Урок литературного чтения в 4 классе "Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Чтобы лучше понять не только мысли автора, но и логику авторов учебника, включивших в тот или иной раздел конкретные произведения, необходима система проведения уроков литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Писатели XIX века - детям Авторы 1). И.А.Крылов 2).А.Погорельский 3). А.С.Пушкин 4). В.А.Жуковский 5). В.И.Даль 6). А.О.Ишимова 7). С.Т.Аксаков 8). Н.А.Некрасов 9). Л.Н.Толстой Вклад в литературу Основал направление реализм. Автор первой книги о детстве. Создал русский литературный язык. Основал направление романтизм. Создал толковый словарь. Создала первую историю для детей. Автор мемуаров для детей. Привнёс в произведения патриотизм. ?
Словарь Владимира Ивановича Даля Счастье – от со-частье, доля, пай. Отражает общественный смысл – получить свою долю в общем результате.
Этимологический словарь Макса Фасмера Счастье (праславянское происхождение, появилось в конце XV века) – образовано с помощью приставки «с» в значении хороший и слова «часть». Буквально – «хорошая часть, доля».
Афоризмы 1). Эмиль Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд». 2). Эрнест Хемингуэй: «Счастье – самая замечательная вещь на земле». 3). Иван Тургенев: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».
Афоризмы 4). Маргарет Ранбек: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать». 5). Герберт Спенсер: «Счастье составляет наивысшую цель наших стремлений».
Лев Николаевич Толстой Человек, отец, писатель, педагог.
Школа в Ясной поляне (1859 год)
Лев Николаевич Толстой «Два брата» План работы: 1). Познакомиться с произведением. 2). Провести необходимую работу с текстом. 3). Понять замысел автора. 4). Сделать личные выводы.
Концептуальная таблица Старший брат Линии сравнения Младший брат Черты характера Речь Отношение к жизни
Мудрость сказки Л.Н.Толстого Жизнь можно прожить по-разному, потому что по-разному люди понимают, что для них счастье и смысл жизни.
Писатели XIX века - детям Авторы 1). И.А.Крылов 2).А.Погорельский 3). А.С.Пушкин 4). В.А.Жуковский 5). В.И.Даль 6). А.О.Ишимова 7). С.Т.Аксаков 8). Н.А.Некрасов 9). Л.Н.Толстой Вклад в литературу Основал направление реализм. Автор первой книги о детстве. Создал русский литературный язык. Основал направление романтизм. Создал толковый словарь. Создала первую историю для детей. Автор мемуаров для детей. Привнёс в произведения патриотизм. Привнёс в литературу философию.
«Толстой-то, Толстой! Это … не человек, а Человечище , Юпитер ». А.М.Горький
Эссе Чтобы быть счастливым, надо…
В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 20 марта Международным днём счастья
Будьте счастливы!
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Школа 2100».
Автор: Парадовская Елена Александровна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 21 с УИОП» города Ухта Республики Коми
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого «Два брата».
Цели урока:
- Создание условий для развития личности через восприятие художественного произведения; формирование правильного типа читательской деятельности.
- Понять, в чем мудрость сказки через определение авторского замысла.
Задачи:
- Совершенствование техники чтения, приёмов понимания текста.
- Развитие речи учащихся, обогащение словаря; умений работать над образом литературных героев; развитие творческих способностей.
- Введение через сказку Л.Н.Толстого «Два брата» в мир человеческих отношений.
- Воспитывать личность со свободным и независимым мышлением, способную ценить счастье.
Оборудование:
- учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 4 класс, 1 часть (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 2012г.)
- компьютер
- проектор
- презентация
- листы для записей, маркеры
Ход урока.
- Организационный момент. (Слайд №1)
-Я рада видеть на уроке своих детей и наших гостей. Давайте поприветствуем друг друга и скажем «Здравствуйте, все!»
- Подготовка к основному этапу.
-Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир литературы XIX века. Каждый писатель внёс огромный вклад в развитие детской литературы. Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились в этом году. (Слайд №2).
Автор | Вклад в детскую литературу |
1). И.А.Крылов | Основал направление реализм. |
2).А.Погорельский | Автор первой книги о детстве. |
3). А.С.Пушкин | Создал русский литературный язык. |
4). В.А.Жуковский | Основал направление романтизм. |
5). В.И.Даль | Создал первый толковый словарь. |
6). А.О.Ишимова | Создала первую историю для детей. |
7). С.Т.Аксаков | Автор мемуаров для детей. |
8). Н.А.Некрасов | Привнёс в произведения патриотизм. |
9). Л.Н.Толстой | ? |
-О каком авторе мы говорили на прошлом уроке? Что о нём хотим узнать? (Каков его вклад в детскую литературу).
-Предлагаю вам послушать стихотворение: (Слайд №3)
Мы на Земле – частички мира,
Возможно, им неведом счет,
Но каждый в чем-то счастье видит –
Со счастьем встречи каждый ждет! Р.Маневич
-О чём говорится в стихотворении? (О счастье). А как вы думаете, что такое счастье? (Выслушиваются желающие ответить).
-Где можно узнать толкование слова? (В словаре). (Зачитывается словарная статья из «Толкового словаря С.И.Ожегова). А вот, что говорят другие словари. (Слайды №4 и №5).
-Великие люди тоже размышляли над этим вопросом. Вот их мнения: (Слайды №6 и 7).
1). Эмиль Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».
2). Эрнест Хемингуэй: «Счастье – самая замечательная вещь на земле».
3). Иван Тургенев: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».
4). Маргарет Ранбек: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать».
5). Герберт Спенсер: «Счастье составляет наивысшую цель наших стремлений».
-Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о счастье? (Подводка к теме урока). С каким автором встречались на прошлом уроке? Что о нем узнали? Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой? (Слайды №8 и 9).
-Сегодня мы познакомимся с его произведением «Два брата». (Слайд №10). Можно ли по названию определить жанр произведения? А о чем будет произведение? Какие вопросы возникают в связи с названием? (Этап прогнозирования). Каково лексическое значение слова брат? (По словарю). Почему именно братьев решил сделать героями произведения автор? Где будем искать ответы на наши вопросы? (В произведении).
- По какому плану построим работу? (Слайд №10)
1). Познакомиться с произведением.
2). Провести необходимую работу с текстом.
3). Понять замысел автора.
4). Сделать личные выводы.
Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение текста вслух. (Текст разбит на 5 фрагментов, которые читают 5 учеников. Прием – чтение с остановками). Во время чтения используется прием «Инсерт» - на полях дети ставят необходимые знаки.(+новое, - думал иначе, ? не понял, есть вопросы)
Вопросы после чтения 1 фрагмента. (С начала до слов: «… в доме том найдешь счастье.»)
-У кого возникли вопросы?
-О чем говорила надпись на камне? Что необычного в этой надписи?
-Что может произойти далее?
Вопросы после чтения 2 фрагмента. (Со слов «Братья прочли…» до слов «…какого нам вовсе не нужно»).
-У кого есть, что сказать?
-Согласны ли вы с предположениями старшего брата? Чего он опасается?
-Может ли быть «ненужное счастье»?
-Что может ответить младший брат?
- Как поступят братья? Подумайте, предположите.
Вопросы после чтения 3 фрагмента. (Со слов «А меньшой сказал…» до слов «… По мне, надо идти»).
-Какие значки появились у вас в этой части?
-Подтвердились ваши предположения?
-Что произойдет с героями дальше?
Вопросы после чтения 4 фрагмента. («Меньшой брат пошел…» до «… стали рассказывать свою жизнь»)
-Сбылись ли ваши предположения?
-Какие есть вопросы?
-Нашел ли младший брат свое счастье?
-Одобряете ли вы его поступок? Почему?
-Был ли счастлив старший брат?
-Что расскажут братья друг другу о своей жизни?
Вопросы после чтения 5 фрагмента. («Старший брат и говорит …» до конца.
- Подтвердились ваши предположения?
-Какие возникли вопросы?
1) Обобщающая беседа.
-К какому жанру отнесем произведение Л.Н.Толстого? (Сказка) Что обязательно содержит любая сказка? (Мудрость). Каждый автор, прежде чем написать произведение, вынашивает идею, авторский замысел. Какую цель мы можем поставить на уроке? (Понять, в чём мудрость этой сказки).
- Как узнать, кто из братьев прав? (Сравнить их)
2) Составление сравнительной характеристики героев. Прием «Концептуальная таблица» (работа в 3 группах – делятся по своему желанию). (При работе рекомендовать использовать свои знаки «Инсерт»). (Слайд №11)
Старший брат | Линии сравнения | Младший брат |
Черты характера | ||
Речь | ||
Отношение к жизни |
Каждая группа рассматривает одну линию сравнения, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют ответы и доказывают их словами из текста.
3) Закрепление знаний и способов действий.
-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? Кто из братьев прав? Кого автор считает правым? Рассудила ли жизнь братьев? Что было бы, если бы в сказке появился третий брат? Почему именно такую сказку написал Л.Н.Толстой для своих учеников?
-В чем заключается мудрость сказки Л.Н.Толстого? (Жизнь можно прожить по-разному, потому что по-разному люди понимают, что для них счастье и смысл жизни). (Слайд №12).
-А понятия счастья и смысла жизни являются категориями какой науки? (Философии).
-Какой вопрос возник у нас в начале урока? (Какой вклад внёс в детскую литературу Л.Н.Толстой?). Теперь мы можем на него ответить? (Слайд №13).
-Л.Н.Толстой – человек, писатель, отец, педагог, философ. Многие знаменитые люди высказывали о нём совё мнение. А.М.Горький писал: «Толстой-то, Толстой! Это … не человек, а Человечище, Юпитер». (Слайд №14).
4). Перенос полученных знаний на себя.
-В начале урока вы отвечали на вопрос «Что такое счастье?» Скажите, изменилось ли ваше мнение по этому поводу?
-Напишите небольшое эссе по данному началу: «Чтобы быть счастливым, надо …» (Слайд №15).
-Кто желает зачитать эссе?
5). Итог урока.
-А вообще, надо ли говорить о счастье, думать о нем, читать произведения? (Слайд №16)
Оказывается, проблема счастья настолько актуальна в наши дни, что в 2012 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 20 марта Международным днем счастья.
-У вас на партах лежат листы, как вы думаете, почему я выбрала именно такое содержание? Что бы вы хотели сделать? (См. Приложение)
- Афоризмы Л.Н.Толстого:
1). «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».
2). «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше».
3). «Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя».
4). «Человек приходит в этот мир для счастья, но проживает свою жизнь так, как считает нужным».
5). «Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».
2. Русские народные пословицы:
- Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.
- Счастья ключи в своих руках ищи.
- Кому что на роду написано.
- Всякому человеку свое счастье.
- Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – еще большее.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Счастье в нас, а не вокруг да около.
- Для человека – счастье, если он может добиться того, чего хочет.
3. Стихотворение:
Татьяна Бражникова
Какое счастье видеть и дышать,
Мечтать и светом восхищаться,
Стихами душу украшать,
Любовью к миру причащаться.
Какое счастье по Земле идти,
Лучами солнца умываясь,
Среди дорог свой путь найти,
Уже ни в чём не сомневаясь.
Стремиться и стремиться вверх,
Соединяясь над Землею,
С той радостью – одной на всех,
С той милостью – на всех одною.
Какое счастье быть самим собою!
-Кто желает озвучить свой выбор?
-Будьте счастливы! (Слайд №17)
6). Домашнее задание.
- Спасибо за работу. Продолжайте изучать литературу, делать правильные выводы, тогда меньше совершите ошибок в жизни. Домашнее задание предлагаю вам придумать себе самостоятельно. У кого уже есть идеи?
Предварительный просмотр:
- Афоризмы Л.Н.Толстого:
1). «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».
2). «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники и иди дальше».
3). «Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя».
4). «Человек приходит в этот мир для счастья, но проживает свою жизнь так, как считает нужным».
5). «Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».
2. Русские народные пословицы:
- Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.
- Счастья ключи в своих руках ищи.
- Кому что на роду написано.
- Всякому человеку свое счастье.
- Наслаждаться счастьем – величайшее благо, но дарить его другим – еще большее.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Счастье в нас, а не вокруг да около.
- Для человека – счастье, если он может добиться того, чего хочет.
3. Стихотворение:
Татьяна Бражникова
Какое счастье видеть и дышать,
Мечтать и светом восхищаться,
Стихами душу украшать,
Любовью к миру причащаться.
Какое счастье по Земле идти,
Лучами солнца умываясь,
Среди дорог свой путь найти,
Уже ни в чём не сомневаясь.
Стремиться и стремиться вверх,
Соединяясь над Землею,
С той радостью – одной на всех,
С той милостью – на всех одною.
Какое счастье быть самим собою!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:· ...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...
Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения
Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье? (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...
Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"
Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...
урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих нацио-нальных ценностей через ана-лиз народных сказок)»
урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»...