Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками
статья (2 класс) по теме

Князькова Галина Николаевна

 Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная картошка». Проект практически-деятельностный, направленный на вовлечение учащихся в активную проблемно-поисковую деятельность, предполагает активное участие родителей, создание атмосферы всеобщей заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.

Цель проекта: формирование у детей уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Работа над проектом «Удивительная картошка» помогала формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.

     Развитие культуры становиться актуальной проблемой в современном обществе. С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения общения. Этому весьма умело способствует поток негативной информации с телевидения, газет, которые меняют сознание ребёнка об окружающей действительности. Культура начинается с рождения ребёнка, с семьи. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы педагога, школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Перед педагогом стоит огромная ответственность за подрастающее поколение. И моя задача привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к значению и пониманию принципов.

     Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребёнка и его семьи.

     Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть разными. Коллективными, групповыми, индивидуальными. Любая из них решает важнейшие задачи способствующие единению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

     Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы  в изучении   и развитии в нём лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить  свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

     В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения. Взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

     Сотрудничество целесообразно начинать с систематического изучения семьи. Особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

     Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт.

     Из опыта работы с родителями  я подчеркнула много нового. Открыла новые направления для решения поставленных задач. Некоторые из направлений использовала при проведении родительских собраний. Как, в какой форме они проходят в моём классе, и хочу рассказать.

     К родительскому собранию нужно готовиться заранее. Выбор темы для меня диктуется  многими и самыми разными обстоятельствами. Общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала. Но выбор этот - безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют и ребёнку и родителю почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для них в этом мире.

     На родительском собрании родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.

     На наших встречах родители никогда не услышат моральные нотации детям. Замечания учителя о нелестных отзывах, об успеваемости их детей. Такие вопросы я рассматриваю только в индивидуальном порядке, оставаясь один на один с родителем.

     Мы договариваемся о совместных действиях, советуемся, размышляем о необходимости педагогических знаний. При общении с родителями часто звучат фразы: « А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть?», «Хочется услышать ваше мнение».

     Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Поэтому первое собрание, полезно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.

     Можно обсудить с родителями следующие вопросы:

1.  Что понимают под сотрудничеством людей?

2.  Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?

3.  Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?

4.  Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

5.  Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

     Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На основе этого мы с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

     Особую заботу вызывает  взаимодействие с отцами детей. Как привлечь их  к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребёнка. С этой целью я организую специальные встречи.

     Покажу на примере собрания «Роль отца в воспитании детей».

Подготовка.

  1. Анализ сочинений учащихся «Как я провёл выходной день».
  2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
  3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
  1. В свободное время я люблю……
  2. Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это……
  3. Мне интересно общаться с……
  4. Если б я был папой, то……
  1. Выпуск газет « Наши папы»,   в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.

План проведения.

  1. Вступительное слово о цели собрания,  о причинах его проведения.
  2. Выступление двух отцов о своём участии в воспитании ребёнка.
  3. Анализ результатов анкетирования:
  1.  сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
  2.  о чём мечтают дети, чего ждут от отцов;
  3.  сколько отцов приняли участие  в организации выходного дня.
  1. Зачитываю некоторые сочинения.
  2. Распределение отцов в две группы. Каждая обсуждает возникшие вопросы в микроколлективах. Высказывания мнений отцов.

     Некоторые собрания проходят в форме беседы, задушевного разговора, обмена  опытом.

Приведу примеры некоторых из них:

1.   Родительское собрание, посвящённое семье.

     Родители совместно с детьми заранее готовят рассказ о своей  семье. Традиции моей семьи, любимые праздники, песни, любимое время года, место отдыха. Приносят фотографии, альбомы с записями рецептов любимых семейных блюд.

     Я в сою очередь готовлю различные рубрики о семье, о воспитании ребёнка, фотогалерею, выставку детских работ.

     После обмена рассказами и обсуждением вопросов мы все вместе пьём чай.

2.  На проведённом собрании  в форме беседы, по теме: «Секреты бабушкиного  сундучка» мы пригласили бабушек и дедушек. Сколько радости, тепла, любви почувствовали наши дети. Сколько нового и интересного узнали мы о старинных вещах, о традициях, приметах, праздниках. О том, как жили люди, трудились, уважали чужой труд, заботились о близких.

3. На вечере, посвящённом теме «Улыбка» дети и родители делились радостью, чувствами вызывающими радость.

     Было предложено ответить на вопросы: « Когда я улыбаюсь, что я чувствую…?», « Почему я улыбаюсь», «Какие песни об улыбке я знаю».

     Такие тёплые встречи помогают выразить свои чувства, лучше понять ребёнка, найти более целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Моим девизом в работе с родителями являются внимательность, проникновенность, неторопливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...

Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Deja...

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Мастер-класс Метод проектов на уроках технологии как средство развития креативности у младших школьников.

Пример творческого мастер класса для уроков изобразительного искусства и технологии.3-4 класс....

Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников

Введение. 2Глава 1. Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе. 21.1. Возможности и специфика организации проектной деятельности в начальных классах. 21.2. Возрастные особенн...

Технология деятельностного метода как один из путей решения проблемы здоровьесбережения.

Данная статья будет полезна учителям начальной школы, применяющим технологии здоровьесбережения В.Ф.Базарного....