Рабочая программа 4 класс Занкова
рабочая программа по чтению (4 класс)

Букаева Светлана Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_lit_chtenie.docx59.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету: «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

начального общего образования

4 класс.

Учебник:  В.Ю.Свиридова, Литературное чтение 4 класс   в двух частях. Самара: «Учебная литература». Издательский дом «Федоров» 2012 г.

                                                      2017-2018 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета 

«Литературное чтение»

Личностные результаты

У обучающегося  будут сформированы:

  • заинтересованное  отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
  • интерес к различным видам художественной деятельности ( декламации, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
  • основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;
  • основы для приятия культурных традиций своей страны;
  • основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
  • осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
  • умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • потребности в чтении как средстве познания мира и самосознания, интереса к литературе и другим видам искусства;
  • осознание искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
  • ориентации в системе личностных смыслов;
  • ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
  • способности осмысливать свою принадлежность к определённой эпохе, культуре, части человечества;

Метапредметные  результаты 

- освоение приёмов поиска нужной информации;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

-  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; - - овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать этапы организации учебной работы;
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;
  • вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов;
  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Обучающийся   получит возможность для формирования:

  • самостоятельно работать с книгой(учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой;
  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
  • осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учётом поставленных задач;
  • осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои   действия и действия других.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • полно и адекватно воспринимать художественный и научно – познавательный текст;
  • обобщать сведения, делать выводы проводить сравнения на различном текстовом материале;
  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое  пространство Интернета;
  • отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
  • осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать аналогии между литературными  произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • строить  логическое   рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных      (творческих) задач, в подготовке сообщений;
  • находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
  • соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
  • использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи  своих чувств и впечатлений;
  • учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусств;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • грамотно формулировать вопросы;
  • используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседника;
  • принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе;
  • открыто выражать своё отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающей содержание условия коллективной деятельности;
  • использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные   результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать свободно, бегло, выразительно вслух и про себя, со скоростью , позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • выразительно читать наизусть стихотворения  разных авторов по выбору ученика(в том числе стихотворения любимого поэта;
  • эмоционально и осознанно воспринимать (при чтении вслух,  про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять тему произведения;
  • кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
  • выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
  • сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
  • давать характеристику литературному произведению: народное или авторское,  определять жанр,(сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение) ;
  • находить художественные средства выразительности;
  • отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
  • осознавать  прочитанное и  услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
  • самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
  • вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
  • самостоятельно читать тексты большого объёма;
  • осознавать деление  литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
  • воспринимать юмор, иронию в литературе;
  • воспринимать оттенки чувств  в  поэтическом произведении
  • воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Содержание учебного предмета

«Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование  (слушание).  Адекватное  понимание  содержания  звучащей  речи,  осознание  цели  речевого  высказывания.  Умение   задавать   вопрос   к   учебному   тексту, научно-познавательному  и  художественному  произведениям.

Чтение  вслух.  Чтение  про  себя.  Совершенствование  навыков  выразительного  и  осмысленного  чтения.  Постепенное  увеличение   скорости   чтения.   Установка   на   нормальный   для   читающего   темп   беглости, позволяющий  ему  осознать  текст.  Соблюдение  орфоэпических  и  интонационных  норм чтения.  Понимание  смысловых  особенностей  разных  по  виду  и  типу  текстов,  передача  их  с  помощью интонирования.  Осознание  смысла  произведения  при  чтении  про себя.  Определение  вида  чтения  (изучающее, ознакомительное,  просмотровое,  выборочное).  Умение  находить  в  тексте  необходимую  информацию.

Говорение  (культура  речевого  общения).

Письмо  (культура  письменной  речи).   Дальнейшее  развитие  навыков  свободного  владения  устной  и  письменной  речью;  формирование   умений   целенаправленного   доказательного  высказывания;  творческого  отношения  к  устной  и  письменной  речи.

Умение  вести  диалогическое  общение:  понимать  вопросы,  отвечать  на  них  и  самостоятельно   задавать   вопросы   по   тексту; выслушивать,   не   перебивая,   собеседника и  в  вежливой  форме  высказывать  свою  точку  зрения  по  обсуждаемому  произведению (учебному, научно-познавательному,   художественному  тексту).  Использование  норм речевого  этикета  в  условиях  внеучебного общения.  Работа  со  словом  (распознавать прямое  и  переносное  значение  слов,  их  многозначность),  целенаправленное  пополнение активного  словарного  запаса.  Монологическое  речевое  высказывание  по  предложенной  теме  или  в  виде  ответа  на  вопрос.  Передача   содержания   прочитанного   или   прослушанного  

с  учетом  специфики  научно-популярного,  учебного  и  художественного текста.  Передача  впечатлений  (из  повседневной  жизни,  художественного  произведения,  изобразительного  искусства)  в  рассказе

(описание,  рассуждение,  повествование).  Самостоятельное  построение  плана  собственного  высказывания.  Отбор  и  использование выразительных  средств  языка  (синонимы, антонимы,  сравнение)  с  учетом  особенностей монологического  высказывания.

Нормы  письменной  речи:  соответствие содержания  заголовку,  использование  в  письменной  речи  выразительных  средств  языка

(синонимы,  антонимы,  сравнение).  Мини-сочинения  (повествование,  описание,  рассуждение),  рассказ  на  заданную  тему,  отзыв.

Работа  с  разными  видами  текста.

Различение  разных  видов  текста:  художественных,  учебных,  научно-популярных.  Особенности  фольклорного  и  авторского  текста.

Самостоятельное  определение  темы,  главной  мысли,  структуры;  деление  текста  на смысловые  части.  Умение  работать  с  разными  видами информации.  Участие  в  коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на вопросы,  выступать  по  теме,  слушать  выступления  товарищей,  дополнять  ответы  походу  беседы,  используя  текст.  Привлечение справочных  и  иллюстративно-изобразительных  материалов.

Работа  с  учебными,  научно-популярными и  другими  текстами.  

Понимание  заглавия произведения;  адекватное  соотношение  его с  содержанием.  Определение  особенностей учебного  и научно-популярного  текста  (передача  информации).  Понимание  отдельных,  наиболее  общих  особенностей  текстов мифов,  былин,  легенд  (по  отрывкам  или  небольшим   текстам).   Определение  главной мысли  текста.  Деление  текста  на  части.  Определение микротем.  Ключевые  или  опорные  слова.  Воспроизведение  текста  с  опорой  на  ключевые  слова,  модель,  схему.  Подробный  пересказ  текста.  Краткий  пересказ текста  (выделение  главного  в  содержании текста).

Работа  с  текстом  художественного  произведения.

Понимание  заглавия  произведения,  его  адекватное  соотношение  с  содержанием.  Определение  особенностей  художественного  текста:  своеобразие  выразительных

средств  языка  (с  помощью  учителя).

Самостоятельное  воспроизведение  текста с   использованием   выразительных   средств языка: последовательное   воспроизведение эпизода  с  использованием  специфической для  данного  произведения  лексики  (по  вопросам  учителя),  рассказ  по  иллюстрациям, пересказ.  Освоение  разных  видов  пересказа

художественного  текста:  подробный  (с  цитированием),  выборочный  и  краткий  (передача основных    мыслей).    Подробный    пересказ текста:  определение  главной  мысли  фрагмента,  выделение  опорных  или  ключевых  слов, озаглавливание,  подробный  пересказ  эпизода;   деление   текста   на   части,   определение главной  мысли  каждой  части  и  всего  текста, озаглавливание  каждой  части  и  всего  текста, составление  плана  в  виде  назывных  предложений  из  текста,  в  виде  вопросов,  в  виде самостоятельно  сформулированного  высказывания.  Самостоятельный  выборочный  пересказ  по  заданному  фрагменту:  характеристика  героя  произведения  (отбор  в  тексте  слов,

выражений,  позволяющих  составить  рассказ о  герое),  описание  места  действия  (выбор в  тексте  слов,  выражений,  позволяющих  составить  данное  описание  на  основе  текста). Вычленение  и  сопоставление  эпизодов  из разных  прочитанных  произведений  по  общности  ситуаций,  эмоциональной  окраске,  характеру  поступков  героев.

Характеристика  героя  произведения  с использованием художественно-выразительных  средств  данного  текста.  Нахождение в  тексте  слов  и  выражений,  характеризующих  героя  и  событие.  Сопоставление  поступков  героев,  мотивы  поступка  персонажа.  Выявление  авторского  отношения  к  герою  на  основе  анализа  текста.

Понимание  нравственного  содержания прочитанного,  осознание  мотивации  поведения   героев,   анализ   поступков   героев с  точки  зрения  норм  морали.  Осознание понятия  «родина»,  представления  о  проявлении  любви  к  родине  в  классической  и современной  литературе,  литературе  разных  народов.

Библиографическая  культура.  

Книга  как источник   знаний   об   окружающем   мире и  внутреннем  мире  человека.  Книга  учебная,  художественная,  справочная.  Виды  информации  в  книге  с  опорой  на  ее  внешние показатели,  справочно-иллюстративный  материал  книги.  Типы  изданий:  произведение, сборник,  собрание  сочинений,  периодические  издания,  справочные  издания  (справочники,  словари,  энциклопедии).  Выбор  книг на  основе  рекомендательного  списка,  картотеки,  открытого  доступа  к  детским  книгам в  библиотеке.  Алфавитный  каталог.  Самостоятельное  пользование  соответствующими  возрасту  словарями  и  справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Устное  народное  творчество.   Осознание того,  что  фольклор  есть  выражение  общечеловеческих  нравственных  правил  и  отношений.  Схожесть  тем,  идей,  героев  в  фольклоре  разных  народов.  Углубление  представления  о  жанрах  народного  и  авторского  творчества.  Общее  представление  о  новом  типе отношений  человека  и  мира.  Зависимость человека  от  природных  сил  и  стихий  в  мифе,  пафос  борьбы  с  ними  в  былине.

Былина.  

 Характеристика   героя   (победитель   в   борьбе   с   природными   силами; защитник  границ  княжества  и  отечества; человек,  прославляющий  своими  подвигами  свое  отечество).  Илья  Муромец  и  Никита  Кожемяка  как  герои  былинных  циклов. Основные  герои  русских  былин.  Героическая  тональность  былин.  Сравнение  с  героикой  мифов.

Волшебная  сказка.

Единые  законы  разворачивания   сюжета   в   волшебных   сказках.  Типичность  завязки,  кульминации,  развязки.  Общие  мотивы  и  черты  различия в  сказках  разных  народов.  От  победы  с  помощью магической  силы к  торжеству  ума, смекалки. Авторская  волшебная  сказка:  сходство с  народной  сказкой  и  отличия.

Социально-бытовая    сказка.

 Позднее происхождение.  Отличия  от  волшебной  сказки  и  сказки  о  животных.  Особенности  проблематики,  нравоучительный  характер,  присущее   ей   чувство   юмора.   Сатирическая интонация  бытовых  сказок.  Народная  и  авторская  социально бытовая  сказка.

Пословица.

Связь  с  мифом  и  отражение зависимости  человека  от  природы.  Школа народной   мудрости   и   жизненного   опыта. Двучленная  структура,  отличие  от  поговорок.  Способы  вынесения  нравственной  оценки  в  пословице  (иносказание)  и  поговорке(открытое  суждение).  Пословицы  разных  народов.  Сочинение  сюжетов  к  пословицам.

Популярность  пословиц  в  современной  жизни  и  в  произведениях  авторской  литературы.

Жизнь  жанров  фольклора  во  времени. Проникновение  фабульных  элементов  истории  (в  виде  примет  конкретно исторического  времени,  исторических  и  географических названий)  в  жанры  устного  народного  творчества:  волшебную  сказку  и  былину.

Басня.

 Корни  басни  в  сказке  о  животных.  От  сказочного  схематизма  древних  басен,  перечисления  действий  персонажей  к   яркой   зарисовке   картинки   из   жизни. Нравоучение  пословицы  как  прототип  морали  басни.  Басня  как  жанр,  объединяющий разные   типы   повествования.   Отношение к  изображаемому,  скрытое  в  тексте  басни. Явно  высказанная  авторская оценка,  заключенная  в  морали  басни.

Авторская  литература.

  Возможности  разных  видов  повествования:  прозы,  поэзии, драмы.

Проза.

Преобладающая  тональность  повествования  в  разных  жанрах.  Выбор  жанра и  интонации  повествования  как  средство выражения  авторского  отношения.  Выработка  жанрового  ожидания.

Сказочная  повесть.

Сосуществование  реального  и  сказочного  мира.  Путешествия, превращения,  испытания  и  подвиги  героев. Волшебные   помощники,   предметы,   числа. Реальность  переживаний  героя. Проявление характера  в  поступках  и  речи.  Развитие  характера  во  времени. Нравственные  коллизии повести,  работа  героя  по  преодолению  своих недостатков.  Воспитание  и  самовоспитание героя.

Рассказ.

 Событие  в  рассказе  яркий случай,    раскрывающий    характер    героя; сложность  характера  героя  и  развитие  его во  времени.  Драматизм  рассказа.  Внутренний  мир  героя.  Отличие  авторской  точки

зрения  от  точки  зрения  героя.

Поэзия.  

Выражение  внутреннего  мира автора  посредством  изображения  окружающего  мира.  Разница  картин  мира,  создаваемых  поэтами.  Общее  представление  о  лирическом  герое,  образе  поэта  в  лирике.  Открытое  выражение  чувства  в  авторской  поэзии.   Сюжет   разворачивания   переживания.   Эмоциональное   заражение   читателя силой  чувств.  Формирование  представления  о  разнообразии  выразительных  средств

авторской  поэзии:  использование  приемов олицетворения,  сравнения,  антитезы  (контраста);  использование  повтора  и  риторических  вопросов  для  создания  образа.  Общее представление  о  связи  смысла  стихотворения  с  избранной  поэтом  стихотворной формой  (на  примере  классической  и  современной  поэзии,  знакомства  с  «онегинской строфой»).

Творческий  портрет  любимого  писателя или  поэта  (его  любимая  тематика  и  проблематика,  герои  и  характерные  приемы  изображения).

Драма.

Отличие   зрителя   от   читателя: более  активная  позиция  читателя.  Инсценировка  литературного  произведения.  Посещение  театральных  постановок.  Наблюдение  за  особенностями  драмы,  композиционные  особенности  пьесы  (драмы):  деление текста  на  действия,  действий  на  картины; наличие  списка  действующих  лиц,  авторских   комментариев   ремарок.   Внешняя устраненность  автора  в  драматическом  произведении:  основной  текст  пьесы  это  прямая  речь  героев.  Способы  выражения  авторского  отношения  к  изображаемому.  Авторское  присутствие  в  ремарках.  Авторская  позиция,  выраженная  устами  героя.

Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация    текста    литературного произведения   в   творческой   деятельности обучающихся:  чтение  по  ролям,  инсценирование, драматизация;  устное  словесное  рисование;  изложение  с  элементами  сочинения, создание  собственного  текста  на  основе  художественного  произведения  (текст  по  аналогии),  репродукций  картин  художников, по  серии  иллюстраций  к  произведению  или на  основе  личного  опыта.

Устное народное творчество

Малые  жанры  фольклора:

считалки,  загадки,  заклички,  пословицы,  поговорки.

Мифологические  сюжеты  Древней  Греции.  Подвиги  Геракла.

Былины

«Как  Илья  из  Мурома  богатырем  стал»,«Илья   Муромец   и   Соловей разбойник»,«Святогор   и   Илья   Муромец»*,   «Никита

Кожемяка»,  «Садко»*.

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Иван-царевич  и  серый  волк»,  «Летучий корабль»,   «Марья   Моревна»*,   «Иван крестьянский  сын  и  чудо юдо»*,  «Семь  Симеонов»*,  «Что  дальше  слышно»,  «Кашица из  топора»,  «Как  Иван дурак  дверь  стерег»,«Мена»*,  «Как  мужик  гусей  делил»*,  «ПетуханКуриханыч»*.

Классики русской и зарубежной литературы

А.  Пушкин,  М.  Лермонтов,  В.  Жуковский,  А.  Баратынский,  Ф.  Тютчев,  А.  Фет, А.  Блок*,  С.  Есенин*,  К.  Бальмонт,  В.  Хлебников,  И.  Бунин,  М.  Цветаева,  А.  Ахматова,В.  Маяковский*,  Саша  Черный,  Н.  Асеев,

А.К.  Толстой,  Д.  Кедрин,  Н.  Рыленков*.

И.  Крылов  «Слон  и  Моська»;  М.  Лермонтов  «Бородино»;  Н.  Некрасов  «Крестьянские  дети»;  А.К.  Толстой  «Илья  Муромец».

А.  Чехов  «Ванька»,  «Белолобый»,  «Каштанка»*;  А.  Толстой  «Детство  Никиты»*; С.  Аксаков  «Детские  годы  Багрова внука»*;Л.  Андреев  «Петька  на  даче»;  А.  Куприн«Мысли    Сапсана    о    людях,    животных,

предметах  и  событиях»,  «Слон»;  Саша  Черный  «Дневник  фокса Микки»;  Л.  Чарская«Сказки»*.

В.  Гюго  «Гаврош»*;  М.  Метерлинк  «Разум  цветов»*;  Э. Сетон Томпсон  «Уличный певец»*.

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Братья  Гримм  «Маленькие  человечки»*; Г.  Х.  Андерсен  «Стойкий  оловянный  солдатик»,  «Гадкий  утенок»*,  «Русалочка»*,  «Елка»*,  «Чайник»*;  Э.  Т.  А.  Гофман  «Щелкунчик  и  Мышиный  Король»;  В.  Гауф  «Карлик  Нос»*;  О.  Уайльд  «Мальчик звезда»*; Л.  Кэрролл  «Алиса  в  стране  чудес»*.

С.  Маршак  «Двенадцать  месяцев»;  П.  Бажов«ОгневушкаПоскакушка»;   С.   Прокофьева  «Лоскутик  и  Облако».

Современная русская и зарубежная литература

С.   Маршак,   Б.   Заходер,   Ю.   Мориц*, М.  Бородицкая,  В.  Берестов,  Тим  Собакин*,Н.  Матвеева,  Д.  Самойлов*,  В.  Соколов*, Б.  Окуджава*,  Ю.  Левитанский*,  Н.  Матвеева,  К.  Некрасова*.

М.  Пришвин  «Земля  показалась»,  «Старый   гриб»*;   К.   Паустовский   «Барсучий нос»*,  «Резиновая  лодка»*;  Г.  Скребицкий «Счастливый  жучок»*;  Ю.  Яковлев  «Мама»; В.  Драгунский  «Сверху  вниз, наискосок!»,«Куриный  бульон»;  Н.  Носов  «Трудная  задача»;   Ю.   Коваль   «Самая   легкая   лодка в  мире»;  С.  Козлов  «Как  Ежик  с  Медвежонком  протирали  звезды»,  «Лисичка»;  Ф.  Кривин  «Часы,  минуты,  секунды»;  Л.  Петрушевская  «Сказки»*;  Ф.  Искандер  «Рассказы»*.

Дж.   Родари   «Джельсомино   в   Странелжецов»*;  О.  Пройслер  «Маленькое  Привидение»*;  Т.  Янссон  «Ель»,  «Приключения

МумиТролля»*.Японские  трехстишия.

Приключения и фантастика

В.  Крапивин  «Старый  дом»;  В.  Некрасов«Приключения       капитана       Врунгеля»*; Е.  Велтистов  «Приключения  Электроника»;А.   Мошковский   «Пятеро   в   звездолете»; Ю.  Сотник*,  В.  Железников*,  Л.  Кассиль*,Л.  Лагин  «Старик  Хоттабыч»*;  К.  Булычев«Приключения  Алисы»*.

М.  Твен  «Приключения  Тома  Сойера»*; Д.   Дефо   «Робинзон   Крузо»*;   Д.   Свифт«Путешествие   Гулливера»*;   Р.   Брэдбери«Р  значит  ракета»*.

Календарно- тематическое планирование

Наименование раздела, (количество часов)

Номер урока

Тема урока

Дата урока по плану

Дата урока фактическая

Вид контроля

Волшебная старина

(19 ч)

1

Крутим барабан времени .С.Маршак «И поступь, и голос у времени…»картина М. Шагала «Часы с синим крылом».  Стр 3-6

Текущий

2

Пословицы и поговорки русского земледельца.

Портрет В.И.Даля  

(Картинная  галерея).

Стр 8-11

Текущий

3

Законы волшебной сказки. Русская народная сказка

«Иван –царевич и серый волк».

Стр11-19

Текущий

4

Законы волшебной сказки. Русская народная сказка

«Иван –царевич и серый волк».

В. Васнецов «Иван_царевич  на Сером волке». Стр 20-22

Текущий

5

Отражение в сказке древних представлений о мире. Русская народная сказка «Летучий корабль».

Стр 22 - 27

Текущий

6

Русская народная сказка «Летучий корабль».

Испытания сказочного героя.

Стр 28-32

Текущий

7

Пословицы и поговорки о качествах человека. Стр. 32

Текущий

8

Подвиги Геракла.

С. 33–38; с 180

(Картинная галерея)

Текущий

9

Подвиги Геракла.

 Образ Кербера.

С. 39–44

Текущий

10

Подвиги Геракла.        

Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебныхсказках.

 С. 180 (Хрестоматия)

Текущий

11

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» Картина В. Васнецова

«Гусляры». С. 45–48;

с. 181 (Картинная галерея)

Текущий

12

Черты древней сказки и исторические подробности в былине. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Сравнительный анализ

Картин художников

М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри».

 С. 49–54; с. 182–183

(Картинная галерея)

Текущий

13

Мотивы былины в художественном произведении. А Толстой «Илья Муромец», К. Ушинский «Никита Кожемяка»Приметы

исторического времени  в былине «Никита Кожемяка». С. С. 54–58

Текущий

14

Бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Иван –дурак дверь стерёг», С. 59-62

Текущий

15

Бытовые сказки.

«Кашица из топора» «Сказка про короля и солдата» С. 63–65

Текущий

16

Мотивы бытовой сказки в художественном произведении.С. Маршак «Сказка про короля и солдата»

Текущий

17

Особенности авторской сказки. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» С. 66–75

Текущий

18

Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей.

Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг».

Текущий

19

Анализ и редактирование сочинений.

Итоговый урок темы «Проверь себя».

Итоговый

Пленительные напевы

(28 ч)

Глава 2.

20

Понятие «классической» поэзии. В.Жуковский

 « Там небеса и воды ясны», А.СПушкин «Москва». 78–79; с. 184

(Картинная галерея)

Разные образы родины.

Текущий

21

А.С. Пушкин «Москва…Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный».

С. 80–81; с. 185 (Картинная галерея)

Текущий

22

Поэзия и история.

М. Лермонтов «Бородино»

С. 82–86

Текущий

23

И. Крылов «Слон и Моська»

С. 87-88

Текущий

24

Н.Некрасов « Крестьянские дети» с. 89-91

Текущий

25

Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»). С. 91–99

Текущий

26

Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»).

Текущий

27

И. Бунин «Детство». Эмоциональный тон и характер воспоминаний. С. 100

Сравнительный анализ

картин А. Венецианова«Жнецы» и

В. Маковского «Свидание».

С. 101; с. 186–187

(Картинная галерея)

Текущий

28

Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче» С. 101–105

Текущий

29

Л.Андреев «Петька на даче». Главный герой рассказа. С. 105–111.

Текущий

30

Л.Андреев «Петька на даче». Литературный герой и его прототип. С. 111–115.

Текущий

31

Сравнительный анализ картин М. Добужинского

«Окно парикмахерской»

и М. Шагала «Окно».

С. 116;

с. 188–189 (Картинная галерея)

Текущий

32

Особое восприятие реального времени. Ф.Тютчев

 «Смотри, как роща зеленеет» 

С. 116–117

С. 117-125

Текущий

33

В реальном мире волшебной сказки. Э. Гофман

«Щелкунчик и Мышиный Король»

С. 117-125

С. 126-130

Текущий

34

В реальном мире волшебной сказки. Э. Гофман

«Щелкунчик и Мышиный Король». С. 126-130

С 131

Текущий

35

М. Бородицкая «В школу!

Мир драмы. Общее

представление о пьесе (на примере «Двенадцати

месяцев» С.Я. Маршака).

С. 131–142

С. 131–142

Текущий

36

Мир драмы. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

С. 143-156

Текущий

37

С. Маршак «Двенадцать месяцев» Характеры героев и персонажей пьесы»

Текущий

38

С. Маршак «Двенадцать месяцев» Конкурс инсценировок.

Текущий

39

Сложное чувство единения со всем миром. С.Чёрный «Рождественское»

 С. 157–158

Текущий

40

Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель».

 С. 159–170

Текущий

41

Наедине с книгой

В. Гауф «Карлик Нос»

Текущий

42

Наедине с книгой

В. Гауф «Карлик Нос»

Текущий

43

«Чудо мультик».

С. 171

Текущий

44

Наедине с книгой.

 Г. Андерсен. «Ёлка».

Текущий

45

Проверочная работа за первое полугодие С. 172

Итоговый

46

Наедине с книгой.

 Г. Андерсен. «Чайник».

Текущий

47

Наедине с книгой.

 Г. Андерсен. «Чайник».

Текущий

Огонь волшебного рассказа(27ч)

Глава 3.

48

Поэтические образы, выражающие привязанность к родным местам. Д. Кедрин. «Я не знаю, что на свете проще»

С. 4–6; с. 163(Картинная

галерея)

Текущий

49

Загадки авторской сказки. П.Бажов

 «Огневушка-Поскакушка»

 С. 7–10

Текущий

50

П.Бажов

 «Огневушка-Поскакушка».

Нравственные проблемы.

 С. 10–13

Текущий

51

П.Бажов «Огневушка-Поскакушка».

 Основные мотивы и главная мысль сказки. 

С. 14––25

Текущий

52

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях

  А. С Пушкина «Зимняя дорога», «Зима! Крестьянин торжествуя» С. 26–28

Текущий

53

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.Чехова«Белолобый» С. 29–38

Текущий

54

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.Чехова «Белолобый»

Текущий

55

Красота и выразительность пушкинского стиха. А Пушкин «Зимнее утро» С. 39–40

Текущий

56

Необычное восприятие мира. А.Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» С. 41–47

Текущий

57

Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

С. 41–47; с. 164 (Картинная галерея)

Хрупкость мира в шуточной интерпретации. С.Чёрный   «Что ты тискаешь утёнка?» С. 48

Текущий

58

Наедине с книгой. А.Чехов «Каштанка»

Текущий

59

Наедине с книгой. А.Чехов «Каштанка»

Текущий

60

Знакомьтесь- дневник, написанный собакой. С. Чёрный «Дневник фокса Микки» 

С. 49–54

Текущий

61

Мир глазами ребёнка. А.Куприн «Слон» С. 55–67

Текущий

62

А.Куприн « Слон». Сила мечты и любви.

Текущий

63

Образы родной природы в картинеА. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение

по картине.С. 68

Текущий

64

Анализ сочинений.

Необычный взгляд на мир. Стихотворение Н.Н. Асеева «Февраль». С. 69

Текущий

65

Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». С. 70

Текущий

66

Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру, готовность к открытию: рассказ М.М. Пришвина «Земля

показалась». С.71-72

Текущий

67

Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе

Ю.Я. Яковлева «Мама».

С. 72-74

Текущий

68

Сочинение-рассуждение «Родина

начинается с семьи».

С.75

Текущий

69

Лирический герой В.Д. Берестова в стихотворении «Разлука». С. 76

Текущий

70

Урок по материалам Хрестоматии или библиотечный урок. Рассказы

о настоящих друзьях.

Текущий

71

Урок выразительного чтения стихов наизусть.

Текущий

72

Работа с аннотацией. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок» С. 77–81

Текущий

73

Работа с аннотацией. Н.Носов «Федина задача» С. 82–85

Текущий

74

Итоговый урок темы «Проверь себя» С. 86

Итоговый

Все, что сердцу мило(26+3 резерва)

Глава 4.

75

Тайны поэзии. А.Фет. «Это утро…». Образ весны и ручья. Н. Матвеева «В лощинах снег» С. 88–90

Текущий

76

Мир авторской сказки. С.Козлов « Как Ёжик и Медвежонком звёзды протирали»,

С. 90–92

Текущий

77

Мир авторской сказки. С.Козлов «Лисичка»

 С. 93–95

Текущий

78

Правда чувств в поэтических сказках С.Г. Козлова

Текущий

79

Секреты творчества. По стихотворению К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи»

и картине М. Шагала «Над городом». С. 96

Текущий

80

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателем (по стихотворению М.И. Цветаевой «Красною кистью…», хокку японских поэтов).

С. 97

Текущий

81

Урок – праздник поэзии: читаем хокку.  С. 98

Текущий

82

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И. Коваль

«Писатель-путешественник».

С.99-103

Текущий

83

Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль

«Писатель-путешественник».

Текущий

84

Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». С.103

Текущий

85

Система образов в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир.

С.104-108

Текущий

86

Романтический мир современного

подростка. В.П. Крапивин «Старый дом».

С. 109-113

Текущий

87

Фантастический мир в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Говорящие детали.

С.114-119

Текущий

88

Библиотечный урок. Художественный мир

В.П. Крапивина. Знакомство с циклами повестей «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции Роса»

С.119

Текущий

89

Строим воздушные замки ( по стихотворениям Е.А. Баратынского «Чудный град...»

и А.А. Фета «Воздушный город»).

С. 120

Текущий

90

Строим воздушные замки (по стихотворению Б.В. Заходера «Воздушные замки»)

С. 121

Текущий

91

Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

С. 122-125

Текущий

92

Композиция и система образов в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». С. 125-131

Текущий

93

Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».  С. 131-136

Текущий

94

Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие характеров героев.    С. 136-144

Текущий

95

Жизненное кредо: Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...», картина А. Матисса «Красные рыбы».

С.144-145

Текущий

96

Поэтическое кредо: В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозеров «Кладовая ветра». С.145-146

Текущий

97

Шутя говорим о серьезном (на материале рассказа В.Ю. Драгунского «Куриный бульон») С. 146-154

Текущий

98

Гуляем по просторам Интернета:

знакомство с интернет ресурсами:

литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками. С. 154-156

Текущий

99

Размышления об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды»). Образ времени в скульптурах С. Дали.

С. 157-158

Текущий

100

Нельзя терять высоту.

Духовно-нравственный урок притчи В.А. Солоухина.

Стихотворение «Мерцают созвездья...».

С. 159

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы, СРО Занкова

Данные программы разработаны автором в соответствии с требованиями ФГОС для 1 класса СРО Л. В. Занкова по основным предметам....

ФГОС.Рабочие программы . Система Занкова Л. В. 3класс

Рабочие  прграмма составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...