвечает ёж, - начнём.

        И стал каждый на свою борозду.  Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

        Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

- А я уже здесь!

        Заяц остановился и был немало удивлён: он подумал, что это кричит, конечно, сам ёж, - а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и ёж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» - и крикнул:

- Давай побежим ещё раз назад!

        И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своём месте. Добежал заяц до конца поля, а ёж кричит ему навстречу:

- А я уже здесь!

        Разозлился заяц и крикнул:

- Давай бежать ещё раз назад!

- Как хочешь, - ответил ёж, - мне-то всё равно, сколько тебе будет угодно.

        Так бегал заяц ещё семьдесят три раза, а ёж всё приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, ёж или ежиха говорили:

- А я уже здесь!

        Но на семьдесят четвёртый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.

        Взял ёж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они ещё сейчас.

        Вот как оно вышло, что простой полевой ёж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

        А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни считал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, даётся совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берёт себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж, то и бери себе в жёны ежиху, и так дальше.