Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Омарова Ирина Николаевна

Урок обучения грамоте по УМК " Школа России"  знакомит ребят с буквами Ч, ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_soglasnyy_zvuk_ch_bukvy_ch_ch.docx468.86 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок по обучению грамоте ( чтение) .

Тема: Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.   Чтение слов, предложений с буквой Ч.

Цели: 

Образовательная: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;

Развивающая: развивать фонематический слух, логическое мышление; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Воспитательная: воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

Оборудование : компьютер,  электронная презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Включение в учебную деятельность.

- Отгадайте загадку.

1.Что за братцы?

Их пересчитал,

Год пропал,

Годы идут,

А они не растут.

Как тех братцев зовут? ( Месяцы)

2. Прошло семь дней-

Конец и ей? ( Неделя)

- Какая тема объединяет эти отгадки? ( Время)

- Какой предмет помогает людям определять время? ( Часы)

- К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то врему отвлечётесь, то пропустите объяснение материала, и вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы будете себя очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.

III. Актуализация знаний.

- Что я сейчас произнесла? ( речь)

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь?

-Из чего состоят предложения?

- Из  чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Какую работу выполняют гласные в слове?

-Прочитайте буквы, которые  обозначают гласные звуки.

- Какие гласные обозначают  твёрдость предшествующего согласного звука?

- Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного  звука?

- Какие вы знаете хитрые буквы? Почему они хитрые?

- Какие звуки называются согласными?

- Назовите согласные звонкие звуки.

- Назовите согласные глухие звуки.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки.

- Какие не имеют пары. Они бывают только звонкие.

IV. Постановка целей и определение темы урока.

- Отгадайте загадку и вы узнаете кто пришёл к нам на урок?

Знают взрослые и дети -
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка -
Он игрушка  (Чебурашка) (Слайд)

- Чебурашки принёс вам разные предметы. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Звук ч, буква ч)

V. Работа по теме урока.

 - А теперь послушайте загадку.

                  Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить. ( Часы)

  1. Звуковой разбор слова часы.  Игра « Живые звуки». ( Выходят 4 человека. Каждый берёт фишку такого цвета, который  соответствует его звуку и даёт характеристику)
  2. Загадка: Его бьют, а он не плачет,

                Веселее только скачет.( Мяч)

  1. Звуковой анализ слова мяч.

Вывод: Звук ч – согласный, глухой, всегда бывает мягкий.

Звук ч обозначается буквами Ч, ч.

- На что похожа буква ч?

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

– Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она написана зелёным цветом?

– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги.  (Слайд)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч?  ( Слайд)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.

VI. Физминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай, гвоздика,

– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

VII. Самостоятельная работа.

Работа в парах.

– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. 
(Слайд )

Туч. ,  ч_йка и перч. тки,

Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

Ч . до, ч.  кч . , ч. с  и ч. й.

       Как напишешь?

             Отвеч. й!

VIII. Работа по учебнику.

  1. - А теперь послушайте ст-е.

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.

- Давайте откроем Азбуку на с. 5 .
– Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая современность.)

– В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. У солнечных часов вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площади тень и показывает время. К сожалению такие часы работали только днём и только в солнечную погоду. Водяные часы могут показывать время и в солнечный день. И в непогоду. От них пошла поговорка. « С той пора много воды утекло.»

« Течёт время и песочных часах. Вернее течёт песок, которым измеряют время.

Позднее появились механические часы. Сегодня широко используются электронные часы. А учёные уже изобрели атомные часы. Которые показывают самое точное время.

Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 5.

– Какие виды часов вы запомнили?

– Для чего человеку нужны часы?

– Можно ли в наше время обойтись без часов?

– Расскажите, как работали солнечные часы?

– Почему они оказались не совсем удобными?

2.Работа над многозначностью слова.

С. 6. – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)

Чтение предложений в учебнике.
3. Игры.

Следующее задание, которое вам предлагает Чебурашка “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.

Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка

Чудеса–А+ный = Чудесный

Игра « Любопытный учитель ».

Учитель: Где рубашка?

Дети: На крючке.

- Где стрелка?

- На часах.

- Где ложка?

- В чашке.

- Что растёт в саду?

- Черника, черёмуха, черешня.

-Кто живёт в будке?

-Собачка.

- Какого она цвета?

- Коричневая.

  IX. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?

–Чебурашка благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.

Он приглашает вас к себе в гости и хочет угостить, как вы думаете, чем? ( чаем, черникой и черешней) .

 - А теперь, кому сегодня было интересно на уроке и всё понятно возьмите зелёный цветочек и приклейте его к букве Ч.

- Кому было скучно на уроке и ему не всё понятно. Возьмите красный цветочек.

Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

       Как напишешь?

             Отвеч. й!

Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

       Как напишешь?

             Отвеч. й!

Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

       Как напишешь?

             Отвеч. й!

Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

       Как напишешь?

             Отвеч. й!

http://www.adv-service.ru/thumbnail/2865ff36a141edc081bb7ab458272c3b.jpg

http://cs607626.vk.me/v607626167/21ae/n0VHGtXG2Tg.jpg

http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/663052895.png

http://yahooeu.ru/uploads/posts/2011-09/1315728676_ruchka-sponsor-slp036-40_enl.gif

http://plusphotoshop.ru/i/gallery/634.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.

1 класс. Урок  чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ....

" МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй." , УМК "Школа России", ФГОС

Цели:познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й.продолжить работу над звукобуквенным анализом слов; развивать фонематический слух, умения слышать звучащее слово. продолжи...

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...