ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)
статья на тему

Успенская Мария Александровна

Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_noo_problemy_i_puti_resheniya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сновицкая СОШ имени С.Н.Белкина»

ФГОС: проблемы и пути решения.

 

             Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.

             Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование  и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

             Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования.  Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основное преимущество ФГОС – официальное закрепление системы развивающего обучения, которое до недавних пор было на выбор для учителя и школы.

             Основными результатами  образования  в начальной школе, согласно ФГОС  Начального Общего Образования  нового поколения, должны стать: 

 

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный  прогресс  в основных сферах личностного развития  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции.

 При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6)

             Общие проблемы.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

-  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

             Системные проблемы.

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного  процесса.

             Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

-  недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

- Мониторинг сформированности УУД проводить некогда, нет времени на тот объем, который предъявлен разработчиками стандартов. Причем в Стандартах нигде не зафиксировано, что это нужно делать обязательно – на усмотрение учителя!  

- Комплексные контрольные работы - никто не спрашивает результатов.

- Внедряемые ВПР на 80-90% состоят из заданий повышенной сложности – и теперь непонятно, что надо делать : отрабатывать определенные  навыки  или заниматься бесконечным мониторингом и бесконечными проектами, которые отбирают время на уроке.

- Переход на новый УМК (полностью разработанный под ФГОС) – нереально.

- Количество часов по литературному чтению в 4 классе уменьшилось на 1 час, внеклассное чтение отменено.

             Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников; ( ОРКСЭ - нагрузка на учителя, тетради дорогие и не тиражируются, только в электронном виде, надо распечатывать)

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя).

             Проблемы педагогов в части реализации  требований ФГОС к условиям реализации ООП:

 - недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель;  библиотечный фонд для начальных классов  нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; горячая вода в кабинетах…)

 - Посещать уроки коллег – нет времени.

- Психологического сопровождения нет, хотя Стандарты опираются на ключевые идеи развивающего обучения.

- Реализация Стандартов подразумевает включенность в социокультурную инфраструктуру (театры, музеи, библиотеки…). Конкретно в нашей школе – это большая трудность.

Личностные проблемы.

Личностные проблемы связаны с особенностями личности педагога.

 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами,

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;

    

 

             Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Мое личное мнение о ФГОС – они действительно развивают и при правильной организации дают хорошие результаты у школьников.

    

Учитель начальных классов: Успенская М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Бездомные собаки. Проблемы и пути решения".

Цель проекта: изучение влияния бездомных собак на окружающую среду и жизнь людей.  Задачи исследования:    а)изучить литературу о том, как живут собаки, как взаимодействуют с...

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.

В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...

Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы

Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ....

Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальн...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...