Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет»."
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Квашина Елена Васильевна

Конспект урока литературное чтение в 3 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет».

Цель: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.docx24.42 КБ
PDF icon literaturnoe_chtenie.pdf2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературное чтение в 3 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет».

Цель: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.

Задачи:

Образовательные – формирование умений анализировать текст, рассуждать, мыслить, различать  сказки - переживания, сказки - размышления от сказки о животных, знакомство  с понятием «диалог».

 Развивающие – развитие  устной речи, мышления, исследовательских навыков, памяти, умений работы с разными источниками информации

Воспитательные – способствование воспитанию нравственных качеств, чувства ответственности за  других, формированию переживания любви к близким и друзьям, культуры общения на уроке.

Оборудование: учебники литературного чтения Н. А. Чураковой

1,2, 3 классы,  мультимедийный проектор; презентация; выставка книг.

                                                 Ход урока

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. В чём заключается его необычность, мы узнаем, анализируя новое произведение.

Рассмотрите выставку книг. Книги какого автора представлены на выставке(С. Козлова) Откройте содержание учебника, найдите с каким произведение С. Козлова мы будем работать на уроке.

Сформулируйте тему урока. (Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет»)

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Козлова, исследовать текст, определить главную мысль текста, понять, в чем заключается необычность урока.

2. Проверка домашнего задания

Выборочный пересказ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы».

3. Актуализация знаний

Работа в группах.

На столе у каждой группы лежат учебники по литературному чтению  1,2, 3 класса и сведения о С. Козлове.

1 группа находит произведения С. Козлова, изученные в 1 и 2 классах.

2 группа - произведения С. Козлова, изученные в 3 классе.

3 группа – информацию об авторе.

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились в 1 классе? (Стихотворение «Туман»)

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились во 2 классе?

Сказки: «Ежик в тумане», «Красота», «Тёплым тихим утром посреди зимы», «Заяц и Медвежонок», « Когда ты прячешь солнце мне грустно».

 Стихотворение: «Желудь»

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились в 3 классе?

Стихотворения: «Июль», «Мимо белого...», «Сентябрь»

Сказки: «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать»

Так какие же виды произведений писал С. Козлов? Сделайте вывод?

Вывод: С. Козлов писал сказки и стихотворения. Он поэт и сказочник.

3. Изучение нового материала.

Заслушаем рассказ 3 группы о жизни и творчестве С. Козлова?

С. Козлов написал книги: (выставка на слайде)

Посмотрите на тему урока еще раз. Попробуйте объяснить, о чём может пойти речь в произведении.

Работа в паре.

Прочтите разговор Маши и Миши на слайде. Приготовьтесь его прочитать в парах по лицам. (Дети читают в парах в полголоса. Затем одна пара читает вслух.)

  • Правда, мы будем всегда вместе?

-Правда.

  • Правда, мы никогда не расстанемся?
  • Конечно.
  • Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расстаться?..

Как вы думаете, о чём говорят Маша и Миша? ( О дружбе)

Об этой же ценности размышляют герои сказки. Имена, которых зашифрованы на слайде.        

(По мере расшифровывания появляются изображения героев.)

 Вспомнили этих героев? Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)

4. Первичное восприятие.

(Читает учитель.)

Слайд «Ежик и Медвежонок любуются месяцем»

5.Проверка воспринятого.

Что вы чувствовали, когда слушали эту сказку?

Маше она показалась очень грустной. А Миша даже расплакался. Почти весь текст состоит из разговора Ёжика с Медвежонком.

Прочитайте на слайде, как называется разговор между двумя лицами?

Разговор между двумя лицами называется ДИАЛОГОМ.

6.Чтение сказки по ролям

7.Анализ произведения.

Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику?

Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого.)

Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? (Нет)

Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик? (Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному без Ёжика.)

Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. (Если тебя нет, то и меня нет.) Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать в качестве названия сказки?

В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик ему очень дорог? (Я побегу и обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес. Переверну все вверх дном, и ты отыщешься.)

Теперь ещё раз посмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. (Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!) А они могут быть названием сказки?

Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок очень разные.

Почему же они вместе? (Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. Им приятно находиться рядом.)

Что случилось с Медвежонком в конце сказки? (Он рассердился, а может задумался)

8. Вторичное чтение по ролям.

Мише не понятно, какая это сказка. Он думает, что это сказка о животных. А как думаете вы? (В сказках о животных животные действуют, а не размышляют и не переживают.)

 Это особая сказка. Сказка-переживание, сказка размышление о жизни. 

О чём же эта сказка? (О ценности дружеских отношений, о значимости одного человека для другого, о смысле жизни.)

Посмотрите, что по этому поводу думают Маша и Миша. Вы согласны с ними?

Миша: «Это сказка о том, как страшно остаться без друга. Как страшно быть одиноким».

Маша: «Это сказка о том, что если кого-то любишь, то не представляешь себе жизни без него».

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг дороже денег.

Прочитайте, как начинается сказка.

А как заканчивается?

Сравните начало и конец.

Зачем автор дважды повторяет описание природы?

(Ночной пейзаж способствует грустным размышлениям. Ночью легко думать, мечтать, никто не отвлекает.)

Сейчас я предлагаю вам вместе с Ёжиком и Медвежонком понаблюдать за ночным пейзажем и подумать о близких вам людях, о преданности и верности, о ценности дружбы.

Звучит музыка, сменяются слайды.

9. Итог урока. Рефлексия.

О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений.)

Стали ли вы больше ценить своих близких друзей, родных?

Какие чувства вы испытываете после урока?

В чем же необычность урока? (Мы прикоснулись к глубоким переживаниям, которые важны для каждого из нас.)

10. Домашнее задание.

Читать сказку стр.170-172, нарисовать героев сказки.

11. Оценивание.

Урок окончен.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака",  в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературное чтение "Анализ произведения С. Козлова Красота

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему «Анализ произведения С.Козлова «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы»....