Технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Морозова Ирина Евгениевна

Тема урока: Русская народная сказка «Хаврошечка»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков осознанного чтения, представлений о семье, человеческих отношениях, сути добра и зла, развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы;

регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: модели обложек

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

КЛАСС: 2

УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

ТЕМА УРОКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ХАВРОШЕЧКА»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков осознанного чтения, представлений о семье, человеческих отношениях, сути добра и зла, развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы;

регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: модели обложек

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. 

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Подготовительный этап

к изучению
нового материала

– Чему будет посвящен наш урок, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

– Догадались, чему будет посвящен урок?

– Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

– Расскажите, какие группы сказок выделяют

– Сказка.

– Сказкам.

– Авторские, народные. Волшебные, бытовые, о животных

Умеют договариваться, находить общие решения.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Постановка учебной
задачи

– Сегодня на уроке мы будем не только читать и работать с текстом, но и размышлять, делать логические выводы.

– Прочитайте, как называется сказка, с которой будем работать?

– Русская народная сказка «Хаврошечка»

IV. Работа
по теме
урока.

1. Словарная работа

– В этой сказке встречаются слова, значение которых надо уточнить в словаре.

Пуд – старая русская мера веса, равная 16,38 кг.

Прясть – скручивая (волокна), делать нити.

Ткать – изготавливать материал из нитей.

– В древности готового полотна не было. Его нужно было сделать руками. Сначала пряли самопрялкой или куделем, затем ткали
на ткацком станке.

Готовое полотно весной белили на снегу. Затем складывали или закатывали в рулон. И только потом можно было шить себе одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получилось красивое платье или рубашка!

Рябая (коровка) – пестрая, с пятнами другого цвета на основном фоне.

Заморили – здесь: замучили.

Распеклась (на солнышке) – пригрелась.

Затрагивать – говорить. 

Лихо – зло.

Наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Работают со словарями и учебником

Делают выводы в результате работы.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Уважительно относятся
к труду.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверст-ников.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками

2. Первичное чтение

Читает 1-ю часть сказки.

– О ком говорится в сказке?

– Кто ее главные герои?

– Как надо читать сказку?

– Как называется начало сказки?

Слушают.

Отвечают на вопросы.

– Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

– Зачин

3. Проверка первичного восприятия

– Какой момент сказки показался самым интересным? Почему?

– Кто из героев вам особенно понравился?

– Прочитайте 2-ю часть сказки.

– Какая из сестер узнала тайну Хаврошечки?

Читает 3-ю часть сказки.

– Что задумала злая мачеха?

– Как отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Прочитайте окончание сказки по цепочке

Читают 2-ю часть (подготовленные ученики).

– Триглазка.

Отвечают на вопросы.

Читают по цепочке

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Анализ произведения

– Почему «Хаврошечка» – волшебная сказка?

– Назовите главных героев.

– Почему девочку звали Крошечкой-Хаврошечкой?

– Какая она?

– Как жилось Хаврошечке?

– Как об этом говорится в сказке?

– Как относится хозяйка к Хаврошечке и своим
дочерям?

– Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке и прочитайте.

– Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?

                

– Как относилась корова к Хаврошечке?

– Как хозяйка узнала, что девочке помогает корова?

– Какой была последняя просьба Коровушки?

– Прочитайте описание яблоньки, которая выросла из косточек коровы.

– Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

– Назовите черты характера Хаврошечки, сестер.

– Чем отличаются эти слова?

– Как называются слова, противоположные
по смыслу?

– Прочитайте последнее предложение – концовку сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Давайте и мы будем жить в мире и согласии, совершать только добрые поступки

– Добрая, сирота, трудолюбивая, послушная, работящая.

– Коровушка:

Коровушка любимая.

Коровушка-матушка.

Коровка моя.

– Заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, переживала, помогала, любила.

– Хаврошечка – трудолюбивая, добрая. Сестры – ленивые, злые.

– Эти слова противоположны
по смыслу.

– Антонимы.

– «В добре поживать, лиха не знать».

– Если человек делает добро, то ему люди будут отвечать тем же

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Делают выводы в результате работы

V. Первичное закрепление.

Работа в тетради (с. 83, задание 3)

– Прочитайте описание яблоньки. В каких словах слышится восхищение?

– Какое чудо всех удивляло? Подчеркните правильный ответ.

•  Яблочки наливные;

•  листья золотые;

•  веточки серебряные.

– Почему же яблонька не дала сестрам яблок?

– Ленивые, не любили работать, обижали сироту

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

VI. Итог урока. Рефлексия

– Какую сказку мы читали на уроке?

– Какая это сказка?

– Чему она учит?

– Нужны ли сказки взрослым? А детям?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

– Доброте

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Проиллюстрировать сказку.

1-й уровень: с. 127–133, вопросы, подробный
пересказ.

2-й уровень: рассказать сказку младшему брату, сестре или знакомому малышу

Записывают задание на дом, задают
вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...