Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".
статья по теме

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начальной школы описаны планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, среди которых присутствует ряд универсальных учебных действий, связанных с речью: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.Важнейшие изменения в речи учащихся связаны со становлением их учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.1.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Соловьева С.К.-  учитель

                                                                         начальных классов МОБУ СОШ №15

                                                                         г.Якутск Республика Саха (Якутия)

                        ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС —  

                  КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ  КЛАССАХ.

           В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начальной школы описаны планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, среди которых присутствует ряд универсальных учебных действий, связанных с речью: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.Важнейшие изменения в речи учащихся связаны со становлением их учебной деятельности. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности ставит ребенка перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е.порождает содержательные мотивы общения. Задача развития речи не утрачивает своей самостоятельности и актуальности в условиях современного обучения. Очень важно научить детей строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции. Последнее предполагает приобретение умения понять тему, выбрать, систематизировать и синтезировать необходимый материал, совершенствовать и «редактировать» собственный текст. Развитие речи мы понимаем как процесс приобретения необходимых для выражения знаний, потребностей и эмоций, языковых средств, в тесной взаимосвязи с общепсихическим развитием. Это означает не механическое владение определенной суммой знаний о структуре языка, а непрерывное обогащение уже имеющихся в наличии средств. Живое речевое общение, как и процесс усвоения знаний в целом, немыслим без обращения к эмоционально-волевой сфере психической жизни ребенка. Обогащение чувств и эмоций учащихся является основой для формирования навыка связной речи. Кукольный кружок (как форма) своим словом, музыкой, своими художественными образами-персонажами, оформлением, влияет на формирование у первоклассников связной речи, художественного вкуса, ненавязчиво вырабатывает нравственные качества. Работа с куклой помогает детям опосредованно выразить себя, так как дети стеснительны, а за ширму можно спрятаться! Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности, и это придает ему смелости. Роль ширмы в развитии коммуникативных навыков представляется очень важной. Разыгрывание сказки с помощью куклы помогает ребенку научиться выступать перед большой группой школьников и взрослых, заучивание и пересказ текста-хорошая тренировка речи и памяти.  Самостоятельная работа первоклассников по изготовлению кукол и декораций заключает в себе возможность всестороннего развития ребенка. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.

                Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно - образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Игра различных направлений, игра с куклой — основной вид деятельности ребенка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребенок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька — маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о ее присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к театру. Вот он уже перестает бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой. Проходи время, и ребенок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Задача руководителя — поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребенка. Кукольный кружок — стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто из них станет актером — сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью. Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телевизоров, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Все это они могут найти в кукольном кружке «Солнышко». Каждое утро перед занятиями в в школе дети делятся своими радостями и печалями, в их сердцах горит огонь чистой любви. Они учатся общаться, уважать друг друга.

             Основная цель учебного процесса в кукольном кружке — формирование навыков связной речи первоклассников, формировать навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей. Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата: раскрепощенный, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области.

             Программа кружка включает в себя три этапа:

  1. подготовительный, который включает в себя знакомство с различными видами кукол (перчаточные, пальчиковые, марионетки) и мини-спектакли с ними;
  2. основной, включает в себя ознакомление со сценарием сказки, распределение и заучивание ролей, репетиции, изготовление кукол к спектаклю, оформление ширмы;
  3. заключительный, включает в себя показ спектакля одноклассникам, родителям, гастроли с представлением в детский сад.

             В разработанной программе использовались следующие приемы, игры и упражнения: беседа, диалог, сочинение сказок и рассказов, заучивание, проговаривание; игры-драматизации, театральные этюды; пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика; работа над мимикой, жестами и интонационной выразительностью. Программа построена с учетом возрастных особенностей и актуализации потребности в речевых высказываниях, что стимулирует речевое развитие первоклассников, способствует большей связности речи, активизирует речевой потенциал.

          Программа рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 10 лет. В 1-й год обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, во 2-й год — 2 раза по 1,5 часа, в 3-й год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа плюс 1 час — индивидуальная работа.

Форма работы: коллективная и индивидуальная. Срок реализации программы — 3 года.

         В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступлений перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причем важна не только оценка в целом, но индивидуальная оценка каждого участника — как он понравился окружающим. После премьеры спектакля интересно проходит рефлексия, где каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где можно еще подтянуться. Поэтому необходима организация видеосъемки спектакля и сбор как можно большего количества мнений зрителей, родителей. Малышей можно попросить нарисовать самого понравившегося сказочного персонажа, а воспитателей детских садов — записать интересные высказывания детей. Во время просмотра премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации. Поэтому внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: показ спектаклей,участие в школьных, городских конкурсах и фестивалях детского творчества. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: навыки сотрудничества, творческая активность, стремление к самореализации,эмоциональная гибкость, трудолюбие, толерантность.

         Использованная литература:

  1. Гегелло Н.В. Ширма поднимается выше. Из опыта работы кружков, театра кукол. М.: Молодая гвардия, 1962.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 2007.
  3. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания// Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. М.: Изд.дом Шалвы Амонашвили, 2002.
  4. Тимофеева Е.В. Языковая игра и лексические ошибки // Русская словесность. 2006 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

Кружковая работа по экологии

Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс...

ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)

Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе....

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ выполнения итоговой комплексной работы  в соответствии с требованиями ФГОС...

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс...