Главные вкладки

    Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Омарова Ирина Николаевна

    Урок обучения грамоте по УМК " Школа России"  знакомит ребят с буквами Ч, ч.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл myagkiy_soglasnyy_zvuk_ch_bukvy_ch_ch.docx468.86 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Урок по обучению грамоте ( чтение) .

    Тема: Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.   Чтение слов, предложений с буквой Ч.

    Цели: 

    Образовательная: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;

    Развивающая: развивать фонематический слух, логическое мышление; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

    Воспитательная: воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

    Оборудование : компьютер,  электронная презентация, карточки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Включение в учебную деятельность.

    - Отгадайте загадку.

    1.Что за братцы?

    Их пересчитал,

    Год пропал,

    Годы идут,

    А они не растут.

    Как тех братцев зовут? ( Месяцы)

    2. Прошло семь дней-

    Конец и ей? ( Неделя)

    - Какая тема объединяет эти отгадки? ( Время)

    - Какой предмет помогает людям определять время? ( Часы)

    - К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то врему отвлечётесь, то пропустите объяснение материала, и вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы будете себя очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.

    III. Актуализация знаний.

    - Что я сейчас произнесла? ( речь)

    - Какая бывает речь?

    - Из чего состоит речь?

    -Из чего состоят предложения?

    - Из  чего состоят слова?

    - Какие бывают звуки?

    - Какие звуки называются гласными?

    - Какую работу выполняют гласные в слове?

    -Прочитайте буквы, которые  обозначают гласные звуки.

    - Какие гласные обозначают  твёрдость предшествующего согласного звука?

    - Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного  звука?

    - Какие вы знаете хитрые буквы? Почему они хитрые?

    - Какие звуки называются согласными?

    - Назовите согласные звонкие звуки.

    - Назовите согласные глухие звуки.

    - Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки.

    - Какие не имеют пары. Они бывают только звонкие.

    IV. Постановка целей и определение темы урока.

    - Отгадайте загадку и вы узнаете кто пришёл к нам на урок?

    Знают взрослые и дети -
    Он один такой на свете.
    Он не зайчик и не слон,
    Но ушастый все же он.
    Не нужна ему рубашка -
    Он игрушка  (Чебурашка) (Слайд)

    - Чебурашки принёс вам разные предметы. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

    - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Звук ч, буква ч)

    V. Работа по теме урока.

     - А теперь послушайте загадку.

                      Ходят в доме, на стене.
    Любопытно даже мне.
    Им положено ходить.
    И нас вовремя будить. ( Часы)

    1. Звуковой разбор слова часы.  Игра « Живые звуки». ( Выходят 4 человека. Каждый берёт фишку такого цвета, который  соответствует его звуку и даёт характеристику)
    2. Загадка: Его бьют, а он не плачет,

                    Веселее только скачет.( Мяч)

    1. Звуковой анализ слова мяч.

    Вывод: Звук ч – согласный, глухой, всегда бывает мягкий.

    Звук ч обозначается буквами Ч, ч.

    - На что похожа буква ч?

    Да, вы правильно решили,
    Ч мы пишем, как четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    – Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она написана зелёным цветом?

    – Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги.  (Слайд)
    – С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
    – Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч?  ( Слайд)

    Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

    Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
    ЧА – пиши с А,
    ЧУ – пиши с У.

    VI. Физминутка.

    Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

    Мы в саду цветы сажаем,
    Их из лейки поливаем.

    Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

    Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай, гвоздика,

    – Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

    VII. Самостоятельная работа.

    Работа в парах.

    – Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
    – Проверим с объяснением на слайде. 
    (Слайд )

    Туч. ,  ч_йка и перч. тки,

    Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

    Ч . до, ч.  кч . , ч. с  и ч. й.

           Как напишешь?

                 Отвеч. й!

    VIII. Работа по учебнику.

    1. - А теперь послушайте ст-е.

    Стихотворение читает подготовленный ученик:

    Говорят: часы стоят.
    Говорят: часы спешат.
    Говорят: часы идут.
    Но немножко отстают.
    Мы смотрели с Мишкой вместе
    А они висят на месте.

    - Давайте откроем Азбуку на с. 5 .
    – Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая современность.)

    – В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. У солнечных часов вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площади тень и показывает время. К сожалению такие часы работали только днём и только в солнечную погоду. Водяные часы могут показывать время и в солнечный день. И в непогоду. От них пошла поговорка. « С той пора много воды утекло.»

    « Течёт время и песочных часах. Вернее течёт песок, которым измеряют время.

    Позднее появились механические часы. Сегодня широко используются электронные часы. А учёные уже изобрели атомные часы. Которые показывают самое точное время.

    Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 5.

    – Какие виды часов вы запомнили?

    – Для чего человеку нужны часы?

    – Можно ли в наше время обойтись без часов?

    – Расскажите, как работали солнечные часы?

    – Почему они оказались не совсем удобными?

    2.Работа над многозначностью слова.

    С. 6. – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды)
    – Давайте поможем ему определить значение.
    – Какое это слово? (Многозначное.)

    Чтение предложений в учебнике.
    3. Игры.

    Следующее задание, которое вам предлагает Чебурашка “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.

    Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка

    Чудеса–А+ный = Чудесный

    Игра « Любопытный учитель ».

    Учитель: Где рубашка?

    Дети: На крючке.

    - Где стрелка?

    - На часах.

    - Где ложка?

    - В чашке.

    - Что растёт в саду?

    - Черника, черёмуха, черешня.

    -Кто живёт в будке?

    -Собачка.

    - Какого она цвета?

    - Коричневая.

      IX. Итог урока. Рефлексия.

    – Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?

    –Чебурашка благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.

    Он приглашает вас к себе в гости и хочет угостить, как вы думаете, чем? ( чаем, черникой и черешней) .

     - А теперь, кому сегодня было интересно на уроке и всё понятно возьмите зелёный цветочек и приклейте его к букве Ч.

    - Кому было скучно на уроке и ему не всё понятно. Возьмите красный цветочек.

    Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

    Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

    Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

           Как напишешь?

                 Отвеч. й!

    Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

    Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

    Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

           Как напишешь?

                 Отвеч. й!

    Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

    Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

    Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

           Как напишешь?

                 Отвеч. й!

    Туч. ,  ч . йка и перч. тки,

    Ч. йник, ч. шка и свеч. ,

    Ч . до, ч.  кч . ,  ч. с  и  ч. й.

           Как напишешь?

                 Отвеч. й!

    http://www.adv-service.ru/thumbnail/2865ff36a141edc081bb7ab458272c3b.jpg

    http://cs607626.vk.me/v607626167/21ae/n0VHGtXG2Tg.jpg

    http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/663052895.png

    http://yahooeu.ru/uploads/posts/2011-09/1315728676_ruchka-sponsor-slp036-40_enl.gif

    http://plusphotoshop.ru/i/gallery/634.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

    Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

    Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

    Создать условия для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч’], буквах Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления...

    МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ч’], БУКВЫ Ч, ч.

    Урок с использованием национально-регионального компонента....

    Урок обучения грамоте в 1 классе. «Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч»

    Урок литературного чтения/обучение чтению «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»....

    Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч

    Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...

    Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

    Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...