Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сокиркина Елена Николаевна

Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова "Ещё мама".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._a.p.platonov_eshchyo_mama._3_klass.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 15

имени М.В.Гордеева г.Орла.

Урок

по литературному чтению

во 3 «Б» классе

Андрей Платонович Платонов «Ещё мама».

Нравственный смысл рассказа.

 

Учитель:  Сокиркина Елена Николаевна

2016-2017 уч.год

 

Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.

Цель: осознание детьми нравственного смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

 Орг.момент

. Создание психологической обстановки. Слайд №1 — звучит музыка
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
-Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете тепло, словно тёплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне тепло и спокойно».

  • Артикуляционная разминка.

-На улице чудесное время года -весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте её.

Слайд 2.  Прочитайте строки на экране: ...Улыбкой ясною природа

                                                                         Сквозь сон встречает утро года....

Прочитать : 1- Про себя,     2- Шёпотом,    3- Громко,    4- Выразительно.

  • Как удивительно хороша жизнь! Как  мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений.
  • Разгадайте, какое имя спряталось в шифрограмме:

Слайд  вздаглтновьдьчцриычемвйы

             пислмваисетывощднбдзотмвб

  • Вспомните, как называется произведение этого автора, с которым мы познакомились на прошлом уроке....
  • Какую цель мы себе поставим? (Продолжим обсуждение рассказа).

Слайд (тема урока)

  • Да, продолжим анализировать рассказ и обратим внимание на его нравственный смысл.

Слайд  Андрей Платонов

  • Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения, об Андрее Платоновиче Платонове. Слайд (портрет писателя, годы жизни)

Доклад учащегося.

  •   Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в  Воронеже. Был старшим сыном в семье .

А.Платонов в детстве познал много горя. В малолетстве ему пришлось нищенствовать, испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Так как был старшим сыном в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс Андрей Платонов через всю жизнь.

    Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

  Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

     Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

 Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

Проверка д/з.

  • Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению . Я думаю, что можно назвать ваши рисунки «Остановись, мгновенье...».
  • Кого и как вы изобразили на своих рисунках?
  • Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки.

  • Посмотрите, какое интересное название у произведения … «Ещё мама».
  • Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама...    МАМОЧКА     МАМУЛЯ      МАМЕНЬКА     МАТУШКА

  Работа по теме урока. Анализ произведения.

  • К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)
  • Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)
  • Согласны ли вы с утверждением, что школа- это второй дом? Почему?
  • Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа. Откройте учебник.
  • Как звали главного героя этого рассказа?
  • Хотел ли мальчик идти в школу?
  • Что же произдшло, когда Артёму исполнилось семь лет?
  • Давайте прочитаем по учебнику, по ролям где об этом говорится. (с.137-138).
  • Так почему же Артём не хотел идти в школу? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт»).
  • О чём  мальчик  просил маму перед уходом? (А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!)
  • Слайд    «...жалобный и внимательный взгляд ребёнка означал его постоянный страх; он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»
  • Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет т ебе в школе мамой).
  • Почему Артём не хотел соглашаться со словами матери? (Он не мог представить чужую женщину в роли матери).

- Сейчас поработаем в в группах.   Составить  синквейн-описание мамы.

Слайд    Мама – её имя.

               2 прилагательных - её описание

               3 глагола- её действия

               Фраза по тексту из 3-4 слов.

              Выразить отношение к маме Артёма одним словом.

Синквейн.

Мама – Евдокия Алексеевна.

Заботливая, добрая.

Провожает, беспокоится, радуется.

- Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!

Родная.

Ассоциации

  • Какое слово произноси человек в самые трудные для него минуты? (Мама)
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? (тепло, уют, забота, дом, семейный очаг, любовь, нежность, доброта, …)

  • Какое желание возникло у Артёма и матери, когда он пошёл далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой).
  • Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться).
  • С какой целью автор описывает путь от дома до школы? (Показать, какие испытания выпали на долю Артёма).
  • Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идёт один, и ему видится всё чужим, опасным и страшным).
  • Представьте, что вы режисёры и снимаете кино, какими качествами должен обладать главный герой? Подберите эпитеты (прилагательные), чтобы описать характер Артёма. В кабинете есть карточки- подсказки (развешаны на стенах)  СМЕЛЫЙ, ДОБРЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ. (на стенах останутся карточки: высокий, зелёный, широкий, злой, жадный).

Динамическая пауза.

  • Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню?

Слайд.     Анна Герман «Колыбельная»

  • Мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым.

  • Кто ещё для ребёнка является близким человеком? (…. родители...+ учитель в школе)

Работа над содержанием.

  • Как учительница встретила Артёма в школе?
  • Прочитайте, как автор описывает нам учительницу. (с.140)
  • Какой художественный приём использует автор? ( сравнение «как маленькая»)
  • Почему Артём почувствовал в ней близког человека? (от неё пахло тёплым хлебом и сухой травой, как от матери).
  • Почему Артём не слушал учительницу? (Он думал о матери)
  • А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? ( Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу).

- А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

- Кого и как изобразил художник?

-   Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик. У учительнице добрые глаза, она улыбается. Аккуратная, опрятная. Артём испугался, а учительница его успокаивает, утешает).

  • Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

ДОБРАЯ, УМНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ.ПЕРЕЖИВАЮЩАЯ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ, ДУШЕВНАЯ.

  • Понравилась учительница Артёму? (Да. Он нашёл в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе).

Сюжетный треугольник.

  • У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.
  • Какой рисунок оказался лишним? Проверка по слайду.

  • Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы, чтобы вы дали оценку нашей совместной работе. Давайте вспомним, с помощью каких слов мы это делаем. Слайд рефлексия.

  • А мне бы хотелось поблагодарить вас всех за работу, вы все молодцы! Особенно хотелось отметить........  Вы получаете 5.

  • У вас на столах лежат карточки, на которых записано домашнее задание. Задание предлагаю разноуровневое  Слайд д.з. : на красной карточке -Придумайте продолжение рассказа ,  на синей -Перескажите понравившийся эпизод рассказа.

 - На этом наш урок закончен. Спасибо!   Слайд.

__________________________________________________________________________

  • Рассказ в учебнике напечатан в сокращении. Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

            Слайд

… И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

-Мама!- закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

-Не бойся! -сказала она.- Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

-У-у-у! -прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

-Я прогоню быка.

Артём не поверил.

-Да. А ты не мама!

-Мама!.. Сейчас я тебе мама!

-Ты ещё мама?Там мама, а ты ещё, ты тут.

-Я ещё. Я тебе ещё мама!...

Почему Артём не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Андрей Платонович Платонов сказка "Разноцветная бабочка".

Смысл этой сказки в том, что ради любви, ради ласки близкого тебе человека стоит отдать свою жизнь!...

А.П.Платонов «Еще мама»

Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Де...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Конспект урока литературного  чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка".  Урок разработан для обучения по программе "Школа России"  и со...

Конспект урока литературы на тему Рассказ А. Платонов «Ещё мама».

Конспект урока литературного чтения  на тему Рассказ А. Платонов  «Ещё мама»....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказы о детях. А.П. Платонов “Еще мама” УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:знать о жизни и тво...