Урок литературного чтения в 4 классе "Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Парадовская Елена Александровна

Чтобы лучше понять не только мысли автора, но и логику авторов учебника, включивших в тот или иной раздел конкретные произведения, необходима система проведения уроков литературного чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа 2100» Автор: Парадовская Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 21 с УИОП» города Ухта

Слайд 2

Писатели XIX века - детям Авторы 1). И.А.Крылов 2).А.Погорельский 3). А.С.Пушкин 4). В.А.Жуковский 5). В.И.Даль 6). А.О.Ишимова 7). С.Т.Аксаков 8). Н.А.Некрасов 9). Л.Н.Толстой Вклад в литературу Основал направление реализм. Автор первой книги о детстве. Создал русский литературный язык. Основал направление романтизм. Создал толковый словарь. Создала первую историю для детей. Автор мемуаров для детей. Привнёс в произведения патриотизм. ?

Слайд 4

Словарь Владимира Ивановича Даля Счастье – от со-частье, доля, пай. Отражает общественный смысл – получить свою долю в общем результате.

Слайд 5

Этимологический словарь Макса Фасмера Счастье (праславянское происхождение, появилось в конце XV века) – образовано с помощью приставки «с» в значении хороший и слова «часть». Буквально – «хорошая часть, доля».

Слайд 6

Афоризмы 1). Эмиль Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд». 2). Эрнест Хемингуэй: «Счастье – самая замечательная вещь на земле». 3). Иван Тургенев: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».

Слайд 7

Афоризмы 4). Маргарет Ранбек: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать». 5). Герберт Спенсер: «Счастье составляет наивысшую цель наших стремлений».

Слайд 8

Лев Николаевич Толстой Человек, отец, писатель, педагог.

Слайд 9

Школа в Ясной поляне (1859 год)

Слайд 10

Лев Николаевич Толстой «Два брата» План работы: 1). Познакомиться с произведением. 2). Провести необходимую работу с текстом. 3). Понять замысел автора. 4). Сделать личные выводы.

Слайд 11

Концептуальная таблица Старший брат Линии сравнения Младший брат Черты характера Речь Отношение к жизни

Слайд 12

Мудрость сказки Л.Н.Толстого Жизнь можно прожить по-разному, потому что по-разному люди понимают, что для них счастье и смысл жизни.

Слайд 13

Писатели XIX века - детям Авторы 1). И.А.Крылов 2).А.Погорельский 3). А.С.Пушкин 4). В.А.Жуковский 5). В.И.Даль 6). А.О.Ишимова 7). С.Т.Аксаков 8). Н.А.Некрасов 9). Л.Н.Толстой Вклад в литературу Основал направление реализм. Автор первой книги о детстве. Создал русский литературный язык. Основал направление романтизм. Создал толковый словарь. Создала первую историю для детей. Автор мемуаров для детей. Привнёс в произведения патриотизм. Привнёс в литературу философию.

Слайд 14

«Толстой-то, Толстой! Это … не человек, а Человечище , Юпитер ». А.М.Горький

Слайд 15

Эссе Чтобы быть счастливым, надо…

Слайд 16

В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 20 марта Международным днём счастья

Слайд 17

Будьте счастливы!



Предварительный просмотр:

               Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Школа 2100».

                         Автор: Парадовская Елена Александровна, учитель начальных классов

                                     МОУ «СОШ № 21 с УИОП» города Ухта Республики Коми

Тип урока: изучение нового материала  

Тема: Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого «Два брата».  

Цели урока:

  • Создание условий для развития личности через восприятие художественного произведения; формирование правильного типа читательской деятельности.
  • Понять, в чем мудрость сказки через определение авторского замысла.

   

Задачи:

  • Совершенствование техники чтения,  приёмов понимания текста.
  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря; умений работать над образом литературных героев; развитие творческих способностей.
  • Введение через сказку Л.Н.Толстого «Два брата» в мир человеческих отношений.
  • Воспитывать личность со свободным и независимым  мышлением, способную ценить счастье.  

Оборудование:

  • учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 4 класс, 1 часть (авторы Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  2012г.)
  • компьютер
  • проектор
  • презентация
  • листы для записей, маркеры

                    Ход урока.

  1. Организационный момент.   (Слайд №1)

-Я рада видеть на уроке своих детей и наших гостей. Давайте поприветствуем друг друга и скажем «Здравствуйте, все!»

  1. Подготовка к основному этапу.

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир литературы XIX века. Каждый писатель внёс огромный вклад в развитие детской литературы. Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились в этом году. (Слайд №2).

      Автор

      Вклад в детскую литературу

1). И.А.Крылов

Основал направление реализм.

2).А.Погорельский

Автор первой книги о детстве.

3). А.С.Пушкин

Создал русский литературный язык.

4). В.А.Жуковский

Основал направление романтизм.

5). В.И.Даль

Создал первый толковый словарь.

6). А.О.Ишимова

Создала первую историю для детей.

7). С.Т.Аксаков

Автор мемуаров для детей.

8). Н.А.Некрасов

Привнёс в произведения патриотизм.

9). Л.Н.Толстой

                         ?

-О каком авторе мы говорили на прошлом уроке? Что о нём хотим узнать? (Каков его вклад в детскую литературу).

-Предлагаю вам послушать стихотворение: (Слайд №3)

Мы на Земле – частички мира,

Возможно, им неведом счет,

Но каждый в чем-то счастье видит –

Со счастьем встречи каждый ждет!   Р.Маневич

     -О чём говорится в стихотворении? (О счастье). А как вы думаете, что такое счастье? (Выслушиваются желающие ответить).

-Где можно узнать толкование слова? (В словаре). (Зачитывается словарная статья из «Толкового словаря С.И.Ожегова). А вот, что говорят другие словари. (Слайды №4 и №5).

   -Великие люди тоже размышляли над этим вопросом. Вот их мнения: (Слайды №6 и 7).

1). Эмиль Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».

2). Эрнест Хемингуэй: «Счастье – самая замечательная вещь на земле».

3). Иван Тургенев: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».

4). Маргарет Ранбек: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать».

5). Герберт Спенсер: «Счастье составляет наивысшую цель наших стремлений».

   -Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о счастье? (Подводка к теме урока). С каким автором встречались на прошлом уроке? Что о нем узнали?  Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой? (Слайды №8 и 9).

-Сегодня мы познакомимся с его произведением «Два брата». (Слайд №10). Можно ли по названию определить жанр произведения? А о чем будет произведение? Какие вопросы возникают в связи с названием?  (Этап прогнозирования). Каково лексическое значение слова брат? (По словарю).  Почему именно братьев решил сделать героями произведения автор? Где будем искать ответы на наши вопросы? (В произведении).

- По какому плану построим работу? (Слайд №10)

       1). Познакомиться с произведением.

       2). Провести необходимую работу с текстом.

       3). Понять замысел автора.

       4). Сделать личные выводы.

Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение текста вслух. (Текст разбит на 5 фрагментов, которые читают 5 учеников.  Прием – чтение с остановками). Во время чтения используется прием «Инсерт» - на полях дети ставят необходимые знаки.(+новое, - думал иначе, ? не понял, есть вопросы)

Вопросы после чтения 1 фрагмента. (С начала до слов: «… в доме том найдешь счастье.»)

-У кого возникли вопросы?

-О чем говорила надпись на камне? Что необычного в этой надписи?

-Что может произойти далее?

Вопросы после чтения 2 фрагмента. (Со слов «Братья прочли…» до слов «…какого нам вовсе не нужно»).

-У кого есть, что сказать?

-Согласны ли вы с предположениями старшего брата? Чего он опасается?

-Может ли быть «ненужное счастье»?

-Что может ответить младший брат?

- Как поступят братья? Подумайте, предположите.  

         Вопросы после чтения 3 фрагмента. (Со слов «А меньшой сказал…» до слов «… По мне, надо идти»).

-Какие значки появились у вас в этой части?

-Подтвердились ваши предположения?

-Что произойдет с героями дальше?

 

Вопросы после чтения  4 фрагмента. («Меньшой брат пошел…» до «… стали рассказывать свою жизнь»)

-Сбылись ли ваши предположения?

-Какие есть вопросы?

-Нашел ли младший брат свое счастье?

-Одобряете ли вы его поступок? Почему?

-Был ли счастлив старший брат?

-Что расскажут братья друг другу о своей жизни?

Вопросы после чтения 5 фрагмента. («Старший брат и говорит …» до конца.

- Подтвердились ваши предположения?

-Какие возникли вопросы?

1) Обобщающая беседа.      

-К какому жанру отнесем произведение Л.Н.Толстого? (Сказка) Что обязательно содержит любая сказка? (Мудрость). Каждый автор, прежде чем написать произведение, вынашивает идею, авторский замысел. Какую цель мы можем поставить на уроке? (Понять, в чём мудрость этой сказки).

 

- Как узнать, кто из братьев прав? (Сравнить их)

2) Составление сравнительной характеристики героев. Прием «Концептуальная таблица» (работа в 3 группах – делятся по своему желанию). (При работе рекомендовать использовать свои знаки «Инсерт»). (Слайд №11) 

                           

          Старший брат

        Линии сравнения

         Младший брат

 Черты характера

Речь

Отношение к жизни

Каждая группа рассматривает одну линию сравнения, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют ответы и доказывают их словами из текста.

3) Закрепление знаний и способов действий.   

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? Кто из братьев прав? Кого автор считает правым? Рассудила ли жизнь братьев? Что было бы, если бы в сказке появился третий брат? Почему именно такую сказку написал Л.Н.Толстой для своих учеников?

-В чем заключается мудрость сказки Л.Н.Толстого? (Жизнь можно прожить по-разному, потому что по-разному люди понимают, что для них счастье и смысл жизни). (Слайд №12).

-А понятия счастья и смысла жизни являются категориями какой науки? (Философии).

-Какой вопрос возник у нас в начале урока? (Какой вклад внёс в детскую литературу Л.Н.Толстой?).  Теперь мы можем на него ответить? (Слайд №13).

-Л.Н.Толстой – человек, писатель, отец, педагог, философ. Многие знаменитые люди высказывали о нём совё мнение. А.М.Горький писал: «Толстой-то, Толстой! Это … не человек, а Человечище, Юпитер». (Слайд №14).

4). Перенос полученных знаний на себя.

-В начале урока вы отвечали на вопрос «Что такое счастье?»  Скажите, изменилось ли ваше мнение по этому поводу?

-Напишите небольшое эссе по данному началу: «Чтобы быть счастливым, надо …» (Слайд №15).

-Кто желает зачитать эссе?

5). Итог урока.

-А вообще, надо ли говорить о счастье, думать о нем, читать произведения? (Слайд №16)

Оказывается, проблема счастья настолько актуальна  в наши дни, что в 2012 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 20 марта Международным днем счастья.

-У вас на партах лежат листы, как вы думаете, почему я выбрала именно такое содержание? Что бы вы хотели сделать? (См. Приложение)

  1. Афоризмы Л.Н.Толстого:

1). «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».

2). «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше».

3). «Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя».

4). «Человек приходит в этот мир для счастья, но проживает свою жизнь так, как считает нужным».

5). «Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».

     2. Русские народные пословицы:

  1. Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.
  2. Счастья ключи в своих руках ищи.
  3. Кому что на роду написано.
  4. Всякому человеку свое счастье.
  5. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – еще большее.
  6. Жизнь дана на добрые дела.
  7. Счастье в нас, а не вокруг да около.
  8. Для человека – счастье, если он может добиться того, чего хочет.

     3. Стихотворение:

 Татьяна Бражникова

Какое счастье видеть и дышать,

Мечтать и светом восхищаться,

Стихами душу украшать,

Любовью к миру причащаться.

Какое счастье по Земле идти,

Лучами солнца умываясь,

Среди дорог свой путь найти,

Уже ни в чём не сомневаясь.

Стремиться и стремиться вверх,

Соединяясь над Землею,

С той радостью – одной на всех,

С той милостью – на всех одною.

Какое счастье быть самим собою!

-Кто желает озвучить свой выбор?

-Будьте счастливы! (Слайд №17)

6). Домашнее задание.

- Спасибо за работу. Продолжайте изучать литературу, делать правильные выводы, тогда меньше совершите ошибок в жизни. Домашнее задание предлагаю вам придумать себе самостоятельно. У кого уже есть идеи?



Предварительный просмотр:

  1. Афоризмы Л.Н.Толстого:

1). «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».

2). «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше».

3). «Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя».

4). «Человек приходит в этот мир для счастья, но проживает свою жизнь так, как считает нужным».

5). «Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».

     2. Русские народные пословицы:

  1. Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.
  2. Счастья ключи в своих руках ищи.
  3. Кому что на роду написано.
  4. Всякому человеку свое счастье.
  5. Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – еще большее.
  6. Жизнь дана на добрые дела.
  7. Счастье в нас, а не вокруг да около.
  8. Для человека – счастье, если он может добиться того, чего хочет.

     3. Стихотворение:

 Татьяна Бражникова

Какое счастье видеть и дышать,

Мечтать и светом восхищаться,

Стихами душу украшать,

Любовью к миру причащаться.

Какое счастье по Земле идти,

Лучами солнца умываясь,

Среди дорог свой путь найти,

Уже ни в чём не сомневаясь.

Стремиться и стремиться вверх,

Соединяясь над Землею,

С той радостью – одной на всех,

С той милостью – на всех одною.

Какое счастье быть самим собою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:·       ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...

Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения

Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...

Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих нацио-нальных ценностей через ана-лиз народных сказок)»

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»...