О любви и мужестве.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Чуркина Татьяна Павловна

Конспект урока и презентация обощение по теме "О любви и мужестве".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: О любви и мужестве.

Тип урока: обобщение по теме.

Цель: Развивать умения определять своё и авторское отношение к героям произведений, проводя сравнительную характеристику.

Предметные задачи:

  • Уметь передавать чувства героев, соотнося их с чувствами, которые возникли при чтении текста.
  • Совершенствовать навыки выборочного чтения.

Метапредметные задачи:

Личностная - ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познавательные – строить речевое высказывание в устной форме;

учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль по результату деятельности на уроке.

Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.

Методы и формы работы:

Беседа  - учебный диалог, дискуссия.

Практический метод - работа в группах и парах постоянного состава.

Активные методы  - посторенние кластера и синквейна.

Технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • технология развивающего обучения; проблемное изложение материала;
  • элементы здоровьесберегающей технологии;
  • элементы информационно-коммуникационной технологии.

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть, автор Э.Э.Кац, рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», 3 класс, автор Э.Э.Кац.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия - УУД

Организационный момент

Прием «Подари улыбку другу»

Учащиеся улыбаются друг другу.

Психологический настрой.

Активизация мыслительной деятельности.

Слайд 1

-Прочитайте пословицы.

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Собака – друг человека.
  • Друг познаётся в беде.
  • Мы в ответе за тех, кого приручили.

- О чём они?

- Дети читают пословицы, анализируют их, делают вывод.

 - О добром отношении друг к другу, даже к животным.

Личностные и познавательные  УУД - Активизация познавательного интереса учащихся.

Определение темы и целей урока.

-Почему именно их я взяла на урок?

Слайд 2.

«О любви и мужестве».

-Какие прочитанные произведения соответствуют теме урока?

-Какую работу мы можем выполнить  с этими произведениями?

Микроитог.

-Какая из пословиц может стать девизом нашего урока?  

-Будем говорить о дружбе, взаимопомощи.

-«Про Мальку», «Прыжок», «Тёма и Жучка».

-Сравнить произведения, героев, их поведение в разных ситуациях; зачитать отрывки из произведений, для доказательства своего мнения.

-Мы в ответе за тех, кого приручили.

Регулятивные УУД - Формирование умений определять тему и цели урока.

Совершенствовать навыки планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Анализ произведений и героев

1. -Итак, начнём по порядку, сначала разберёмся с героями и их авторами.

-Какое задание вы предлагаете?

Слайд 3.

В. Белов обезьяна  Жучка мальчик

Малька  капитан Тёма Л. Толстой

Н. Гарин-Михайловский Лидия

2. Анализ произведения «Малька».

-Откройте учебник на с. 96, задание 5.

Слайд 4.

-Определите, какие чувства вызвала у вас Малька. Для ответа можете выбрать слова из ряда предложенных или найти другие.

-Сразу ли возникли эти чувства? Почему?

-Чем было вызвано такое поведение?

-Какую пословицу можно применить к данной ситуации?

-Расскажите, когда и как изменился и проявился характер собачки?

Микроитог:

Слайд 5.

-Опрели отношение писателя к Мальке в 1 и во 2 случае, совпадает ли ваше мнение с автором.

-Зачитайте синквейн, который вы составили.

-Найти автора и его героев.

Выборочное чтение отрывка из произведения В. Белова.

Ответы детей:

-Восхищение, удивление, любовь.

-Нет. Была злющая, всех кусала.

-Влияло поведение хозяйки Лидии.

-«С кем поведёшься, от того и наберёшься».

-Высказывания детей.

-Зачитывают синквейны.

Познавательные и коммуникативные УУД - Побуждающий диалог на основе практического опыта.

Отработка навыков выразительного и осмысленного чтения.

Познавательные и коммуникативные УУД - Учебный диалог, осуществление анализа и синтеза объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД -

Построение рассуждения в форме синквейна.

Физминутка

Выполняют движениям на снятия мышечного напряжения.

Элементы здоровьесберегающей технологии.

Анализ произведений и героев. Работа в группе – составление кластера.

-Обратимся к произведению Л. Толстого «Прыжок».

-Переживания и мысли отца мальчика – капитана автор не описал подробно. Но он написал о его поведении. Прочитайте как вёл себя капитан? ( с. 111).

-Предлагаю вам составить кластер, характеризующий капитана.

Слайд 6.

1 группа  - Авторское мнение о своём герое.

2 группа – Ваше мнение о действиях капитана.

3 группа – Оценка зрителей, которые наблюдали события, стоя на палубе.

4 группа – Мнение мальчика – сына капитана о поступке отца.

Выборочное чтение, определение чувств отца и оценка его поведения.

Частично-поисковый метод.

Регулятивные и познавательные  УУД - Создание проблемной ситуации с опорой текст.

Познавательные УУД Работа в группе.

-Частично-поисковый метод.

Коммуникативные УУД – Коллективная форма работы с элементами рассуждения.

Отчёт работы в группе.

- Представьте работу вашей группы.        

Микроитог:

-Что общего было во всех кластерах?

Слайд 7.

-Совпадает ли с моим мнением?

-Что подвигло капитана на решительный и опасный поступок?

Выступление представителей групп.

Дети вывешивают на доске свои кластеры. Находят общие моменты.

-Любовь к сыну.

Коммуникативные УУД – принятие разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Анализ произведений и героев.

-И последнее произведение «Тёма и Жучка».

Слайд 8.

- Тема поддаётся страху или борется со страхом? Найдите в тексте строчки, которые доказывают, что он преодолевает страх.

Слайд 9.

-Выберите подходящие слова для характеристики  Тёмы?

Даны слова: верный, трусливый, чуткий, мужественный, глупый, решительный, непослушный, предусмотрительный, выносливый, самонадеянный.

-Заслушать 2 – 4 пары.

Выборочное чтение на с.106.

Работа в парах.

Ученики выбирают эпитеты, которые характеризуют героя.

Познавательные УУД-

Совершенствовать навыки смыслового чтения художественных текстов.

Коммуникативные УУД – принятие разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обобщение по анализу произведений.

-Что побуждает человека совершать мужественный поступок?

-Какое чувство преобладает над всеми качествами? (любовь)

-Любовь к ближнему, верность, чувство ответственности.  

Регулятивные УУД – Умение делать вывод.

Рефлексия.

Слайд 10.

-Соответствует ли наш вывод девизу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Слайд 11.

-Верно ли утверждение, что любовь – это мужество?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

-Оцените работу на уроке (карта оценивания).

-Выберите лучик для солнышка, оценив свою работу на уроке:

Жёлтый - работал с удовольствием

Красный - мне было не интересно

Ответы учащихся.

Дети составляют солнышко, используя лучики.

Регулятивные и познавательные  УУД -  Развитие  умения анализировать  этапы работы на  уроке;

осуществлять пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль по результату деятельности на уроке.

Домашнее задание.

Слайд 12.

По выбору:

1. Придумай подобную историю сам.

2.  Найти произведения, в котором говорится о том, как любовь побуждает человека совершать мужественные поступки.

Слайд 13.

-Спасибо всем за урок, моя оценка вашей работе на слайде.

Дифференцированный подход. Информационный поиск.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь дана на добрые дела. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Собака – друг человека. Друг познаётся в беде. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Слайд 2

О любви и мужестве. Мы в ответе за тех, кого приручили. Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

обезьяна Жучка В. Белов Малька капитан Тёма Лидия Н. Гарин-Михайловский Л. Толстой мальчик

Слайд 4

«С кем поведёшься, от того и наберёшься ». любовь раздражение гнев неприязнь восхищение удивление нежность

Слайд 5

Малька Любовь - это верность Бесстрашие

Слайд 6

«Прыжок» Л.Н. Толстой. 1 группа – Авторское мнение о своём герое. 2 группа – Ваше мнение о действиях капитана. 3 группа – Оценка зрителей, которые наблюдали события, стоя на палубе. 4 группа – Мнение мальчика – сына капитана о поступке отца.

Слайд 7

К апитан р ешительный л юбящий отец смелый находчивый мужественный

Слайд 8

Тема поддаётся страху или борется со страхом? «Не надо бояться! – говорит он дрожащим от ужаса голосом. – Стыдно бояться! – говорит он и продолжает взбираться дальше.»

Слайд 9

Характеристика Тёмы. Верный Мужественный Трусливый Решительный Чуткий Непослушный Предусмотрительный Глупый Выносливый Самонадеянный

Слайд 10

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Слайд 12

Домашнее задание: 1 . Придумай подобную историю сам. 2. Найти произведения, в котором говорится о том, как любовь побуждает человека совершать мужественные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Без любви к человеку, нет любви к Родине."

quot;Есть вещи, о которых много не говорят. Потому что они слишком очевидны, чтобы их еще как-то растолковывать. В богословских трактатах вы немного найдете рассуждений о счастье, о чести, о тр...

Проверочная работа по разделу "О мужестве и любви".

Проверочная работа по разделу "О мужестве и любви". Литературное чтение 3 класс  УМК Планета знаний....

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

Урок мужества "Город мужества и славы "

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....

Проверочная работа по разделу "О мужестве и о любви" (литературное чтение 3 класс "Планета Знаний")

Данная проверочная работа для двух вариантов проводится в конце раздела "О мужестве и о любви" учебника "Литературное чтение" 3 класс, УМК "Планета Знаний"...