Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами
статья по чтению на тему

Каштанова Татьяна Викторовна

В статье описано, как можно реализовать исследовательский подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе с устаревшими словами. Даны примерные темы для исследовательских проектов, а так же алгоритм работы с устаревшими словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами

Каштанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ  с. Красный Яр МР Красноярский

           В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа.

Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов.  Поэтому при работе с устаревшими словами необходимы различные  виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение  этих понятий.

             Приемы изучения  значения слова разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова;  перифраз; и т.д.

При работе с устаревшими словами на уроках литературного чтения, можно реализовывать исследовательский подход к обучению.

При проведении уроков ставятся следующие цели  и задачи.

Цели уроков:

1)Развивающая - развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.

2)Познавательная - познакомить учащихся с устаревшими словами.

3)Воспитательная - воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Задачи уроков:

-Выяснить, какие слова называются устаревшими;

-Учить находить устаревшие слова и объяснить их значение;

-Развивать речь учащихся, расширить словарный запас;

-Формировать умение работать со словарем.

Используемые методы:

-Постановка проблемы; наблюдение; сравнение и анализ языкового материала.

Используемые формы уроков:

-Самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

Планируемые результаты

-Предметные: знают значения некоторых устаревших слов; умеют установить причину исчезновения из речи этих слов; умеют работать с толковыми  словарями.

-Личностные: имеют желание приобретать новые знания; умеют осваивать новые виды деятельности; участвуют в творческом и исследовательском процессе урока.

-Регулятивные: умеют принимать поставленную задачу урока; умеют  планировать вместе с учителем необходимые действия для достижения этой задачи; умеют действовать по составленному плану.

-Познавательные: могут самостоятельно извлекать нужную информацию из материала учебника, словарей; понимают информацию в различных представленных формах (таблицах, схемах).

-Коммуникативные: умеют оформлять  и излагать свои мысли в устной и письменной  форме; дают полный ответ на поставленный вопрос, принимают участие в совместном решении поставленной проблемы урока, прислушиваются к другой точке зрения.

I. При работе с устаревшими словами нужно дать понятия «устаревшие слова». Почему они так называются.

       (Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими).

На какие две категории можно разделить устаревшие слова?  

-Историзмы  (царь, государь) устарели с понятиями о предметах.

-Архаизмы  (заморский- иностранный, психея-душа, ветрило-парус)- вытесненные другими словами- синонимами.

II.Разделение устаревших слов на темы.

Военная лексика:

1. Названия древних воинов: богатырь, дружинник, воевода.

2. Доспехи и вооружение воинов: латы, доспехи, меч, щит, копье, и т. п.

Части тела человека: очи, уста, чело, персты и др.

Государственная лексика:

1.Названия сословий: вельможа, владыка, царь, царевич, князь и пр.;

2.Названия профессий: стражник, дровосек, ямщик, кучер и др.;

3Названия территорий: град, волость, слобода и т. д.;

4.Атрибуты государства: острог, барщина, званый пир и т. п.;

III.Ответьте на вопрос:

 Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами?

IV.Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.

      1.Кеды,  босоножки,  лапти,  кроссовки.

      2.Пальто, плащ, шуба, кафтан.

3.Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

     4.Нос, рот, очи, уши.

 (в этом задании запись слов можно заменить иллюстрациями)

V. Найди в пословица устаревшие слова, заменив из словами-синонимами.

-Всякий Еремей дело разумей (понимай).

-Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).

-Пословица недаром молвится (говорится).

VI. Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина современными синонимами.
«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза
«Издалеча наконец» – из далека  наконец
«И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла
«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина
«Но зато горда, ломлива» - но зато горда, упряма
«Да сто сорок теремов» - да сто сорок высоких домов
«Не кручинься, бог с тобой» - не грусти, бог с тобой
«Тужит бедный царь по ней» - скучает бедный царь по ней

VII. Сравнение оригинального текста и переделанного

Текст оригинала

Текст переделанный

«Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;»

«Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, даже глаза
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;»

«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.»

«Правду говорить, молодая женщина
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, упряма
Своенравна и ревнива.»

VIII.Алгоритм работы над устаревшими словами:

  1. Найди устаревшее слово в тексте.
  2. Определи его лексическое значение, пользуясь словарем устаревших слов или толковым словарем.
  3. Обрати внимание на правильное написание и произношение слова.
  4. Если слово многозначное, выбери то значение, в котором оно употреблено в данном тексте.
  5. Прочитай все примеры употребления слова в речи.
  6. Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом в современной жизни. В этом случае к слову можно подобрать синоним.

Если да, то это архаизм. Если нет – историзм.        

IX .Вопросы для исследования на уроке:

- Как вы думаете, почему слова устаревают?

- Где можно найти объяснения устаревшего слова?

-С какой целью поэты и писатели используют их в своих произведениях?

X. Темы исследовательских проектов:

1.Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина.( конкретизировать).

2.Элементы женской одежды в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

3.Описание одежды жителей Руси в сказках А.С.Пушкина.

3. «Географическая карта»  в сказках А.С.Пушкина.  

4. Создание словаря устаревших слов, используемых в начальной школе . (долгосрочное исследование)

       В ходе  исследований дети сделают вывод, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Каштанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Красный Яр МР Красноярский Самара 2016 г « Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами»

Слайд 2

В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа .

Слайд 3

Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов. Поэтому при работе с устаревшими словами необходимы различные виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение этих понятий. Приемы изучения значения слова разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова; перифраз; и т.д. При работе с устаревшими словами на уроках литературного чтения, можно реализовывать исследовательский подход к обучению.

Слайд 4

Цели и задачи уроков Цели уроков: 1)Развивающая - развивать личность ученика на основе формирования умения учиться. 2)Познавательная - познакомить учащихся с устаревшими словами. 3)Воспитательная - воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Задачи уроков: -Выяснить, какие слова называются устаревшими; -Учить находить устаревшие слова и объяснить их значение; -Развивать речь учащихся, расширить словарный запас; -Формировать умение работать со словарем.

Слайд 5

Используемые методы и формы Используемые методы: -Постановка проблемы; наблюдение; сравнение и анализ языкового материала. Используемые формы уроков: -Самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

Слайд 6

Планируемые результаты - Предметные: знают значения некоторых устаревших слов; умеют установить причину исчезновения из речи этих слов; умеют работать с толковыми словарями. -Личностные : имеют желание приобретать новые знания; умеют осваивать новые виды деятельности; участвуют в творческом и исследовательском процессе урока. - Регулятивные: умеют принимать поставленную задачу урока; умеют планировать вместе с учителем необходимые действия для достижения этой задачи; умеют действовать по составленному плану. -Познавательные: могут самостоятельно извлекать нужную информацию из материала учебника, словарей; понимают информацию в различных представленных формах (таблицах, схемах). -Коммуникативные: умеют оформлять и излагать свои мысли в устной и письменной форме; дают полный ответ на поставленный вопрос, принимают участие в совместном решении поставленной проблемы урока, прислушиваются к другой точке зрения.

Слайд 7

Понятие «устаревшие слова» Историзмы (царь, государь) устарели с понятиями о предметах. Архаизмы (заморский- иностранный, психея-душа, ветрило-парус)- вытесненные другими словами- синонимами.

Слайд 8

Разделение на темы Военная лексика: 1. Названия древних воинов: богатырь, дружинник, воевода. 2. Доспехи и вооружение воинов: латы, доспехи, меч, щит, копье, и т. п. Части тела человека: очи, уста, чело, персты и др Государственная лексика: 1.Названия сословий: вельможа, владыка, царь, царевич, князь и пр.; 2.Названия профессий: стражник, дровосек, ямщик, кучер и др.; 3Названия территорий: град, волость, слобода и т. д.; 4.Атрибуты государства: острог, барщина, званый пир и т. п.

Слайд 9

Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами? Ответь на вопрос

Слайд 10

1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. 2. Пальто, плащ, шуба, кафтан. 3.Стол , утюг, коромысло, кастрюля. 4. Нос, рот, очи, уши. (в этом задании запись слов можно заменить иллюстрациями) Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.

Слайд 11

-Всякий Еремей дело разумей (понимай). -Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры). -Пословица недаром молвится (говорится). . Найди в пословица устаревшие слова, заменив из словами-синонимами.

Слайд 12

«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза «Издалеча наконец» – из далека наконец «И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла «Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина «Но зато горда, ломлива » - но зато горда, упряма «Да сто сорок теремов» - да сто сорок высоких домов «Не кручинься, бог с тобой» - не грусти, бог с тобой «Тужит бедный царь по ней» - скучает бедный царь по ней Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина современными синонимами.

Слайд 13

Текст оригинала Текст переделанный « Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» « Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, даже глаза Разболелись глядючи С белой зори до ночи;» «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива.» «Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.» . Сравнение оригинального текста и переделанного

Слайд 14

Найди устаревшее слово в тексте. Определи его лексическое значение, пользуясь словарем устаревших слов или толковым словарем. Обрати внимание на правильное написание и произношение слова. Если слово многозначное, выбери то значение, в котором оно употреблено в данном тексте. Прочитай все примеры употребления слова в речи. Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом в современной жизни. В этом случае к слову можно подобрать синоним. Если да, то это архаизм. Если нет – историзм. Алгоритм работы над устаревшими словами:

Слайд 15

Как вы думаете, почему слова устаревают? - Где можно найти объяснения устаревшего слова? -С какой целью поэты и писатели используют их в своих произведениях? Вопросы для исследования на уроке:

Слайд 16

1.Устаревшие слова в сказках , былинах. ( конкретизировать). 2.Элементы женской одежды в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 3.Описание одежды жителей Руси в сказках А.С.Пушкина. 3. «Географическая карта» в сказках А.С.Пушкина. 4. Создание словаря устаревших слов, используемых в начальной школе . (долгосрочное исследование) Темы исследовательских проектов:

Слайд 17

В ходе исследований дети сделают вывод, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...

Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Реализация исследовательского подходана уроках различных предметных областейв начальной школе» Итоговая работа...

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....

Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»

Статья  (из опыта работы)  «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...