Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока литературного  чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка".  Урок разработан для обучения по программе "Школа России"  и соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, его произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Тип урока

  Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Читают самостоятельно рассказы Л. Толстого; определяют смысл поступка героев; придумывают свои рассказы на определенные жизненные ситуации

Личностные результаты

  • соотносят поступки с моральными нормами;
  • оценивают свои и чужие поступки;
  • испытывают потребности к новым знаниям, интерес к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;
  •   расширяют познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;
  • получают навыки коллективного труда;
  • проявляют готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:   формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные:   выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Основное содержание темы, понятия и термины

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Образовательные ресурсы

1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2012г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.

 2. Портрет Л.Н.Толстого. 3. Выставка книг для детей Л.Толстого  4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Всем-всем добрый день!

Я рада встрече с вами!

Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

А с каким настроением вы пришли на урок?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Показывают готовность к началу учебной деятельности

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Целеполагание.

Фронтальная.

Словесный, наглядный. Беседа. (Проблемная ситуация)

 - Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.

-        

         

Слушают учителя. Высказывают предположения.

- Учиться четко и правильно говорить.

- Учиться выразительно читать и говорить.

- Узнаем мудрость.

- Думать над прочитанным.

Осуществляют  работу со знаковой символикой.  Строят словесные высказывания. Принимают учебную задачу.

Фронтальный.  Устные ответы.

III Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

1.  Речевая разминка

Фронтальная, групповая

Словесный, наглядный

1.  Речевая разминка

1) Чистоговорка

  • Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.
  • Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.
  • Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.
  • Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.
  • Эт, эт, эт – написал стихи поэт.

2) Состязание между рядами.

-Прочитать строчку слов с ударением на выделенной букве:

1 ряд: оио, аоа, иои, ооо.   2 ряд: оио, аоа, иои, ооо.   3 ряд: оио, аоа, иои, ооо. 

3) Состязание двух учеников “Ораторская дуэль” 

Прочитать с нужной интонацией:                            Это? Этот. Эти! Эта?

4) Работа со скороговоркой.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.  (Учитель читает громко, дети повторяют тихо).

- Что прочитали? (  Появляется табличка со словом “скороговорка” напротив символа.)

- Как догадались? Как нужно говорить?              - Дайте характеристику этому звуку.

Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.

5) Читает учитель:

Как начну конфеты есть,
У меня друзей
не счесть.
А
закончились конфеты
И друзей в помине
нет.

За конфету каждый друг
Так и
рвёт её из рук.
Ну,
зачем мне дружба эта?
Я и
сам люблю конфеты.

- Что это такое?

-Стихотворение тоже нужно читать быстро? Появляется табличка со словом “стихотворение”.

Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.

- Настоящие ли это друзья? Почему так считаете?  Нужна ли такая дружба?

- Что такое для вас настоящая дружба?

Составление паукограммы.

Дружба – это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.

Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Читают чистоговорку.

 Читают слова с ударением на выделенной букве:

 

Читают слова с нужной интонацией.

Слушают.

- Скороговорку.

- Повторяется звук “ж .

-Согласный, всегда твёрдый, звонкий парный

Читают.

Слушают учителя.

-Стихотворение (есть рифма).

- Нет.

Читают стихотворение.

- Нет, это не настоящие друзья.

Высказывают предположения.

 

Принимают  и выполняют учебную задачу.

Учатся коллективно, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.

Строят высказывания.

Учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга.

Принимают  и выполняют учебную задачу.

Строят словесные высказывания.

Учатся работать со схемой и толковым словарём.

Фронтальный, игра. Наблюдение учителя.  Устные ответы.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                                      И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.         

По тропинке побежили.                                              До лужайки добежим.                                         На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.                                      Стоп. Немного отдохнем                                             И домой пешком пойдем.              

Выполняют упражнения: Подскоки на правой ноге. Подскоки на левой ноге.  Бег на месте. Бег продолжается. Прыжки на месте на обеих ногах. Присели. Ходьба на месте, руки в стороны,                                                      вверх, вниз, выдох. Сесть за парту.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Индивидуальная, фронтальная.

2. Работа с выставкой книг

Фронтальная.

Словесный, наглядный. Беседа

На выставке представлены книги Л. Н. Толстого.  

– Что общего у книг на нашей выставке?

– А чем они отличаются?

– Ребята, а что ещё вы заметили?

Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке? А теперь в толстой? Авторы, которые хотят заинтересовать своего читателя, выносят на обложку самые яркие иллюстрации. Обычно книги с красочными картинками предназначены для детей.

– Посмотрите, ребята, есть ли
у нас такие книги на выставке?

– А вот книги для взрослых картинок, как правило, не имеют. Найдите эти книги на нашей выставке.

– Какие рассказы вы читали и о чём они?

– У них один автор.

– В них разные рассказы, шрифт.

-У них разная толщина.

Рассматривают книги, слушают объяснение учителя

Рассматривают книги.

Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия. По внешнему виду распознают детскую книгу. Определяют отличительные признаки детских книг

Фронтальный. Устные ответы

3. Постановка учебной задачи и определение темы урока

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

  Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

На доску вывешивается тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей»

Слушают учителя. Высказывают предположения.

Будем читать рассказы Л.Толстого для детей.

Фронтальный. Устные ответы.

IV. Усвоение новых знаний и способов групповой деятельности.

1. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя

Рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого  

  Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.  Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.  Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.  .Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать.  

Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали.

Слушают рассказ, рассматривают портрет
и книги

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы

Фронтальный. Наблюдение учителя

2. Работа с рассказом (учебник, с. 94)

Коллективная. Словесный, проблемный.   Чтение, беседа

1. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

2.. Работа с рассказом. с.94 учебника.

- Рассмотрите картинку. Прочитайте рассказ про коня.

- У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

Читают. Отвечают на вопросы.

- В скороговорке говориться о коне.

Рассматривают иллюстрацию. Читают. Отвечают на вопросы

 -Конь был у Пети и Мити.

-Мальчики поспорили.

-Их спор решила мама.

- Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили.

-Мальчики могли играть вместе.

-Надо играть дружно.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию
и знаки препинания. Правильно строят ответы на вопросы.

Обсуждают проблему: действительно ли мальчики товарищи? Высказывают свое мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступка героев

Фронтальный. Чтение, беседа.

Коллективный. Устные ответы.

Физкультминутка.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть! – за парту тихо сесть

Выполняют упражнения.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Индивидуальная, фронтальная.

3.  Чтение рассказа «Помню я была мала.»  (с.94 учебника)

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение учителем, беседа

 - Послушайте рассказ.

 - О ком этот рассказ?

- Почему вы так решили? Прочитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?

Слушают, отвечают на вопросы.

- Этот рассказ о девочке.

Читают.

-Сумка получилась плохая?

-Девочка сама сшила сумку.

-Девочка хотела быть трудолюбивой.

Осознано слушают.  Строят словесные высказывания. Определяют нравственный смысл поступка. Высказывают свое мнение, аргументируют его.  

Коллективный. Устные ответы.

V.  Подведение итогов. Обобщающая беседа .

    Фронтальная. Словесный. Беседа .Рассказ

 - О каком писателе мы говорили на уроке?

- Что вы о нём узнали?

-Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?

– Чему же учат нас произведения Толстого?

Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

- Сегодня мы говорили о Л.Толстом.

Отвечают на вопросы.

Осознано слушают.

  Соотносят поступки героев со своими поступками. Высказывают свое мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений

Фронтальный. Устные ответы.

VI. Рефлексивно-оценочный. Самооценка.

Фронтальная. Словесный. Беседа

– А теперь давайте вернёмся
к тому, что мы хотели узнать
на уроке. Обо всём узнали?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

При помощи «Светофора» оцените свою деятельность на уроке.

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

- Сегодня на уроке я узнал…

-Я хотел бы ещё узнать….

Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции. Оценивают свою работу на уроке.

Принимают  и выполняют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы.

Наблюдение учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.

Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова "Ещё мама"....

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей»

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.Открытие темы и осознание...

Рассказы о детях Л.Н.Толстого

Рассказы о детях Л.Н.Толстого...

Презентация к уроку чтения "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей"

Презентация к уроку чтения , послебукварный период "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей" 1 класс "Школа России"...