Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кобесова Рита Марксовна

Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx56.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 50     Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»;

научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием

Образовательные ресурсы: портрет писателя, выставка книг с произведениями В. М. Гаршина, поделки «Роза», выполненные на уроках трудового обучения, привлекательное изображение жабы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.

Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.

Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы
(компьютер, игрушку и т. п.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку.

– Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки?

– Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

– Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном.

– Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

– Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

Фиксируют на доске интересные формулировки.

– «Узнать, какая роза…», «Что произошло с героями…», «Узнать, какая это сказка…», «Почему жаба общается с розой?»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Знаком-ство с жизнью и творчеством
В. М. Гар-шина

Рассказывает о творчестве В. М. Гаршина.

– Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.

– Его главными жизненными принципами стано-вится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слезы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.

– Читая сегодня его «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

IV. Первичное чтение сказки

Организует знакомство с текстом сказки. Задает вопросы после чтения.

– Понравилась вам сказка?

– Какое впечатление она на вас произвела?

– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

– Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название?

– Что вас больше всего поразило в произведении?

– Каким вам показался Вася?

– Как мальчик вел свои наблюдения?

– Как это его характеризует?

– Какие чувства вы испытываете к Васе?

– Какой вы представляете Машу?

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

– Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки.

– Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид
розы.

– Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»?

– Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу?

– Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.

– Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

– О чем это произведение? В чем его главный смысл?

– На уроках технологии вы выполняли поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели очень много фотографий различных роз. Используя свои знания, наблюдения, скажите: какой это цветок – роза

Читают вслух по цепочке текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– Автор не описывает красоту розы. Он описы-
вает утро, росу, все вокруг. Все это говорит
о счастье.

– Главное для розы – СЧАСТЬЕ ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье розы ее аромат

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

V. Чтение сказки с анализом

Организует выборочное чтение текста и анализ по частям.

– Где росла роза? Как вы представляете садик? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

– Выберите действия розы. Кому обычно принадлежат такие действия?

– Выберите эпитеты в описании розы. Что источала роза?

– Как об этом пишет автор? Какие слова помогают это представить?

– Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?

– Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать?

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

– Распускалась, раскрывала, точно плакала, уви-дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой.

– Автор использует в тексте эпитеты, образные определения: «тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами».

Читают по тексту: «…На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…» и т. д.

– Отталкивающее, отвратительное. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

– Выделять голосом эпитеты, соблюдать темп

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания

VI. Работа
в группах

Организует работу в группах.

– Составьте рассказ о героях сказки.

1-я группа – о розе.

2-я группа – о жабе.

3-я группа – о детях.

Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений

Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу. Каждая группа готовит в течение 6 минут рассказ об одном из героев. Работают по правилу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода

Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы; 3-й – ряд от имени мальчика

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися. Учитель  предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Почему?

– Сколько сюжетов в этой сказке?

– Что позволило писателю назвать эту историю
сказкой?

– Соответствует ли изображение жабы на рисунке жабе из этой сказки? Почему?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Два сюжета: первый о розе и жабе, второй –
о брате и сестре

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Открытый урок "В.М. Гаршин Сказка о жабе и розе"

Открытый урок, данный в 4 классе в рамках Недели начальных классов...

Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»  2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...