Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»
материал (2 класс) по теме

Алексеева Екатерина Николаевна
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Реализация исследовательского подхода
на уроках различных предметных областей
в начальной школе»
Итоговая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pobeda.docx28.26 КБ
Office presentation icon moya_pobeda.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального

 образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Реализация исследовательского подхода

на уроках различных предметных областей

в начальной школе»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

30.03-03.04.2015 г.

Итоговая работа

Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

Выполнила

Алексеева Екатерина Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Варламово

МР Сызранский

Самара 2015

Актуальность. Даная исследовательская деятельность актуальна по нескольким основаниям. Во-первых, в социально-культурном аспекте, основной вектор воспитательной работы в 2014 – 2015 учебном году тесно связан с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, проблематика воспитания толерантности и патриотизма у детей акцентируется спецификой современных условий, когда молодежь вынуждена противостоять самым разным вызовам, в том числе вызовам терроризма и экстремизма.

Проблема – является ли праздник всего народа праздников и в моей семье.

Тема - жизнь моих родственников в годы войны 1941-1945 гг.

Объект исследования – Великая Отечественная Война

Цель – выяснить, как коснулась Великая Отечественная Война моей семьи.

Задачи:

- собрать информацию о Великой Отечественной Войне;

- оформить сообщение по теме;

- выяснить у взрослых есть ли в моей семье люди, которые участвовали в той войне, или есть те, кто мог бы рассказать об этом

- собрать информацию о членах своей семьи в годы войны;

- оформить сообщение с использованием полученных данных;

 - нарисовать рисунки или распечатать понравившиеся фотографии, плакаты времен войны;

- подобрать стихотворения на данную тему;

- оформление стенгазеты «Моя победа».

Гипотеза – можно предположить, что в моей семье есть люди, которые участвовали в победе 1945 г. и, следовательно, эта победа является праздников нашей семьи.

Методы исследования - анализ, опрос, беседа, наблюдение, анкетирование, количественная обработка данных, интервьюирование, сравнение, обобщение, сбор данных.

Планируемое время исследования – 4 недели (апрель-май)

1 неделя – собрать информацию о ВОВ и оформить сообщение (работа в группах);

2 неделя – провести анкетирование - опрос родственников, обработка данных, и оформить сообщение;

3 неделя – собрать информацию о члене/членах семьи, которые жили во время ВОВ;

4 неделя – оформление полученных результатов и представление итогов исследовательской деятельности.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

  • Погружение в проблему  

На уроке внеклассного чтения детям раздаются тексты с произведениями и стихами о войне. Происходит беседа по прочитанным произведениям.

- Ребята, о какой войне идет речь в данном произведении?

- Что вы знаете об этой войне?

- Когда закончилась эта война? (9 мая)

- Что происходит сейчас в этот день? (парад, праздник)

- Почему каждый год говорят о войне, которая давно закончилась? (праздник 9 мая).

- Ребята, расскажите, а какие праздники вы знаете? Что вы делаете в праздники?

- Зачем нужны праздники?

- Что они значат для нас?

- Что значит для вас праздник 9 мая?

- А вы должны его праздновать? Возможно, этот праздник не ваш?

- Что вы бы хотели узнать об этом празднике?


Неделя

Этап планирования

Осуществление деятельности по решению проблемы

Оформление результатов

1 неделя

Продолжение беседы на этапе погружения в проблему

Ребята, чтобы наша работа исследовательская была интересной, предлагаю разделиться на группы. Решите, что вам хотелось бы узнать о войне (ответы групп – почему/как началась война, сколько она длилась, как закончилась, почему победа не была быстрой, кто руководил войсками, какой была армия/оснащение в период ВОВ, как праздновался день победы с 1945 г. и т.д.)

- Предлагаю вам в течение недели ответить в группах на эти вопросы и представить оформленные сообщения на следующем классном часе и начать заполнение нашей стенгазеты «Победа».

Анализ, сравнение, обобщение данных

 Определяется место в классе, где будут представлены все работы ребят по данной теме и в выбранном месте устанавливается название стенгазеты «Победа».

2 неделя

- Какие чувства/эмоции возникли у вас после сообщений ребят? (война жестокая, долгая, страшная)

- Хотели бы вы побывать в тех временах? А можно было скрыться от войны, спрятаться остальным людям? (если ответы будут положительными – Кого вы бы хотели встретить в те годы?)

- Что рассказывали вам папа и мама о той войне? Где были ваши родственники в то время? Их не коснулась война?

- Предлагаю вам провести исследование в виде анкеты-опроса. Результаты представить на следующем классном часе и продолжить заполнение нашей стенгазеты «Победа».

Анкета-опрос, обобщение данных.

Выступление групп.

Фотографии, печатные сообщения, тексты песен, рисунки, плакаты заполняют стенгазету «Победа».

3 неделя

- Давайте подведем итог. Поднимите руки те, у кого есть родственники, которые погибли в войне. Поднимите руки те, у кого родственники не помнят войны. Поднимите руки те, у кого есть родственники воевали или работали в тылу, приближая победу.

Ребята, посмотрите на ваши руки – у каждого есть в семье родственники, которые жили, воевали в это время и приближали победу со всем русским народом.

Предлагаю вам вспомнить нашу гипотезу, как вы считаете, наше предположение было верным или ошибочным? Предлагаю изменить название нашей стенгазеты со слова «Победа» новое название «Моя победа».

- Что вам интересно узнать о родственниках, прошедших ВОВ или что вы узнали помимо анкеты, что еще не вместилось в ваше сообщение (фотографии, истории, ордена)

- Предлагаю вам продолжить исследование и собрать информацию и интересные для вас факты по вашим родственникам и начать оформлять сообщения для нашей стенгазеты «Моя победа». Те, кто сможет закончить оформление первыми представят свои сообщения на следующем классном часе.

Сбор данных.

Выступление ребят. Результаты опроса пополняют стенгазету.

4 неделя

- Ребята поделитесь результатами своей исследовательской деятельности.

Ждем с нетерпением сообщения на следующем классном часе.

Оформление полученных результатов.

Выступление ребят.

Представление итогов исследовательской деятельности.

  • Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности (на заключительном классном часе по истечении 4 недель)

- Ребята, давайте вспомним нашу проблему и гипотезу. Поделитесь выводами, к которым вы пришли. Поделитесь своими впечатлениями от исследовательской деятельности. Что было самым трудным? Что удивило? Что понравилось больше всего?


Приложение.

Владимир Богомолов. Необыкновенное утро

Дедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами и весело сказал:

— Ну, Иванка, поднимайся! Пора вставать!

Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель. Ваня сразу узнал этот китель — дедушка сфотографировался в нем в мае 1945 года в последний день войны в Берлине. На кителе зеленые погоны с маленькой зеленой звездочкой на красной узкой полоске, а над карманом легонько позванивают медали на красивых разноцветных лентах.

На фотокарточке дедушка очень похож, только усы у него совсем черные-черные, а из-под козырька фуражки выглядывал густой волнистый чуб.

— Иван-богатырь, поднимайся! В поход собирайся! — весело гудел над его ухом дедушка.

— А разве сегодня уже воскресенье? — спросил Ваня. — И мы пойдем в цирк?

— Да. Сегодня воскресенье, — дедушка показал на листок календаря. — Но воскресенье особенное.

Мальчик посмотрел на календарь: «Какое-такое особенное воскресенье?» — подумал он. На листке календаря название месяца, число было напечатано красной краской. Как всегда. «Может быть, сегодня День Победы? Но праздник этот бывает весной, в мае, а сейчас еще зима... Почему дедушка в военной форме?»

— Да ты погляди хорошенько, — сказал дедушка и поднял Ваню на руках, поднес к календарю и спросил:

— Видишь, какой месяц? — И сам ответил:

— Февраль месяц. А число? Второе. А что в этот день было, много-много лет назад, в 1943 году? Забыл? Эх ты, Иван — солдатский внук! Я тебе говорил, и не раз. И в прошлом году, и в позапрошлом... Ну, припомнил?..

— Нет, — честно признался Ваня. — Я же тогда был совсем маленьким.

Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных — «За отвагу» и «За боевые заслуги». На кружочке медали были отчеканены солдаты с винтовками. Они шли в атаку под развернутым знаменем. Над ними летели самолеты, а сбоку мчались танки. Наверху, возле самого края было вытеснено: «За оборону Сталинграда».

— Вспомнил, вспомнил! — обрадованно закричал Ваня. — В этот день вы разбили фашистов на Волге...

Дедушка разгладил усы и, довольный, пробасил:

— Молодец, что вспомнил! Не забыл, значит. Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!

* * *

Приснилось мне, приснилось мне
Как будто я на той войне.
Вдруг вижу – папа молодой,
Тогда еще не папа мой,
Такой смешной, такой худой,
И совершенно не седой.
Среди разрывов и огня
Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне,
Я папу видел на войне.
Идет куда-то в сапогах
Не на протезах.
На ногах.
 
Петр Давыдов
май 2002.

Анкета

Ф,И, __________________________________вид родства_______________

Одно самое важное предложение или слово о войне___________________

_______________________________________________________________

Любимый фильм о войне_________________________________________

О чем или о ком этот фильм_______________________________________

Имя известного героя и его подвиг _________________________________

_______________________________________________________________

Есть ли герои в нашей семье_______________________________________

Имена родственников, которые жили в годы ВОВ_____________________

_______________________________________________________________

Как и где жила наша семья в годы ВОВ_____________________________

_______________________________________________________________

Анализ опроса в моей семье______________________________________

Высказывания моих родственников о войне__________________________

_______________________________________________________________

Наши любимые фильмы о войне___________________________________

_______________________________________________________________

Мы знаем героев войны __________________________________________

_______________________________________________________________

В моей семье есть герои ________________________________________

_______________________________________________________________

В моей семье прошли всю войну ___________________________________

_______________________________________________________________

Литература

Рассказы и стихи о ВОВ для детей младшего школьного возраста - http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-voine-1941-1945-dlja-1-2-3-4-klasa.html    https://www.stihi.ru/2004/05/03-01

Л. В. Голоднова. Методика организации исследовательской деятельности учащихся в школе. Программа "Ученик-исследователь"

 http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая работа Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа» Алексеева Екатерина Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ЦО» пос. Варламово КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Реализация исследовательского подхода на уроках различных предметных областей в начальной школе»

Слайд 2

Проблема – является ли праздник всего народа праздником и в моей семье. Цель – выяснить, как коснулась Великая Отечественная Война моей семьи. Гипотеза – можно предположить, что в моей семье есть люди, которые участвовали в победе 1945 г. и, следовательно, эта победа является праздников нашей семьи.

Слайд 3

Задачи: собрать информацию о Великой Отечественной Войне; - оформить сообщение по теме; - выяснить у взрослых есть ли в моей семье люди, которые участвовали в той войне, или есть те, кто мог бы рассказать об этом; - собрать информацию о членах своей семьи в годы войны; - оформить сообщение с использованием полученных данных; - нарисовать рисунки или распечатать понравившиеся фотографии, плакаты времен войны; - подобрать стихотворения на данную тему; - оформление стенгазеты «Моя победа».

Слайд 4

Планируемое время исследования – 4 недели (апрель-май) 1 неделя – собрать информацию о ВОВ и оформить сообщение (работа в группах); 2 неделя – провести анкетирование - опрос родственников, обработка данных, и оформить сообщение; 3 неделя – собрать информацию о члене/членах семьи, которые жили во время ВОВ; 4 неделя – оформление полученных результатов и представление итогов исследовательской деятельности.

Слайд 5

Неделя Этап планирования Осуществление деятельности по решению проблемы Оформление результатов 1 неделя Продолжение беседы на этапе погружения в проблему Ребята, чтобы наша работа исследовательская была интересной, предлагаю разделиться на группы. Решите, что вам хотелось бы узнать о войне (ответы групп – почему/как началась война, сколько она длилась, как закончилась, почему победа не была быстрой, кто руководил войсками, какой была армия/оснащение в период ВОВ, как праздновался день победы с 1945 г. и т.д.) - Предлагаю вам в течение недели ответить в группах на эти вопросы и представить оформленные сообщения на следующем классном часе и начать заполнение нашей стенгазеты «Победа». Анализ, сравнение, обобщение данных Определяется место в классе, где будут представлены все работы ребят по данной теме и в выбранном месте устанавливается название стенгазеты «Победа». 2 неделя - Какие чувства/эмоции возникли у вас после сообщений ребят? (война жестокая, долгая, страшная) - Хотели бы вы побывать в тех временах? А можно было скрыться от войны, спрятаться остальным людям? (если ответы будут положительными – Кого вы бы хотели встретить в те годы?) - Что рассказывали вам папа и мама о той войне? Где были ваши родственники в то время? Их не коснулась война? - Предлагаю вам провести исследование в виде анкеты-опроса. Результаты представить на следующем классном часе и продолжить заполнение нашей стенгазеты «Победа». Анкета-опрос, обобщение данных. Выступление групп. Фотографии, печатные сообщения, тексты песен, рисунки, плакаты заполняют стенгазету «Победа».

Слайд 6

Анкета Ф,И, __________________________________вид родства_______________ Одно самое важное предложение или слово о войне___________________ _______________________________________________________________ Любимый фильм о войне_________________________________________ О чем или о ком этот фильм_______________________________________ Имя известного героя и его подвиг _________________________________ _______________________________________________________________ Есть ли герои в нашей семье_______________________________________ Имена родственников, которые жили в годы ВОВ_____________________ _______________________________________________________________ Как и где жила наша семья в годы ВОВ_____________________________ _______________________________________________________________

Слайд 7

Анализ опроса в моей семье ______________________________________ Высказывания моих родственников о войне__________________________ _______________________________________________________________ Наши любимые фильмы о войне___________________________________ _______________________________________________________________ Мы знаем героев войны __________________________________________ _______________________________________________________________ В моей семье есть герои ________________________________________ _______________________________________________________________ В моей семье прошли всю войну ___________________________________ _______________________________________________________________

Слайд 8

3 неделя - Давайте подведем итог. Поднимите руки те, у кого есть родственники, которые погибли в войне. Поднимите руки те, у кого родственники не помнят войны. Поднимите руки те, у кого есть родственники воевали или работали в тылу, приближая победу. Ребята, посмотрите на ваши руки – у каждого есть в семье родственники, которые жили, воевали в это время и приближали победу со всем русским народом. Предлагаю вам вспомнить нашу гипотезу, как вы считаете, наше предположение было верным или ошибочным? Предлагаю изменить название нашей стенгазеты. Как можно его дополнить? («Моя победа»). - Что вам интересно узнать о родственниках, прошедших ВОВ или что вы узнали помимо анкеты, что еще не вместилось в ваше сообщение (фотографии, истории, ордена) - Предлагаю вам продолжить исследование и собрать информацию и интересные для вас факты по вашим родственникам и начать оформлять сообщения для нашей стенгазеты «Моя победа». Те, кто сможет закончить оформление первыми представят свои сообщения на следующем классном часе. Сбор данных. Выступление ребят. Результаты опроса пополняют стенгазету. 4 неделя - Ребята поделитесь результатами своей исследовательской деятельности. Ждем с нетерпением сообщения на следующем классном часе. Оформление полученных результатов. Выступление ребят. Представление итогов исследовательской деятельности.

Слайд 9

Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности (на заключительном классном часе по истечении 4 недель) Ребята, давайте вспомним нашу проблему и гипотезу. Поделитесь выводами, к которым вы пришли. Поделитесь своими впечатлениями от исследовательской деятельности. Что было самым трудным? Что удивило? Что понравилось больше всего?

Слайд 10

Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности (на заключительном классном часе по истечении 4 недель) Ребята, давайте вспомним нашу проблему и гипотезу. Поделитесь выводами, к которым вы пришли. Поделитесь своими впечатлениями от исследовательской деятельности. Что было самым трудным? Что удивило? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».

Актуальность метода проектов  обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения...

Реализация исследовательского подхода к обучению на уроках литературного чтения при работе с устаревшими словами

В статье описано, как можно реализовать исследовательский подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе с устаревшими словами. Даны примерные темы для исследовательских проектов, ...